Античная драма 2 страница
В 10 песне «Ада» Форината Уголино – вождь гибеллинов - беседует с Данте, и мы узнаем, что его и в Аду волнуют интересы политической борьбы, судьба его сторонников, изгнанных из Флоренции, ему горше, чем ложе его мук. А в 32-33 песнях Данте рассказывает о земных муках Уголино, и мы понимаем, что поэт сострадает политическому врагу, заключенному при жизни своим врагом Ружьери вместе со всей семьей в башню голода, где Форината медленно гибнет вместе с детьми.
Так выражается ещё одна идея эпохи Возрождения – идея гуманизма, интереса и любви к человеку, сострадания его чувствам, борьбы за его свободу, счастье, всестороннее развитие. Противоречивое изображение некоторых грешников в комедии объясняется тем, что Данте понимает, за что грешники осуждены на муки, но одновременно и сострадает им.
В 5 песне «Ада» он рассказывает читателям историю Франчески да Римини, выданной замуж обманом за хромого урода и влюбившейся в его брата Паоло. Оба они были убиты ревнивым мужем и теперь их души кружатся в вечном вихре, стремясь догнать друг друга. Данте сочувствует влюбленным, там самым выдвигая идею нового отношения к любви как к свободному влечению.
Идея любознательности и личной инициативы, характерная для эпохи Возрождения, отражается в «Божественной комедии» в истории Улисса, то есть Одиссея. Он находится в 8 кругу Ада, так как опять не смог спокойно жить на своей родной Итаке и отправился в путешествие до огромной горы на западе, где находится Чистилище. Улисс погиб в море, наказанный за свою любознательность, но, попав в Ад, он не раскаивается. Данте видит в его характере новый тип человека эпохи Возрождения, смелого, предприимчивого, который, обращаясь к людям, произносит:
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и знанью рождены.
Художественные особенности поэмы заключаются в том, что это первое реалистическое произведение эпохи Возрождения. Сквозь фантастику религиозного жанра и богословскую символику мы видим живые человеческие характеры, нравы той эпохи. Произведение написано не на латыни, а живым народным языком – тосканским наречием Флоренции, родины Данте. Это наречие потом станет основой нового итальянского литературного языка. Оценивая значение этого произведения, В.Г.Белинский называл «Божественную комедию» «истинною «Илиадой» средних веков».
К 15 веку Италия стала страной классического Возрождения и стремление авторов изобразить личное самосознание человека, отстоять самостоятельные идейно-культурные интересы в искусстве, литературе, культуре проявились в творчестве ещё одного великого поэта итальянского Возрождения. Им стал Франческо Петрарка, прославившийся, прежде всего, своими «Канцоньере», то есть сонетами, обращенными к его возлюбленной Лауре.
Его сонеты характеризуются романтикой личных переживаний. Любовь в них изображается как чувство одухотворенное, целомудренное, чувствительное и грустное, преклонение издалека перед прекрасной дамой, и при жизни, и после её смерти. Возлюбленная представляется мечтой, поэты стыдятся своих чувственных влечений, подавляют их в себе. Отсюда рождается новый стиль любовной лирики, названный «dolce stil nuovo» - новый сладостный стиль.
Поэты позднего итальянского Возрождения (вторая половина 15 - 16 вв.) - М. Боярдо и Л. Ариосто - создают пародийно-рыцарские поэмы, уже свободные от религиозных идеалов, более трезвые по умонастроениям, представляющие собой пародию на выспреннюю, романтическую любовь к женщине и идеалы рыцарства.
М.Боярдо в поэме «Влюбленный Роланд» показывает, как известный уже читателям герой-рыцарь совершает все свои подвиги, невероятные и волшебные, вовсе не из патриотизма и любви к государю, а ради любви к девушке Анжелике. абсолютно равнодушной к нему.
Л.Ариосто продолжает эту тему в поэме «Неистовый Роланд», в которой главный герой теряет голову от любви и превращается в несамостоятельное существо, которое преследует Анжелику и её возлюбленного юношу-сарацина.
Поэт Торкватто Тассо в поэме «Освобожденный Иерусалим», напротив, пытается дать религиозное обоснование завоевательской борьбы христианского рыцарства против турок. На этом фоне он показывает нам любовные истории рыцарей, изображенные иронически и вплетенные в основной воинский конфликт сюжета.
Разительный идейно-художественный контраст лирике составило творчество прозаиков-новеллистов того периода Франко Сакетти и Джованни Боккаччо.
