Античная драма 4 страница

Окончание повести. Кандид и его друзья получают участок земли около Константинополя. Кандид говорит: «Будем работать, не рассуждая, это единственное средство сделать жизнь сносною». Вместо пустого существования, паразитизма и неустроенности «будем возделывать наш сад» - то есть идея творческого созидательного труда.

Художественные особенности:

- повесть целиком подчинена задаче пропаганды просветительских идей; ради этого Вольтер изображает огромное, неправдоподобное количество приключений, нарушает хронологию, вводит фантастические образы;

- реализм повести отражается в глубине изображения существенных сторон обличительной действительности, даже при отсутствии правдоподобия в описании конкретных ситуаций, повесть является обличительным материалом, обладает политической остротой.

«Орлеанская девственница» - героико-комическая поэма (1757), «История России в царствование Петра Великого» (2 тт., 1759-63).

Просветительская литература второй половины 18 века

Просветительское движение в Европе получает огромный размах. В 1751г. во Франции выходит 1 том «Энциклопедии» Дени Дидро (1713-1784), который 20 лет работал над ней, собрал большой круг авторов и общими усилиями сформулировал новую просветительскую точку зрения по всем вопросам.

Дидро во Франции и Лессинг в Германии активно критикуют классицизм, потому что его эстетические принципы мешают дальнейшему развитию литературы, они выдвигают программу просветительского реализма.

В это же время основоположник сентиментализма Лоренц Стерн (1713 - 1768) выдвигает свою программу: главное в изображении человека не разум, а чувства. Сентиментализм требует от произведения отзывчивости к людям, изображения природы, умения видеть в человеке неповторимое, умения оценить особый склад души и её богатство, что отражается также в гуманистических идеях Руссо и в идеях авторов движения «Бури и натиска».

Жан-Жак Руссо (1712-1778) - родился в г. Женева (Швейцария), в семье часовщика. Служил учеником гравера, лакеем, секретарем. Самостоятельно получал образование, терпел лишения, так как не признавал никаких покровителей («Честная бедность лучше обеспеченной роли приживальщика») и представлял левое крыло французских просветителей.

Трактат «Рассуждение о науках и искусствах»(1750) - шел в тюрьму навестить Дидро, посаженного туда за долги, и увидел объявление о конкурсе на тему: «Способствовало ли улучшению нравов возрождение наук и искусств?». Основная мысль трактата: «Наши науки и искусства обязаны своим происхождением нашим порокам», и именно они помогают держать народ в рабстве. Вместо разума как основы прогресса Руссо выдвигает чувство,так как в чувстве человек обнаруживает себя как часть природы. Отсюда лозунг «Назад к природе!».

Трактат «Общественный договор» (1762) - уже первая фраза говорит о его характере: «Человек рожден свободным, а между тем он везде в оковах». Поэтому будущее разумное государство должно быть основано на договоре всех граждан. Это должно быть государство свободных и равных людей, объединившихся в мощный коллектив (народ - граждане - подданные).

Трактат представлял собой своеобразный проект конституционной республики, которая должна прийти на смену монархии после ликвидации феодализма. Принципы общественного договора были положены в основу законодательных актов во время буржуазной революции 1789-94гг.

В этом же произведении было дано обоснование идеи революционного террорапротив врагов народа, аристократии и духовенства: общество имеет право силой заставить человека быть свободным, если он отказывается уважать свободу народа.

Трактат также развивал идею народоправия: кухарка может управлять государством.

В художественной литературе Ж.-Ж. Руссо считается основоположником французского сентиментализма.

«Юлия, или новая Элоиза» (1761) - роман в письмах о любви богатой девушки-дворянки бедного учителя Сен-Пре. В романе автор изображает:

- сословные предрассудки как непреодолимое препятствие, протест против них;

- сентиментальные излияния героя и героини;

- на первом плане интересы человеческой личности, обычной, но великой в своей любви.

«Исповедь» (опубликована после смерти автора в 1782) -откровенный рассказ о жизни без прикрас обычного человека из третьего сословия.

