Этико-гуманистическое.
В западной Европе развивались оба эти направления; в Украине же - преимущественно этико-гуманистическое. Обращение к внутреннему миру человека (как его истинному бытию), к духовности, самосознанию личности, ориентации ее в мире духовных ценностей - вот главная задача воспитания, просвещение человека и философии как одного из средств просвещения. Особый, неиссякаемый интерес к нравственным проблемам, а также иррационализм - общие и главные черты отечественной философии (мы видели, как они проявлялись в философии Киевской Руси, в философии Просвещения, позже убедимся в их особенном проявлении в духовной культуре XIX и XX вв.)
Украинское просвещение, несмотря на отмеченные особенности, отличительные черты, по идейному содержанию ближе к западноевропейскому распространением идей гуманизма, утверждением идеала социально-активной, образованной личности, приоритетом духовных способов преобразования общества, преобразованием идей просвещенной монархии, стремлением к лучшему будущему, благу, счастью всех людей.
Для сравнения западноевропейского и отечественного просвещения проанализируйте фрагменты текстов:
Вариант 1.
(1). Григорий Сковорода
“Сіе-то есть быть щастливым - (узнать), найтить самаго себе. Лицемеры (говорится к нам), лицо небесное подлинно хорошо вы разбирать научились, а для чего не примечаете знаков, чтоб вам как по следу, добираться до имеющей ощасливить вас, истины? Все вы имеете, кроме что вас же самых найти не знаете и умеете, и не хащете. И пдолинно удивления достойно, что человек за 30 лет живет, а приметить не мог, что для него лучше всего и когда с ним наилучшее делается. Видно, что он редко бывает дома...”
Сковорода Г.С. Разговор пяти путников об истинном щастіи в жизни // Антология мировой философии. – К., 1991. – Т.1. – Ч.2. – С.234-236.
(2). Вольтер
“Неведом человек себе же самому
Кто я, куда иду, какой удел приму?
Рой жалких атомов над этой грудой праха,
У жребия в плену, на поводу у страха, -
Но зрячих атомов, чьи очи мысль зовет
Измерить пустоту безвестную высот;
Мы к бесконечному стремим свои желанья,
Не чая на земле вкусит самопознанья”.
Вольтер. Поэма о гибели Лиссабона // Вольтер. Поэмы. Философские повести. Памфлеты. – К.: Политиздат Украины, 1989. С.232.
Вариант 2.
(1) И. П. Пнин
“О человек! Что в мире зрю?
Снискавши мудрость сам собою
Через труды и опытность свою
Прошел препятствий ты пучину,
Улучшил ты свою судьбину,
Природной бедности помог,
Суровость превратил в доброту,
Вливал в сердца любовь, щедроту.
Ты на земле, что в небе бог!”
Пнин И. П. Человек // Русские просветители. Собр. Произв. В 2-х т. – М., 1966. – Т.1. – С.237.
(2) ГЕТЕ
“Мы побороть не в силах скуки серой,
Нам голод сердца большей частью чужд,
И мы считаем праздною химерой
Все, что превыше повседневных нужд.
Живейшие и лучшие мечты
В нас гибнут средь житейской суеты.
В лучах воображаемого блеска
Мы часто мыслью воспоряем вширь
И падаем от тяжести привеска,
От груза наших добровольных гирь.
Мы драпируем способами всеми
Свое безволье, трусость, слабость, лень.
Нам служит ширмой состраданья бремя,
И совесть, и любая дребедень.
Какой я бог! Я знаю облик свой.
Я червь слепой, я пасынок природы,
Который пыль глотает пред собой
И гибнет под стопою пешехода”.
Гете И. В. Фауст // Избр. произв. в 2-ч т. – М.: Правда, 1985. – Т.II. – С.148-149.
Вариант 3.
(1) А. Н. Радищев
“... О, человек, хотя ты есть существо сложное или однородное, мысленность твоя с телом разрушаться не определенна. Блаженство твое, совершенствование твое есть твоя цель. Одаренный разными качествами, употребляй их цели твоей соразмерно, но берегись, да не употребишь их во зло... Ты в себе заключаешь блаженство твое и злополучие. Шествуй во стезе, природно начертанной, и верь: ... состояние твое будущее соразмерно будет твоему житию, ибо тот, кто сотворил тебя, тот существу твоему дал закон на исследование, коего устраниться или нарушить невозможно; зло тобою сделанное, будет зло для тебя. Ты будущее твое определяешь настоящим; и верь, скажу паки, верь, вечность не есть мечта”.
Радищев А. Н. О человеке, его смертности и бессмертии // Избр. философ. Соч. - М., 1949. - С.398.
(2) Вольтер
“Раскроем крылья в небесах пошире
И поглядим, что происходит в мире.
Увы, такой же ад и белый свет,
И здесь невинности покою нет.
Здесь добродетель топчут лицемеры;
Ум, вкус, искусство, славные дела
Умчались прочь, в заоблачные сферы;
Политика - труслива и подла -”
Над всем главенствует, все заменяет;
Исподтишка святоша направляет
Оружье дураков на мудреца;
И Выгода, чьей власти нет конца,
Чей слух не режет гром сраженья гулкий,
Разлегшись возле денежной шкатулки,
Сильнейшему слабейший подает.
О люди! Жалкий и виновный род!”
Вольтер. Орлеанская девственница // Вольтер. Поэмы. Философские повести. Памфлеты. - К.: Политиздат Украины, 1989. - С.76
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 573;