Особый интерес представляет собой известный на весь мир сборник новелл (т.е. коротких рассказов) Д.Бокаччо «Декамерон».Он состоит из 100 новелл, различных по содержанию, но общих по идейной направленности, которые рассказывают в течение 10 дней 10 юношей и девушек, ушедших из города, чтобы переждать бушующую там эпидемию чумы.
Основные идеи произведения:
1.острая критика дурных нравов старого феодального общества (семейного деспотизма в феодальной аристократической среде или развращенности монахов, изображаемых с насмешкой);
2.вохваление куртуазной рыцарской любви и утверждение права женщины на свободу её сердечных привязанностей;
3.сочувственное изображение невероятных приключений на суше и на море, проделок гуляк и шутников, разрушающих старые моральные представления.
В новеллах Боккаччо всегда найдется доля натурализма, но в основном - это реалистические произведения.
Испанское Возрождение, возникшее позднее итальянского, выразилось в произведениях романтического эпоса и в различных жанрах драматургии.
Позднее испанское Возрождение (начало 17 века) представлено творчеством Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547-1616 гг.), написавшего роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий» в 2-х томах (1т. - 1605г., 2т. - 1615г.). Биография Сервантеса весьма примечательна. Его отец был обедневшим дворянином, то есть «гидальго», ставшим лекарем. Сам он окончил Университет и поступил на военную службу во флот. Во время сражения был ранен, лишился левой руки, был захвачен корсарами и пять лет провел в плену в Алжире. После освобождения он решил заняться литературой, но чтобы прокормиться, устроился на службу чиновником по сбору налогов. Он жалел тех, с кого должен был брать налог, и вскоре очутился в тюрьме, за то, что плохо выполнял свою службу.
Роман Сервантеса представляет собой пародию на устаревшие рыцарские романы. Автор с прогрессивно-демократическими взглядами высмеивает героя-рыцаря, совершающего в честь своей «дамы» невероятные и очень смешные подвиги.
Но в обстановке реакционно-бюрократической Испании попытки Дон Кихота возродить идеалы чести, благородства и мужества, хоть и комические, превращаются в вызов всему низменному состоянию общества, а его нравственная сила вызывает сочувствие к герою. Поэтому первоначальная пародия воспринимается как очень противоречивый, но верно осознанный литературный тип.
Реальная широкая картина жизни современной Сервантесу Испании позволяет автору выразить ряд прогрессивных идей:
- гуманистические идеи, протест против гнета, нищеты, бесправия народа. Гротескно благородный идальго создает контраст его представлений и реальной действительности. Безумие Дон Кихота используется как средство сатирического изображения обветшалых феодальных ценностей, но одновременно выражает и высшие идеи эпохи Возрождения. Дон Кихот выступает в защиту слабых и обездоленных, высказывает демократические идеи, произносить пламенную речь о свободе, отстаивает принципы защиты Родины, жизни, семьи, имущества;
- ум и красота души людей «третьего» сословия проявляются в характере верного слуги и оруженосца Дон Кихота Санчо Панса. Он по-своему понимает идеи гуманизма в наставлениях своего хозяина. Со свойственным человеку из народа прагматизмом и здравым смыслом он вовсе не стыдится своего неблагородного происхождения, а когда становится губернатором из-за злой шутки аристократов, то в деле губернаторства руководствуется идеями справедливости и милосердия, а не личным произволом. Мы понимает, что для Сервантеса Санчо Панса самый настоящий положительный герой - человек трезвый, сочетающий материальные интересы и мечты о богатстве с мудростью и человечностью, а также с бескорыстной привязанностью к хозяину.
В драматургии испанское Возрождение представлено творчеством Лопе де Вега, сочетавшего стихийный демократизм с идеей признания национального значения королевской власти. Так, создавая пьесы на исторические сюжеты, он пишет социальную драму «Фуенте овехуна» (Овечий источник), с которой бесчинства и насилие командора Гомеса над крестьянами приводят с восстанию крестьян во главе с оскорбленной Лауренсией. После убийства ненавистного командора крестьяне дружно и смело ведут себя на следствии и под пыткой, поэтому удостаиваются вмешательства короля, берущего крестьян под свою защиту.
С одной стороны, пьеса раскрывает огромные нравственные силы народного движения, с другой - создает иллюзию, что королевская власть стоит и над народом, и над угнетателями.