После смерти Руссо в годы революции (1789-94) он пользовался огромной славой. Барельеф Руссо на камне из разрушенной Бастилии был установлен в зале Законодательного собрания, в 1794 его прах перенесли в Пантеон, а в 1815, в эпоху Реставрации, выкрали оттуда.

Пьер Огюстен Карон (Бомарше) (1732-1799) - французский драматург. Биография: сын часовщика, энергичный, предприимчивый, усовершенствовал часы, судился за авторские права, купил себе должность при дворе - обучал игре на арфе дочерей Людовика 15, стал компаньоном банкира, участвовал в различных спекуляциях, разрабатывал проект компании по торговле неграми, потом стал поставщиком оружия для Америки. Разбогател и купил дворянское звание, в 1773 году проиграл судебный процесс и опубликовал «Мемуары» с критикой суда и чиновничества, которые были сожжены по приговору суда рукой палача. Основной девиз творчества: «Забавлять, поучая».

«Севильский цирюльник»(первая часть его трилогии о Фигаро - 1775). Содержание - влюбленный старик опекун Бартоло полагает жениться на своей воспитаннице Розине, влюбленный молодой человек граф Альмавива опережает его и в тот же день при помощи своего слуги Фигаро женится на девушке.

Острая сатирическая комедия, где главный герой Фигаро - ловкий и энергичный сын неизвестных родителей, украденный в детстве разбойниками, который вынужден сам пробивать себе дорогу в жизни (ветеринар, драматург, арестант, «брил всех и воцарился в Севилье»). Фигаро служит графу, так как тот ему хорошо платит, сочетая в своем характере любовь к деньгам и активность и энергию народа.

«Безумный день, или женитьба Фигаро» (2 часть трилогии, появилась за 5 лет до начала революции - 1794г.). Фигаро стал управляющим замком графа Альмавива и теперь борется против графа за личные интересы. Альмавиваздесь выведен как загнивающий дворянин, легкомысленный и распущенный (Сюзанна, Фаншетта), в его руках власть, но он мелок и ничтожен в поступках и действиях. Фигаро - человек новой эпохи, презирает аристократа, протестует против загнивающей феодальной монархии, против сословного феодального суда (Бридуазон), воплощает оптимизм 3 сословия.

Художественные особенности:

- удалось преодолеть шаблоны классицизма;

- реалистическая комедия, в которой характеры героев определяются их социальным положением;

- разговорный живой язык;

- комедийные приемы (переодевания, подслушивания, подсказывания, реплики в сторону, остроты, каламбуры);

-сложные интриги и множество сюжетных линий.

Роберт Бернс (1759-1796) - шотландец из бедной семьи крестьянина-арендатора из деревни Аллоуэй около шотландского города Эйра. Стихи писал в традициях народной песни, в жанре шотландской баллады.

Центральным лирическим героем песен Бернса стал человек-труженик, простой крестьянин, его жизнь, будничные заботы и скромные радости, философские и общежитейские истины («Лучший парень», «Песня лудильщика», «Босая девушка», «Полевой мыши, гнездо которой разорено моим плугом», «Честная бедность», «дерево свободы», «Джон ячменное зерно»).

Фридрих Шиллер (1759-1805) - немецкий представитель эпохи Просвещения, родился в герцогстве Вюртембергском, самом деспотичном и жестоком по образу правления, получил военное образование и пережил муштру и надзор в военной академии.

Шиллер становится идеологом движения «Бури и натиска», которое сформировалось ещё до него в 70-е годы 18 века как движение молодого поколения поэтов, драматургов и прозаиков. Они полагали, подобно Руссо, что чувство - основной критерий в оценке действий, в борьбе против уродливых человеческих отношений в феодальном обществе и холодной рассудочности немецкого бюргерства. Осуждению должно подвергнуться всё, что мешало развитию человеческого чувства, раскрытию лучших качеств. Отсюда - идея естественного человека, нормального, здорового существа, не испорченного и не пресыщенного. Они также выступали против всех стесняющих поэта правил и ограничений, за демократизм стиля, простоту языка, за изображение правды жизни.

