Особенности Просвещения в Украине
Развитие, распространение идей Просвещения в Украине было обусловлено высоким уровнем духовной культуры. Уже в XVI - XVII вв. в Украине действовало много школ, издательств, других культурных центров. Так Павло Алеппский (архидьякон), побывав в Украине в 1654 году, отмечал, что в селах все дети учатся в школах, даже сироты, а людей, умеющих читать и писать много не только среди мужчин, но также и среди женщин[70]. Братства и братские школы стали центрами духовной культуры и фундаментом, на котором было основано высшее образование в Украине. Так путем слияния в 1632 году в Киевское братской школы и высшей Лавровской школы (при Киево-Печерской Лавре), организованной Петром Могилой в 11631 году образовался Киево-Могилянский коллегиум; при гетманстве Мазепы переименованный в академию. Киево-Могилянская академия стала первым высшим учебным заведением в Украине и центром духовной культуры. “Києво-Могилянська колегія”, що з 1700 р. Стала зватися Академією, до самого кінця XVIII ст. була школою загальноосвітньою, а не спеціальною; до неї вступала молодь всіх станів нашого громадянства, від шляхти й козацької старшини до посполитих включно. Крім українців і біларусів, сюди шли по науку й “московити” (великоруси), румини, болгари, серби, а почасті навіть греки й араби. Отже, ця школа була осередком освіти для всього православного світу, а за її зразком заводили в себе школи й інші православні народи, головним чином росіяни.
Так в Москві 1682 року було засноване Слов’яно-греко-латинську академію, а в XVIII ст. більш 20 семінарій в різних містах Московщини... Києво-Могилянська колегія ... дала шерег наших учених та письменників, підтримувала наше культурне життя не відстаючи від західних наукових течій”[71].
Филиалы академий позже стали центрами просвещения в Виннице, Чернигове, Харькове, Переяславле и других городах.
Наука и образование - два главных оружия Просвещения в борьбе за преобразование общества стали на Украине также средствами сохранения и развития национальной культуры.
В академии наряду с славянским, латинским, греческим, польским языками, богословием, риторикой, пиитикой, арифметикой, геометрией, астрономией, музыкой преподавалась и философия. Курс философии был 2-3-х годичным. Философия постепенно сбрасывала с себя схоластические, средневековые одежды; преподаватели в обосновании мировоззренческих проблем обращались не только к вере, но и к научным истинам, здравому смыслу.
Один из первых профессоров академии был Иосиф Кононович-Горбацкий (год рождения неизвестен - умер в 1653 г.) - философ, просветитель, автор “Учебника по логике”, “Оратора Могилянского”; придерживаясь теории двух истин, разграничивая предметы богословия (учения о боге) и философии (учение о реальном мире), сближал предмет философии с предметами естественных наук в частности, физики. Признавая существование бога как единственного творца, философ не отрицал субстанционности материи и формы, реальности пространства и времени; обосновывал номинализм - вторичность универсалий по отношению к конкретным вещам; большое значение придавал разуму, знаниям человека как основе свободы и гуманизма, подчеркивал, что нет на земле ничего более великого, чем человек, и ничего более великого в человеке, чем разум.
Прогрессивные, гуманистические идеи отстаивал Иннокентий Гизель (ок. 1600-1683) - церковный деятель, просветитель, историк, философ; в Киево-Могилянской академии читал философию и психологию, будучи архимандритом Киево-Печерской лавры собрал самую богатую на Украине библиотеку; автор философских работ “Світ з богом людини”, “Полный курс философии”. Гизель стоял на деистических позициях, признавая бога как творца мира и в то же время рассматривая материю как основу вечного круговорота природы; был одним из первых, кто познакомил студентов с учением Н. Коперника. В этике и социологии пропагандировал идеи гражданского гуманизма, утверждал, что счастье человек может достичь лишь в активной жизнедеятельности; считал, что если правила морали и обычаи противоречат разуму, то человек должен слушаться разума.
Многие идеи, ставшие позже центральными в Украинском просвещении, высказал Данило Саввович Туптало (1651-1709). В его работах: “Рассуждение об образе Божием и подобии в человеке”, “Летописец” центральное место занимает этическая проблематика. В основе его этики идея человека как микрокосмоса (позже она будет основана у таких мыслителей, как Г. Сковорода, Н. Бердяев и других). Различая в человеке две натуры - телесную и духовную, приоритет отдавал духовной - “внутреннему свету человека, его самопознанию”; негативно относился к телесному, материальному, усматривая в нем основу богатства, праздности, греха, перенасыщенности плоти (отсюда - некоторые элементы аскетизма его этики).