Лопе де Вега создал также пьесы на современную тематику, так называемые «комедии плаща и шпаги», в которых с большим сочувствием изображает частную жизнь испанского дворянства. Острые конфликты любви, ревности, соперничества, интриг со счастливой развязкой гуманистически показывают и раскрывают полноту и силу чувств человеческих личностей («Собака на сене» «Валенсианская вдова»).
Французская литература эпохи Возрождения начала развиваться с первой половине 16 веке. Особенно ярко она проявилась в творчестве Франсуа Рабле, создававшего в течение 16 лет сатирический роман в 5 книгах под названием «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Франсуа Рабле родился в провинциальном городе Шиноне, его дед был крестьянином, отец выучился на адвоката и купил поместье. Сам Рабле сначала вступил монастырь, потом покинул его, окончил медицинский факультет, первоначально служил врачом в Монпелье, а потом стал домашним врачом епископа, с которым дважды ездил в Рим, когда того приглашали на конклав выбирать нового папу.
Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» представляет собой грандиозную сатиру на королевскую власть и её особенности (феодальные войны, схоластику церкви), так как героями этой книги стали отец и сын короли, существа огромные, тучные, неуклюжие, наивные и нестрашные, в полном соответствии с устной народной французской фольклорной традицией.
Основные идеи произведения:
1. Идея реабилитации плоти, материальной природы человека - гиперболизированное, веселое, грубоватое сатирическое повествование о дурачествах королей.
2. Воспитательные идеи. Педагогические проблемы в романе представлены контрастом между воспитанием Гаргантюа его первым учителем - Гюбалом Олоферном и вторым воспитателем - Панократом. Первый учитель представляет собой злую сатиру на схоластическую педагогику, которая отупляет ребенка, убивает его активность через постоянную зубрежку. Второй учитель будущего короля представляет собой новую гуманистическую педагогику, старается связать теорию с практикой в обучении, использовать собственные наблюдения и опыт учащегося. Эти же идеи выражены в письмах Гаргантюа к Пантагрюэлю, в которых он призывает сына изучать науки, восхваляет культуру, сменяющую средневековое невежество. Педагогический идеал Рабле - индивидуальное воспитание и идеальное общежитие.
3. Идея осмеяния захватнических войн. Отец Гаргантюа Грангузье вел войны против Пикрошоля из-за ничтожного повода - драки между виноградарями и пекарями из-за лепешки. Всё это вылилось в результате в мечты о мировом господстве с подачи министров, превратилось как любая междуусобная война в разбойничий грабеж народа захватчиками. Именно это заставляет героя романа выступать против феодальных воззрений на войну и высказывать мечту о справедливом монархе.
4. Идея осмеяния католической церкви ярче всего проявилась в последних двух книгах романа о символическом путешествии Пантагрюэля и его друзей к «Оракулу божественной бутылки» с вопросом: «Стоит ли Панургу жениться?» Во время своего плавания друзья попадают на разные диковинные острова, представляющие собой сатиру на важнейшие явления французского государства: феодально-церковный гнет, перешедший в войны католиков против кальвинистов, при этом протестантство, так же как и католицизм, выступает против гуманистических идей. Все это сатирически изображено как религиозные войны папефигов и папеманов. Паразитизм духовенства высмеивается также в показе посещения путешественниками острова, населенного птицами, питающимися данью со всех концов света. Есть ещё остров Застенка, на котором живут грозные пушистые коты, из лап которых можно выбраться только с помощью золота (намек на средневековые суды).
5. Идея счастливого общества. Рабле создает свою собственную утопию - Телемскую обитель, построенную Гаргантюа для монаха брата Жана в награду за военные подвиги, когда он один из монахов отправился на войну. В этой обители, название которой происходит от греческого слова «телема», что означает «свободное желание», нет никаких законов и правил. Здесь живут здоровые и красивые мужчины и женщины в полном согласии гармонии интересов.
Художественные особенности:
1.роман, т.е. большая эпическая форма;
2.сатира с использованием аллегории и гротеска;
3.связь с традициями устного народного творчества.
Английская литература эпохи Возрождения формируется в последней четверти 16 века, проявляется в основном в драматургии (К.Марло, Р.Грин, В.Шекспир). Например, трагедия Кристофера Марло «Тамерлан Великий» - главный герой которой представлен обладателем титанического характера, воли, веры в силу разума, враждебности к деспотизму, церкви и религии (сжигает «Коран»).