Шиллеровские драмы периода «Бури и натиска» отразили все эти взгляды. «Разбойники» (1781) - эпиграф «Против тиранов!». Главное действующее лицо, Карл Моор, произносит обличительные монологи об убожестве окружающей действительности, насилии и несправедливости в немецких феодальных княжествах. Тираны- помещик, священник, которого Карл Моор задушил, так как тот скорбел об упадке инквизиции.

К художественным особенностям можно отнести красочное изображение реального быта, разговорный язык персонажей, титанические монологи главного героя.

«Коварство и любовь» (1783) - драма, в которой изображено маленькое немецкое феодальное государство, в котором политический гнет сочетается с личным произволом.

«Мещанская трагедия» - сын «президента» (ведающий делами государства по поручению герцога) Фердинанд полюбил дочь музыканта Луизу Миллер.Его честолюбивый отец хочет женить его на фаворитке герцога леди Мильфорд и строит козни, в результате которых Фердинанд и Луиза погибают. Сам герцог не появляется на сцене, но по ходу действия мы узнаем о его поступках. Например, бриллианты леди Мильфорд куплены на деньги от продажи рекрутов за границу.

Шиллер стремится в пьесе к утверждению высоких нравственных идеалов, показывая нам огромное моральное превосходство дочери музыканта Миллера над аристократией и изображая социальный конфликт двух миров - феодального и третьего сословия.

Позднее Шиллер отказывается от идей «Бури и натиска», ищет пути осуществления своей гуманистической программы в теории эстетического воспитания. В период веймарской классики он стремится к созданию идеала красоты по канонам античного искусства, создает философские стихотворения. Во время французской революции Шиллер получил звание почетного гражданина Французской республики.

К этому периоду относятся и поздние драмы Шиллера,реалистически изображающие социальные конфликты:трилогия о Валленштейне (1793), «Мария Стюарт»(1800), «Орлеанская дева»(1801), «Вильгельм Телль» (1804).

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) - родился в вольном городе Франкфурте-на-Майне, в семье зажиточного бюргера, образованного, имевшего диплом доктора права. Гете получил хорошее воспитание и образование, закончил университеты Лейпцига и Страсбурга (юриспруденция, медицина, литература), в 1770 присоединился к движению «Бури и натиска». Вместе с И.Г.Гердером записывал народные песни, переводил сонеты Шекспира, создавал лирические стихотворения, направленные против аристократической лирики.

Роман «Страдания молодого Вертера» (1774), который В.Г.Белинский назвал «воплем эпохи», представляет собой роман в письмах, историю любви Вертера к Шарлотте. Вертер - молодой способный человек, который никак не может найти места в жизни, недоволен окружающей его средой, пытается найти покой в общении с природой.

Любовь к Шарлотте - глубокое чувство, её правдивость и естественность противостоят лжи и искусственности общества. Но она принадлежит другому и должна выйти замуж за Альберта,типичного немецкого бюргера, хоть он и искренне любит свою супругу. В результате Вертер кончает жизнь самоубийством.

В середине жизни Гете по приглашению герцога едет в Веймар, становится там министром, пытается провести реформы в русле «просвещенной монархии», в это время в его творчестве появляются баллады («Лесной царь»). Разочаровавшись, он отправляется в итальянское путешествие (на 2 года) - это период начала работы над «Фаустом». Классицизм Гете сочетается с привлекающим его мировоззрением древних греков. Буржуазная революция во Франции (1789-94) вызывает у него противоречивое отношение, он её боится. пишет произведения против неё.

В 90-е годы выходит ещё один роман Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796) о бюргере в поисках места в жизни. Роман сочетает в себе как историю воспитания личности, так и картины провинциального немецкого быта. Появляется также произведение «Герман и Доротея» (1797) - поэтизация патриархального немецкого уклада в захолустье.

Философская драматическая поэма в стихах (философская драма) «Фауст»создается Гете с 1800 года по 1831год (1 часть - 1808, 2 - 1831) - гениальное финальное произведение его таланта, мало приспособленное для сцены.

