Высокая классика
(450–440 гг. до н. э.)
Период высокой классики — время расцвета всех видов искусства.
Архитектура.При Перикле греческое искусство архитектуры переживает «золотой» век своего развития. В это время создан самый замечательный ансамбль эпохи — Афинский Акрополь, возвышающийся над городом. В древнейшие времена Акрополь был средоточием политической и военной жизни города: прежде всего это было место обитания правителя. В конце 2 тыс. до н. э. Акрополь приобрел исключительно культовое значение. Во второй половине V в. до н. э. были возведены строгие и изящные здания из белого мрамора: Парфенон, Пропилеи, Храм Ники Аптерос; здание Эрихтейона строилось позднее. Планировка Эрихтейона учитывает рельеф; храм расположен в 2-х уровнях, имеет портики разной формы, в том числе знаменитый портик кариатид. Живописностью форм и свободой композиции он отличается от строгого величественного Парфенона.
Парфенон — одно из основных святилищ афинян, храм Афины — богини мудрости, войны и покровительницы Афин. Архитекторами-строителями Парфенона были Иктин и Калликрат. Скульптурное убранство было выполнено Фидием и его помощниками. Не размеры и величие Парфенона, а ясность форм и гармоническое совершенство создали ему славу одного из величайших достижений зодчества в истории.
Скульптура.В это время творил скульптор Фидий. Он был уроженцем Афин, здесь же были созданы его главные знаменитые произведения. Одна из них Двенадцатиметровая статуя Афины Парфенос (Афины-Девы). Прекрасный облик богини покоряет спокойной уверенностью и красотой; статуя была выполнена из золота (одежда и волосы) и слоновой кости (лицо, руки, ступни); основа статуи — деревянная. Фронтоны Парфенона, украшенные скульптурами, дают ясное представление о творчестве Фидия, о скульптуре периода расцвета классики вообще; гармония и величественность фронтовых скульптур достигнуты естественностью и свободой тонко прочувствованных движений, единством композиции, прославляющими красоту и совершенство человека. Среди статуй фронтона представлен весь Олимп; образы богов и героев — совершенное творение высокой классики. Творчество Фидия явилось вершиной в передаче внутренней «пластической жизни» статуи.
Современниками Фидия были знаменитые в античности скульпторы: Кресилай («Амазонка» и др.) и Поликлет («Дорифор» или «Юноша с копьём», «Диадумен» — статуя победителя с повязкой на лбу, «Раненая амазонка» и др.).
Вазопись.В эту эпоху вазопись развивалась в одном направлении с монументальной живописью и скульптурой. Сохранились сосуды с именами выдающихся живописцев, самым значительным из которых был Полигнот (сер. V в. до н. э). Художники пользовались, в основном, 4-мя красками: жёлтой, красной, белой, чёрной.
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1343;