Вильям Шекспир, великий драматург эпохи Возрождения, в пьесах о частной жизниутверждает в характерах своих героев свободу, благородство переживаний вопреки предрассудкам старого мира («Ромео и Джульетта» - любовь выше долга перед семьями и кровной вражды; «Отелло» - Дездемона, патрицианка, полюбившая черного наемника).
В пьесах об общественной жизни Шекспир рассматривает проблемы общенациональной деятельности королевской власти. Но только в одной их них («Генрих 5») монарх действует у него в национальных интересах, во всех других - монархи честолюбцы, интриганы, борющиеся только за собственную власть («Генрих 4», «Генрих 8», «Макбет») или неспособные благодаря личной слабости управлять государством («Ричард 2», «Генрих 6», «Король Лир», «Антоний и Клеопатра»).
Шекспир выражал в пьесах гуманистическую направленность своих взглядов, которая проявлялась в большой глубине психологического раскрытия характеров даже отрицательных персонажей, внутренней противоречивости их переживаний. эмоциональной непосредственности и гиперболичности семантически-интонационного строя их речи.
Биография Шекспира (1564 - 1616) - Ш. родился в Стратфорде-на-Эвоне, отец - перчаточник, окончил грамматическую школу, в 18 лет женился, переехал в Лондон и поступил в труппу Бербеджа, с 1599 года становится хозяином и автором пьес для театра «Глобус», в 1612 году возвращается домой1 в родной город.
Шекспировский вопрос в литературе - авторство текстов не установлено, о самом Шекспире очень мало биографических сведений, поэтому то и дело возникают различные гипотезы о происхождении поэта или его подлинном имени, так как самая распространенная версия его появления - аристократ заплатил за право пользоваться именем Шекспира (Бэкон, Ретленд, Мальборо).
Значение творчества Шекспира - запечатлел гибель феодального общества и рождение буржуазного, при этом критиковал и то, и другое.
Этапы творчества Шекспира. Исследователи выделяют 3 периода творчества: 1 - 90-е годы 16 века - комедии, исторические хроники, «Ромео и Джульетта», сонеты, 2 - 90 - 1608 - трагедии, 3 - 1608-1616 - фантастические комедии.
Первый период творчества. Характеризуется поэтическим изображением образов людей, прекрасных, добивающихся счастья. Критика Ш. - против феодальных устоев, ставших преградой для счастья людей. Именно об этом его самая светлая трагедия этого периода - «Ромео и Джульетта», в которой свободе в выборе любви мешают две знатные семьи Вероны Монтекки и Капулетти, а гуманистическая идея пьесы выражается устами монаха Лоренцо.
Сонеты представляют собой образцы лирической поэзии эпохи Возрождения, в который Ш. касается множества проблем, не толь любви (дружбы, философских размышлений, вопросов художественного творчества). Он передает тончайшие переживания человека в красочных и неожиданных образах, выступает против традиции идеализировать женщину.
Комедии Ш. - проблема любви и счастья разрешается с большой легкостью и весельем («Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь», «Укрощение строптивой»).
Исторические хроники - сюжеты из английской истории 15 века, в них показан процесс распада старой феодальной аристократии и укрепления сильной монархии. Шекспир в своем патриотизме верит в мудрого монарха, но при этом создает самый выразительный образ короля-злодея («Ричард 3» - урод, убивающий вокруг себя всех, кто может претендовать на трон, даже свою возлюбленную - леди Анну).
Второй период творчества. Характеризуется в биографии Ш. кризисом гуманизма, что было связано с сильнейшими противоречиями в общественной жизни Англии. Английская монархия становится оплотом реакционной аристократии и католицизма. Пуританство выступает против гуманистической культуры (английские пуританские купцы против театра). Трагедию гуманизма Ш. видит в том, что его идеалы неосуществимы в ту эпоху, в которую он живет, именно это он и изображает в своих трагедиях этого периода.
«Гамлет» (1601) - в этой трагедии Ш. создает образ гуманиста, столкнувшегося с миром, который живет по старым традициям. Его мысль отомстить за отца не обычная кровная месть, а общественный долг борьбы за правое дело, м превращается в историческую задачу гуманизации общества. Гамлет закончил Виттенбергский Университет, пишет стихи, рассуждает с актерами о принципах реализма, благороден, умеет дружить, обладает большой силой воли, находчив. Он не спешит вершить месть, медлит, размышляет о ценности самой жизни, то есть его поведение обнажает конфликт между гуманизмом и монархией. Этот конфликт прежде всего раскрывается через изображение короля и королевского двора (король - злодей Клавдий). Гамлет - Лаэрт - Фортинбрасс - все трое мстят за смерть отцов, то есть Гамлет сталкивается с целым обществом, враждебным ему.