Основа - немецкая легенда 16 века о маге и чернокнижнике докторе Фаусте, заключившем договор с дьяволом. У Гете - сочетание фантастических ситуаций и реально-бытовых сцен, притча о Человеке, его долге, призвании и ответственности перед другими людьми.

Начало - 2 пролога. «Пролог в театре» - взгляды Гете на искусство. «Пролог на небесах» - начинается история героя, а в библейские символы вкладывается гуманистическое содержание. Мефистофель перед Богом издевается над жалким и ничтожным человеком (даже такой ученый, как Фауст - бессмысленен), Господь же верит в человека, в его достоинство и разум.

В 1 части «Фауста» действие происходит в средневековом немецком городке, в захолустье. В 1 сцене Фауст в кабинете переживает свою неспособность разрешить коренные вопросы жизни, Его подмастерье Вагнер, его антипод, приверженец мертвой теории («ничтожный червь сухой науки»), возражает ему и слышит в ответ: «Теория суха, мой друг, но древо жизни вечно зеленеет». Разочарованный в жизни, Фауст собирается отравиться, но слышит пасхальный перезвон колоколов и останавливается. Вторая сцена - «За городскими воротами» - пасхальное весеннее гуляние народа, народ благодарит Фауста за помощь во время эпидемии. Третья сцена - Фауст стремится найти истину, но подобно Вагнеру, найти её в книгах не может, разгул Мефистофеля его тоже не привлекает. Перевод Евангелия: «В начале было дело». История с Маргаритой - простая девушка, но для Фауста - символ красоты и полноты жизни, он не хочет отрываться от жизни. Встреча с Маргаритой - счастье, так как соединит идеалы и жизнь. Четвертая сцена - договор Фауста и Мефистофеля. Фауст готов умереть и отдать ему свою душу, если хотя бы на одно мгновенье ощутит полное удовлетворение и скажет: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!».

Мефистофель ведет Фауста сначала в «малый свет» (1 часть), потом в «большой свет» (2 часть).

Они оказываются в погребке Ауэрбаха в Лейпцигена студенческой пирушке, но это вызывает у Фауста только отвращение. Тогда Мефистофель ведет Фауста на кухню ведьм, чтобы они вернули ему молодость, и знакомит его с Маргаритой. Это приносит Фаусту любовь, чистоту, искренность, но и страдания. Он убивает брата Маргариты Валентина и вынужден бежать. Маргарита остается одна, так как её мать умирает от горя, рожает ребенка, люди отворачиваются от неё. Отвергнутая людьми, она в безумии топит ребенка и попадает в тюрьму. А в это время Фауст с Мефистофелем веселятся на Вальпургиевой ночи,шабаше ведьм в ночь на первое мая на горе Блоксберг. Фауст окунается в море чувственных страстей, но тут вспоминает о Маргарите и хочет спасти её.

Заключительная сцена 1 части (25) «Тюрьма» - Фауст возвращается к Маргарите, он считает, что она ни в чем не виновата, она жертва религиозных и общественных предрассудков. Маргарита же считает, что на ней лежит грех за прелюбодеяние, общественный позор и вина за смерть брата, матери, ребенка. Маргарита отказывается идти за Фаустом на волю и спасаться, она боится его, его руки в крови. Маргарита гибнет, а Фауст получает тяжелый нравственный урок, первый за всю жизнь, он впервые ощущает чувство ответственности за другого человека, вины за то, что ничего не может исправить, и понимает, что счастье в средневековой Германии невозможно.

Вторая часть - Мефистофель ведет Фауста в «большой свет» (5 действий), ко двору императора. В империи упадок, но при дворе вечный праздник, а Фауст безучастен к придворной суете. В 3 действии Мефистофель соблазняет Фауста браком с Еленой Спартанской (аллегория абсолютной красоты античного искусства), но и это не дает ему полного удовлетворения. Елена улетает, оставив Фаусту свои одежды.

В 4 действии Мефистофель пытается соблазнить Фауста ролью первого фаворита при дворе, но он её тоже отвергает.

