Античная эпоха
Демокрит (460-370 до н. э.), древнегреческим философ античной эпохи, высказал предположение, что мышление вторично относительно ощущения и восприятия. Эти чувственные представители познания способны дать лишь поверхностную картину внешнего (материального) мира. Мышление же позволяет человеку проникнуть в глубь этого мира
Сократ (469-399 до н. э.) и его ученик Платон (427-347 до н. э.) утверждали, что способность мыслить заложена в идеальном, а не материальном и душе человека, вселенной в него Богом. В основе мышления лежат не ощущение и восприятие, принадлежащие внешнему миру, а «понимание», состоящее в припоминании знаний, изначально заложенные в душе. Поэтому мышление должно быть направлен.» не вовне, а внутрь себя («Познай самого себя»). платоновский механизм мышления состоял в поиске и «оживлении» врожденных «идей».
Аристотель (384-324 до н. э.) вернул ощущении» и восприятию статус «первооткрывателей» внешнего материального мира, предсказанный Демокритом. По его мнению, отдельные виды ощущений (зрительные слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные обрабатываются в «общем чувствилище» и создают базу для мышления. Таким образом, мысль объединяет множество чувственных форм. Что же касается самой природы мышления, то она заключена в верхнем разуме, абсолютно не связанном ни с телом человека, ни с его «индивидуальным мышлением».
Сенека (4 до н. э. - 65 н. э.) и Эпиктет (ок. 50-10), представители римского стоицизма, видели сущность мышления в образовании всеобщих представлений через переработку чувственных ассоциативных впечатлений в главенствующей (материальной и неделимой) части души.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 883;