«Отелло» - опять тема гибели лучших людей из-за их внутреннего разлада с собой. Мавр - полководец республики Венеция, на пути которого встает титанический злодей Яго. Но при всей трагичности истории моральная победа на стороне Отелло, когда он узнает правду и освобождается от Яго хотя бы ценой своей жизни.
«Король Лир» - образ человека и трагедия человека, ослепленного феодальными привычками и традицией произвола. За нежелание льстить он изгоняет от себя единственную любящую его дочь. Лир погибает, но ценой тяжкого жизненного опыта приходит к идеям гуманизма - о тяжелом положении народа, его бесправии, власти богатства, несправедливости.
«Макбет» - единственная трагедия Ш., в которой благородный человек превращается в злодея. Макбет - храбрый воин и верный вассал короля Дункана, но под влиянием жажды власти и зла (жены и ведьм) обращается в кровавого тирана, поэтому гибель его неизбежна.
Третий период творчества. Мрачные реалистические конфликты в произведениях Ш. получают сказочное разрешение. Главная мысль - показать победу добра в мире мечты, если в реальности она невозможна. В пьесе «Буря» герцог Просперо попадает на необитаемый остров, там встречает повелителя духов и видит торжество справедливости.
Художественные особенности творчества В. Шекспира.Его реализм можно определить как просветительский реализм, который включает в себя стремление:
- изобразить судьбу отдельных людей на фоне общественной жизни;
- изобразить широкую картину окружающей жизни, общественной обстановки;
- изобразить все жизненные явления и человеческие характеры с разных сторон, не застывшими, а меняющимися;
- показать жизнь в контрастах (возвышенное с низменным, трагическое с комическим).
Литература эпохи классицизма (17 – начало 18 века)
Эпоха началась в 17 – начале 18 века во Франции и проявилась в литературе социально развитых народов Европы, так как их передовое естественнонаучное философское и политическое мышление достигло больших успехов. В это время господствуют рассудочные принципы классификации накапливающихся знаний и метафизическое понимание жизни и природы.
Это повлияло прежде всего на Францию, так как там сложилась соответствующая политическая обстановка. В жизни обоих привилегированных классов – дворянства и буржуазии - возобладали общенациональные тенденции, связанные с политическим абсолютизмом королевской власти. Классицизм во Франции возник в период укрепления абсолютной монархии, наивысший расцвет которой пришелся на период царствования Людовика 14 («Государство – это я!»), делившего общество на 3 неравные составляющие (духовенство, дворянство, третье – все остальное население). Французская абсолютная монархия выполняла в это время прогрессивную роль и стремилась подчинить себе культуру и искусство, регламентируя систему строгого подчинения правилам, организованность и упорядоченность против анархии.
Ришелье основал в 1634 году Французскую академию, Людовик 14 оказывал личное покровительство видным писателям, поэтам, музыкантам, художникам. Они должны были не посягать на устои феодального общества, поддерживать абсолютизм, укрепление абсолютной монархии, создание единого централизованного государства, что соответствовало общим национальным интересам.
Таким образом, основой классицизма стала идея государственности, борьбы против своеволия, анархии, идея службы и государственного долга, подавления личных чувств во имя государственных интересов. Художественное творчество при этом получало несколько придворный оттенок, но при этом имело и большое общечеловеческое и общенациональное содержание. Оно проявлялось в стремлении к созданию национальной литературы, в которой нашли бы выражение самые насущные жизненные интересы всей нации.
Большое влияние на формирование идей классицизма оказала и философия Декарта, его учение о разуме как высшем критерии истины, а также открытия в естественных науках (Галилей, Ньютон). Разум в художественном творчествеявляется единственно верным руководителем в противовес чувствам и воображению, а также противником средневековой схоластики и мракобесия религии.
Всё это вызвало соответствующее мировоззрение (рационалистическое), породившее мощное литературное направление классицизм с определенными творческими принципами. Главный эстетический принцип классицизма – требование подражания природе, то есть реальной человеческой жизни, проникновения в сущность происходящих явлений (реалистические тенденции), раскрытие основных закономерностей психической деятельности человека.
Но при этом классицисты предостерегали от подражания низменной природе, от воспроизведения грубых, безобразных, пошлых сторон действительности, природа должна представать в облагороженном виде в их произведениях.