В 5 действии Фауст получает в награду за свои труды от императора участок земли у моря и затевает строительство идеального города (город, суда, плотины, осушение болота). Наконец-то его мечта сбылась: он может реализовать свои знания в труде, в преобразовании жизни и служении народу (что не мешает вызвать трагедию Филимона и Бавкиды). Созидание и социальный подвиг приносят Фаусту глубокое моральное удовлетворение и в этом «конечный вывод мудрости земной».Мефистофель проигрывает пари, ему не удалось доказать торжество животного начала в человеке и столкнуть Фауста с пути его высоких исканий. Столетний старец Фауст говорит: «Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день за них идет на бой».

Образы Фауста и Мефистофеля - центральные в произведении. Фауст - искатель, а Мефистофель - «Я часть той силы, что вечно хочет зла, И вечно совершает благо».

Художественные особенности:

- огромный объем, 1 часть - 25 сцен, 2 часть - 5 действий;

- универсальный охват и показ современной Германии переломной эпохи;

- большая роль фантастики и фольклорных преданий в основе пьесы;

- использование аллегорий и символов как способа обобщения, особенно во 2 части.

 

Зарубежная литература 19 века (романтизм)

Эпоха исторически датируется от первой буржуазной революции во Франции (1789-1794) до Парижской коммуны 1871 года. Для неё характерны:

- ломка старых феодальных отношений, подъем буржуазии и её полная победа в странах Западной Европы;

- усиление национально-освободительных движений, обострение проблем буржуазного общества (в начале века ещё продолжается борьба буржуазии против феодального дворянства, но 30-40 гг. - уже против рабочего класса);

- люди литературы и искусства начинают сознавать, как бесконечно далеки идеалы разума, свободы, равенства и братства от установившихся буржуазных порядков.

Реальная действительность: денежные интересы и эгоистическая мораль собственников - вносят трагические ноты, тему разлада с окружающей средой в литературу, что порождает романтизм(необыкновенный герой, сильные страсти, исключительные обстоятельства, экзотические темы). Романтики имели разные философские и политические убеждения, эстетические взгляды, но общее в них - неприятие современного буржуазного мира, поиски идеала вне буржуазной цивилизации. Поэтому их герои - люди, стоящие выше окружающего их общества с его мелкими ограниченными интересами. Активные романтики - Байрон, Шелли, Мицкевич, Лонгфелло, Скотт, Гюго, Купер - призывали к прогрессу и борьбе. Пассивные романтики - Гейне, Вордсворт, Жуковский, Гофман, бр. Гримм, Андерсен - искали утешение в прошлом или мистике.

Вклад романтизма как новой формы художественного освоения жизни в художественное развитие человечества велик:

- показ зависимости человека от материальной стороны жизни;

- преобладание субъективно-лирического момента, то есть отношение героя к жизни важнее изображения самой жизни;

- отказ от идеи рационализма повлек за собой бурное развитие лирике, лирика настроений изображалась даже в природе, а поэтический образ приобрел второй, иносказательный, символический смысл;

- внимание к миру человеческих чувств влияет и на смену жанров прозы - вместо повести, романа, мещанской драмы на первое место выходят поэма и лирическая драма;

- свобода поэта в использовании всех художественных средств, долой правила классицизма, долой рассудочность просветительства;

- усиление интереса к национальному прошлому и национальной культуре, (национальные сказки, легенды, песни), интерес к национальным особенностям каждого народа;

- закладываются основы теории научного перевода, формируется понятие мировая литература.

Джордж Гордон Байрон (1788 - 1824) - родился в Лондоне, принадлежал к старинному, но обедневшему аристократическому роду по отцу, по матери - богатой семье шотландских землевладельцев, отец умер, когда мальчику было 3 года, мать увезла его в Шотландию, Абердин, где хромой одинокий мальчик рос среди гор в деревне до 11 лет. В 11 лет после смерти своего двоюродного деда унаследовал титул лорда и поместье Ньюстед в Ноттингеме. Учился в закрытой школе в Гарроу, потом в Кембридже (история, литература, риторика), рано начал писать. Первый поэтический сборник - «Цветы досуга» - рассказывал о неудовлетворенности действительностью, ханжеством светского общества, мечтах о гражданском подвиге и забвении на лоне природы.