Проблемы этики и логики были центральными в лекционных курсах Иосифа Кроковского (год рождения неизвестен - умер 1718 году). Критикуя интеллектуализм Фомы Аквинского, Кроковский утверждает в человеке приоритет воли над разумом; считая волю более благородной потенцией человека, началом любых его действий.
С Киево-Могилянской академией связана деятельность известного украинского и русского писателя, церковно-политического деятеля, философа Стефана Яворского (1658-1722). В академии читал курс философии, состоящий из трех частей: логики, физики и метафизики, в котором популяризовал идеи Античной философии, философии эпохи Возрождения и Нового времени. В основе миросозерцания Яворского - пантеизм - отождествление бога и природы. Давний философский спор о соотношении материи и формы Яворский решает в пользу материи. Активность материи связывает с присущим ей движением, выделяя четыре вида движения: возникновение и уничтожение, рост и уменьшение, изменение качества, пространственное перемещение. Яворским был разработан новаторский для того времени курс психологии; в теории познания он вслед за Локком подробно изучал особенности рефлексии как вида познания, выделял пять основных ее видов: внутреннее ощущения (фантазия), воображение, образ, оценка, память.
Постоянным оппонентом С. Яворского по многим проблемам был Феофан Прокопович (1677-1736) - церковный и политический деятель, украинский и русский писатель, ученый, философ, Ф. Прокопович был одним из самых образованных людей своего времени, его библиотека насчитывала около 30 тыс. томов, он учился в Киеве, Львове, Риме, побывал во многих странах Европы, где познакомился с идеями просвещения и реформаторства, верность которым сохранил до конца жизни. В 1705-1716 годах преподавал в Киево-Могилянской академии, затем по приглашению Петра I переехал в Москву, затем в Петербург и стал советником царя по вопросам образования и религии, много сделал для распространения образования, организации школ; выступал за реформирование науки, отделение ее от теологии, освобождение человеческого разума от предрассудков; считал необходимым сближение философии с точными науками, организовал чтение курсов математики и физики. В познании вслед за Декартом важнейшим считал принцип сомнения, учил не верить слепо никому. Применяя этот принцип к истории, предупредил против легковесного оперирования фактами, утверждал, что история должна быть отображена такой, какой бы она не была. Сущность человека Прокопович видел в социальном бытии, в активной жизнедеятельности; человек, по его мнению, должен быть подчинен государству; светская власть должна быть выше духовной (церковной). Одним из центральных положений учения Прокоповича о государстве была идея просвещенного монарха, “философа на троне”, который имеет достаточно власти, образования, чтобы планомерно претворить в жизнь идеалы просвещения.
Гуманистические идеи, пантеистическое мировоззрение пропагандировал украинский педагог, писатель, философ, профессор Киевской академии Михаил Козачинский (год рождения неизвестен - умер в 1755 году). Цель философии, утверждал Козачинский, в том, чтобы помочь человеку достичь счастья; счастье же состоит в овладении благости, которые делятся на природные (удовлетворение физических потребностей в еде, одежде, жилье, и т.п.) и культурные (приобретенные в общественной жизни, не вытекающие из природы человека). Без природных благ, утверждает философ, человек не может прожить, однако они не делают человека счастливым; нельзя быть счастливым от чувственных наслаждений, власти, почести, богатства, славы; к настоящему счастью человек двигается внутренними путями - через познание, любовь к людям и Богу.
С религиозно-идеалистических позиций написан курс философии известного украинского и белорусского богослова, философа, церковного политического деятеля Георгия Конисского (1717-1795), который был профессором и ректором Киево-Могилянской академии.
Таким образом, идеи Просвещения не только были восприняты в Украине, но и получили своеобразное развитие. В чем особенности Украинского Просвещения (по сравнению с Европейским)?
Во-первых, если в Западной Европе идеи Просвещения стимулировались восходящим буржуазным способом производства и развивались вместе с Реформацией и буржуазными революциями, то в Украине Просвещение распространялось в рамках феодального общества (с сильной церковной властью и монархической формой правления в государстве). Западноевропейские просветители боролись против религии и церкви, многие из них были материалистами и атеистами, хотя некоторые как мы знаем, считали религию необходимым условием бытия человека. В Украине же просветителями, пропагандистами гуманистических идей, организаторами системы образования были в основном церковные деятели; а философия, не до конца освободившаяся от средневековой схоластики имела идеалистический, деистический или пантеистический характер.
Во-вторых, в Просвещении, как широком и разнообразном идейном течении выделяются два направления:
научно-просветительское:
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 657;