В произведениях классицистов духовная жизнь людей была оторвана от внешних материальных форм и условий человеческого существования, материальная сторона признавалась недостойной внимания художника. Прогрессивная идея раскрытия существенного в поведении человека представала в самом общем виде, отсюда – схематизм, односторонность, однокачественность характеров.
Таким образом, классицисты обладали очень отчетливой и законченной системой гражданско-моралистических убеждений и последовательно отражали их в своем творчестве. Впервые в истории литературы творческое течение было оформлено на теоретическом уровне. Сначала законодателем классицизма стал Малерб, позднее Буало.
Франсуа де Малерб (1555 – 1628) писал торжественные оды, возвеличивавшие королевскую власть, её гражданскую деятельность, приносящую благо всему обществу, открывшую ему возможность мирного процветания. Это, на его взгляд, и явилось проявлением общих законов разума, а поэзия и должна служить разумным целям, строиться на принципах разумности, воплощать строгость и ясность мысли, стройность композиции и чистоту речи.
Никола Буало, который прославился сатирами, продолжил эти идеи в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» («L`art poetique», 1674), ставшим манифестом французского классицизма и сформулировавшим эстетику классицизма. Все жанры в своем произведении он разделил на высокие и низкие. Каждая группа жанров должна была иметь свою особую идейно-эмоциональную направленность и соответствующую ей художественную форму.
Высокие жанры (эпопеи, оды, поэмы, трагедии) должны:
- касаться сферы государственной политической деятельности,
-обладать общим возвышенным поэтическим стилем,
-быть написаны возвышенным языком,
-не содержать никаких комических эпизодов.
Низкие жанры (сатиры, басни, комедии, эпиграммы) касаются частной жизни горожан и должны создаваться на языке, приближенном к повседневному разговорному языку.
Именно в этом нужно было опираться на творческие достижения античной литературы. Буало выражал готовность подражать античным авторам, рассматривал искусство древней Греции и Рима как классический, высший образец для подражания. При этом он ориентировался на столько на греческое (как в эпоху Возрождения), сколько на римское искусство эпохи Цезаря и империи, думал о возрождении практики великих античных героев – теоретиков искусства. Новая проблематика, другое миропонимание должны были наполнить творчество современных ему авторов, а герои всецело подчиняться рациональной мысли автора эпохи просвещенного абсолютизма.
Самыми известными авторами-классицистами являются драматурги (П.Корнель, Ж.Расин Ж.Мольер), так как драматургия в классицизме – лучшее средство показать зрителям величие гражданских добродетелей и пагубность гражданских пороков.
Для классического драматического произведения Буало выдвигает требование единства времени (конфликт возникает и разрешается за 24 часа), места (действия конфликта происходят в пределах одного помещения) и действия (только 1 сюжетная линия, без отступлений, сосредотачивается вокруг основного конфликта), требующие от драмы единого конфликта, компактности во времени и пространстве. Пьеса должна была раскрывать только добродетели или пороки действующих лиц, отвлекаясь от психологических и бытовых подробностей жизни героев, что влекло за собой явный авторский приговор.
Каждый герой на сцене действовал или говорил, чтобы выявить в себе отвлеченно понятую автором добродетель или порок, что придавало пьесе одностороннее рассудочное содержание и публицистическую направленность.
Такое же тенденциозное значение получало и развитие конфликта: события должны были приводить добродетель к торжеству, а порок к наказанию. В пьесе должна быть обязательная развязка, пусть даже иногда она происходила из-за вмешательства посторонних сил.
Классицизм формировался в борьбе против барокко с его помпезностью, нагромождением событий, пышными замысловатыми оборотами. Прециозная, то есть изысканная литература, усложненная форма при бедности содержания была характерна для этого стиля. Отсюда стремление классицизма противопоставить барокко гармонию, строгую композицию, ясность и точность языка, сосредоточиться вокруг основного конфликта, максимально приблизить пьесу к ощущениям зрителя, который её смотрит в течение нескольких часов.
Дидактический характер драматургии в основном проявлялся в «высоком» жанре гражданских трагедий, показывавших конфликт между гражданским долгом и личным чувством в сознании героя. Метод классицизма выработал особый подход к изображению человеческой личности – рационализм – торжество мысли и высокий нравственный пафос.
Значение классицизма для развития мировой литературы велико, так как он требовал от автора:
- высокой дисциплины творчества;
-принципиальности творческой мысли;
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1034;