В 21 год Байрон вступил в Парламент, в палату лордов, пытался выработать самостоятельную позицию, а потом отправился в заграничное путешествие, посетил за 3 года Португалию, Испанию, Албанию, Грецию, Турцию, везде был свидетелем острых политических конфликтов, испытывал ненависть к деспотизму и сочувствие к национальной борьбе народов. Его путевой дневник впоследствии станет основой для «Паломничества Чайльд Гарольда» (1812). После возвращения в Англию произнес в Парламенте речь в защиту луддитов, а своё второе выступление посвятил защите национальной независимости ирландского народа. Был принят так, что больше никогда не переступал порога Парламента.

1813-1816 - время создания восточных поэм («Гяур», «Корсар», Лара»). Лиро-эпические произведения, в которых изображаются страны Ближнего Востока, экзотика и гордый герой, порывающий связи с цивилизованным обществом и ищущий пристанища на Востоке. Бунтарь, одиночка, конфликт с обществом, пессимизм и индивидуализм характерны для него.

В 1815 году Байрон женился на Аннабеле Мильбенк.Её состоятельная дворянская семья была против этого брака, они прожили только год, после этого разошлись, а семья клеветала на Байрона, осуждая его за безнравственность и другие пороки. В 1816 году Байрон навсегда покидает Англию, поддерживает отношения только со своей сводной сестрой Августой Ли.

1816-17 гг. жил в Швейцарии, познакомился там с Шелли и другими поэтами-романтиками. В 1817 году появляется драматическая поэма «Манфред», написана под влиянием «Фауста», а главный герой - мрачный индивидуалист и пессимист, бунтарь.

1817-1823 - жил в Италии, был свидетелем движения карбонариев. Граф Гамба, его сын Пьетро - друг Барона, дочь Тереза Гвиччиоли- - его возлюбленная. Наконец вышел из состояния духовного кризиса. Его «Дон Жуан», «Бронзовый век», «Каин» свидетельствуют об этом.

1823 год - решил отправиться в Грецию, чтобы участвовать в освободительной борьбе греческого народа против турков. Купил корабль, возил в Кефалонию и Миссолунги оружие, занимался обучением новобранцев, снабжением повстанцев. Весной 24 года заболел злокачественной лихорадкой, к ней добавилось воспаление легких. По его завещанию сердце похоронили в Греции, тело в Англии, в Хакнолле (Ньюстед), в Весминстерском аббатстве не разрешили.

«Паломничество Чайльд-Гарольда» - молодой аристократ, пресыщенный удовольствиями и разочарованный в жизни, «отцовский дом и замок древний» оставляет без сожаленья. Под маской ветреного и развращенного аристократа у англичанина скрывается духовно богатая, но надломленная и противоречивая личность. Источник этого - конфликт с обществом. В результате тоскующий одинокий скиталец без всякой цели в жизни пассивно созерцает мир.

Жанр - лироэпическая поэма, на первом плане субъективно-лирический момент, личность поэта и личность главного героя.

Сюжет- путевой дневник, лишь внешне связан с главным героем, определяется свободным полетом мыслей и чувствами автора.

В 1 песне он с восторгом говорит о борьбе испанского народа с Наполеоном и о подвиге города Кадисса, который «верность сохранил среди измены»: народ убил труса-губернатора и мужественно сопротивлялся десанту наполеоновских войск.

Во 2 песне его темой становится трагическая судьба Греции, порабощенной турками, ограбленной англичанами, которые вывезли из неё античные ценности, порабощенной Албанией и Турцией.

В 3 песне, посвященной дочери Аде, идет речь о судьбах Европы (Бельгия, Швейцария), французской революции, наполеоновских войнах (Ватерлоо), культуре Европы (Руссо, Вольтер).

