Античная драма 5 страница

Виктор Гюго (1802-1885) - родился в Безансоне, в семье офицера наполеоновской армии, в 13 лет пережил режим Реставрации, в 17 лет редактировал приложение в монархической газете, а в 25 - предисловие к драме «Кромвель» - против монархических идей. Выступает с манифестом романтизма: «Ударим молотом по теориям, поэтикам и системам. Собьем эту старую штукатурку, скрывающую фасад искусств! Нет ни правил, ни образцов!».

Во время июльской революции 1830 года появляются драмы «Эрнани», «Король забавляется», «Рюи Блаз» - напряженный сюжет, романтические контрасты, страстные монологи.

«Собор Парижской богоматери» (1831) -первый исторический роман, действие происходит в конце 15 века. Начало - шумный народный праздник в Париже; в толпе - Эсмеральда, Квазимодо, кардинал Бурбонский, школяры, нищие, стрелки; вокруг - Дворец Правосудия, Гревская площадь, Бастилия, громада собора - величественного и мрачного символа средневековья. Все это создает местный колорит, французские романтики считали его воспроизведение главной задачей.

Роман показывает социальные противоречия того времени - масса бесправного народа противостоит господствующей кучке дворянства, духовенства и чиновников. Например, Людовик 11 подсчитывает стоимость тюремной клетки, не обращая внимания на вопли заточенного там заключенного. Королевская власть подавляет непокорных и мешающих централизации власти феодалов и жестоко утверждает власть над простым народом.

Показана в романе и роль христианской церкви (архидьякон Клод Фролло) - фанатик, схоластик, мистик, испытывающий ужас перед новшествами, не смог устоять перед желаниями и превратился в грубое животное, низкое и жестокосердное.

Дворянство представлено капитаном Фебом де Шатонером - красивая наружность и блеск мундира, а внутри - пустота, легкомыслие, внутреннее ничтожество.

Эсмеральда - воплощение душевной красоты, гуманности, романтический образ, отвлеченная идея добра, особенно во время встречи её с родной матерью накануне казни.

Квазимодо - урод, но красив душой, поэтому составляет контраст с остальными мужскими образами.

В 1851 году после контрреволюционного переворота Гюго эмигрировал и публиковал памфлеты против нового режима Наполеона Третьего: «Мартышка в шкуру льва нахально облеклась».

«Отверженные» (1861) - люди из народа, бедствующие под гнетом несправедливых законов, от социальной несправедливости и злой воли. Жан Вальжан - 19 лет на каторге за буханку хлеба для детей своей сестры (под влиянием епископа Мириеля перерождается). Фантина - честная девушка, которую соблазнил и бросил барчук. Козетта - дочь, которая воспитывается у жадного и бесчувственного Генардье. История полицейского инспектора Жавера. В этими персонажами связаны основные идеи романа:

- страстный рассказ о народных страданиях;

- ненависть к угнетателям;

- симпатия к обездоленным.

В этом же романе дается изображение республиканского восстания 1832 года, сочувствие вождю Анжольрасу, мальчику Гаврошу.

«Человек, который смеется» (1869) - Англия конца 17 -начала 18 века. Главный герой - Гуинплен- человек с изуродованным лицом, ярмарочный шут, по рождению лорд, похищенный и изуродованный в детстве, впоследствии найден и произносит в палате лордов речь в защиту обездоленных.

В этом романе Гюго интересуют контрасты злодейства и доброты, богатства и нищеты, величия и низости, реальные противоречия жизни.

Франко-прусская война застала Гюго в эмиграции, но он выступал в печати за родную страну, Парижскую коммуну не понял и испугался, но предоставлял убежище коммунарам.

«Девяносто третий год» (1874) - исторический роман из эпохи первой буржуазной революции, борьба молодой республики против сил контрреволюции. Маркиз де Лантелак с остальными крестьянами борется с помощью религиозных предрассудков, пытается с отрядами вандейцев пробиться к побережью, чтобы помочь высадиться английскому десанту. Звериная ненависть к республиканцам, зверские расправы над крестьянами вызывают осуждение Гюго. Два революционных деятеля Республики- Симурден (неумолимый характер, долг превыше всего) и Говен ( милосердная, примирительная позиция).

Классовая борьба не для Гюго, он видит лишь борьбу добра и зла. Маркиз вдруг спасает детей в горящем доме и попадает в плен, Говен за это его отпускает, а Симурден приговаривает Говена к смерти. Идея Гюго - общечеловеческие чувства могут восторжествовать над общественными и классовыми.

 

Зарубежная литература 19 века (критический реализм 30-40 годов)

К 30-м годам 19 века буржуазия окончательно укрепляет своё господство во Франции и Англии. Определяются характерные черты нового общественного порядка:власть денег, новые нормы и новая мораль, расчет и свобода торговли вместо нравственности.