4 песня посвящена Италии и титанам Возрождения (Данте, Петрарка, Боккаччо, Тассо, Микеланджело, Галилей). Древний Рим и современное положение Италии под властью Австрии демонстрирует ход человеческой истории (тиран Наполеон - тираны Священного союза). Заканчивается песня гимном свободе и бушующему морю.

Художественные особенности: эмоционально-приподнятый тон, горячее, страстное отношение к жизни, красота пейзажей (буйное Средиземное море), спенсерова строфа (9 строк с последней удлиненной).

Вальтер Скотт(1771 - 1832) - зачинатель жанра исторического романа.

В эпоху Возрождения ссылались на античное искусство и не ставили перед собой задачу возродить историческое своеобразие эпохи и страны, ориентир делался только на вечные нормы красоты и постоянные каноны. Историзма в литературе не было.Просветители также обращали внимание только на рациональное начало без конкретного национального колорита. Историческое созерцание и породило жанр исторического романа (Франция - Виньи, Гюго, Мериме, Дюма-отец; Англия - В.Скотт).

Биография: родился в Эдинбурге. Отец - адвокат из разорившихся аристократов. Получил юридическое образование, адвокат, потом судья. Интерес к истории своей страны (замки, плиты, баллады), путешествие по границы Шотландии и Англии (кланы против феодалов). Сначала опубликовал сборник шотландских баллад, потом поэмы («Песнь последнего менестреля», «Мармион», «Дева озера». В.А.Жуковский перевел «Замок Смальгольм». В 1814 году выходит первый исторический роман «Уэверли, или 60 лет тому назад». 16 - «Пуритане», 18 - «Роб Рой», 19 - «Хаммермурская невеста», 20 - «Айвенго», 21 - «Кенильворт», 23 - «Квентин Дорвард». Всего 30 романов за 18 лет.

Особенности исторических романов Вальтера Скотта:

- выбирает эпохи острых национальных конфликтов;

- роман начинается с побочных эпизодов, которые раскрывают особенности быта и нравов эпохи и политическую обстановку в стране;

- десятки действующих лиц создают исторический фон, а исторические личности (полководцы, короли, главы партий) остаются на втором плане;

- в центре повествования всегда вымышленный, несколько идеализированный герой, человек средних способностей и невысокого общественного положения, который случайно попадает в водоворот событий и становится центром всех конфликтов и сюжетных линий; т.о. роман - не история полководцев и королей, а история обычных людей;

- рядовые герои к центре изображения (в «Айвенго» - крестьяне), и они оказывают решающее влияние на ход событий;

- любовное и внимательное отношение к патриархальному быту, простоте нравов, мужеству и патриотизму простого народа. Знание обстановки эпохи, обычаев, вещей, оружия;

- выражает в романах свои политические убеждения - он сторонник компромисса между буржуазией и землевладельческой аристократией. Его любимые герои - носители идеи компромисса. В каждом романе есть пример затушевывания идеи классовых противоречий и идеализация патриархальности.

Типичный пример - роман 1820 года «Айвенго» - эпоха раннего средневековья, последние годы 11 века, эпоха окончательного закрепощения крестьян помещиками и церковью, а также (1066) - эпоха норманнского завоевания англосаксов.

Основной конфликт эпохи, с точки зрения Скотта, вражда между норманнами и англосаксами (свинопас Гурт и шут Вамба). Норманны (Бриан де Буагильбер и приор Эймер) - наглые феодальные разбойники, попирающие право силой, им помогает католическая церковь, поддерживая их разбой (плащ рыцаря-крестоносца прикрывает бесчисленные кровавые преступления м предательство национальных интересов). Англосаксы - истинные патриоты, «зеленая армия» Робина Гуда, добрые феодалы Седрик, Ровена, Айвенго, Ричард Львиное Сердце. Вернувшийся король, хоть и второстепенное лицо в романе, выражает прогрессивную тенденцию - утверждение интересов английской государственности, поэтому народ поддерживает его. Очень большое внимание уделяет В.Скотт быту и подробностям жизни героев.








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1109;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.033 сек.