От романтизма к реализму перешло довольно много находок:

- изображение жизни в движении и многообразии;

- интерес к изображению внутреннего мира человека;

- требование исторического и национального колорита;

- новое восприятие и изображение природы;

- стремление использовать богатства фольклора.

От романтического неприятия действительности литература переходит к реалистическому изображению новых конфликтов:

- разрушение всех прежних представлений (и феодальных предрассудков, и просветительских иллюзий о «царстве разума»);

- трезвый взгляд на жизнь, успехи естественных наук, от реалистических традиций эпохи просвещения и роста демократического движения рождается критический реализм, осуждающий новое буржуазное общество;

- благодаря романтизму появился новый взгляд на действительность - исторический - изображение действительности как сложного мира;

- в отличие от 18 века духовный мир людей получает реалистическое изображение как очень сложный;

- верность деталей, верность передачи типических характеров в типических обстоятельствах, то есть глубокий анализ общественных нравов и отношений, материальная основа общества, власть денег над людьми, влияние общества на героев, социальный характер и его изображение;

- положительный герой не всегда занимает центральное место в произведении, это может быть типичный герой, а не положительный, мастерство психологического анализа.

Представители критического реализма: Стендаль, Бальзак, Мериме, Гейне, Петефи, Теккерей, Диккенс, Флобер, Мопассан. Пушкин, Лермонтов, Гоголь.

Оноре де Бальзак (1799 - 1850) - родился в городе Тур, отец - крестьянин, в годы революции стал чиновником и коммерсантом. В 8 дет определил сына в Вандомский коллеж (суровый режим, телесные наказания, схоластика). Потом семья переехала в Париж, и будущий писатель 2 года посещал частные пансионы, потом лекции в Школе права, работа у адвоката. Бальзак сдал экзамен на бакалавра прав, но стал заниматься литературой. С 1820 по 25 годы писал трагедии и «страшные» романы, все его коммерческие начинания терпят крах, сочинения успеха не имеют, пока накопленные жизненные наблюдения и литературный опыт не позволяют ему создать роман «Шуаны» (1829). Это первый реалистический исторический роман о борьбе республиканского правительства Франции против революционного мятежа 1799 года на севере Франции.

В 1834 году в Бальзака возникает план «Человеческой комедии» (по аналогии с «Божественной комедией» Данте) - большой цикл связанных между собой произведений (хотел 144, но не успел). Все произведения делятся на 3 части:

- этюды о нравах (6 разделов: частная, провинциальная, парижская, политическая, военная и сельская жизнь);

- философские этюды;

- аналитические этюды.

Самая разработанная часть - «Этюды о нравах». Они дают всеобъемлющую картину жизни первой половины 19 века, включают более 2000 персонажей, все классы, сословия, профессии, возрасты, содержат объективное изображение французского общества 19 века.

Основные идеи. Бальзак стремится изучить общую основу социальных явлений своей эпохи, познать закономерности и направления общественного развития Франции, ведущие классовые конфликты, буржуазный характер развития Франции после революции с 1816 по 1848 годы. Он не только увидел неизбежность крушения дворянского общества под натиском буржуазии, но и отобразил противоречие между буржуазией и трудовым народом, так как после Июльской монархии результаты буржуазного развития стали очевидны (финансовый принцип, хищничество и эгоизм).

Ему удалось отразить здесь подлинный облик французской буржуазии (коммерсанты, ростовщики, банкиры - жестокие преступники без чести и совести). Положительными образами становятся люди из народа.

Осуждение современного буржуазного общества и боязнь революции привели Бальзака к изобретению своей социально-политической утопии (экономическую основу сохранить, а эгоистические страсти ограничить при помощи сильной королевской власти, опирающейся на церковь и аристократию).

Художественные особенности «Человеческой комедии»:

- большое количество переходящих их произведения в произведение персонажей;

- развитие связанных между собой сюжетов и проблем на протяжении 2-5 произведений (Растиньяк, Вотрен, Гобсек, Горио).

«Шагреневая кожа» (1831) - философский этюд, первое произведение этого цикла, обобщение закономерностей известной социальной действительности. Шагреневая кожа - символ закономерности невозможности гармоничного развития человека и неизбежности деградации человеческой личности в буржуазном обществе.

Содержание. Рафаэль, молодой ученый, отчаялся добиться успеха честным путем и приготовился к самоубийству. Увидел шагреневую кожу у антиквара (особой выделки, похожа на ослиную, покрыта древними письменами и выполняет желания своего владельца, но жизнь его будет сокращаться вместе с объемом кожи после исполнения каждого желания). Студент покупает себе смерть в рассрочку, что ведет к полному перерождению личности и приводит читателя к выводу, что нельзя себя продавать.

«Гобсек»(1835) - повесть демонстрирует могущество денег в буржуазном обществе и их губительное воздействие на человеческую личность. Рассказ ведется от имени стряпчего Дервиля о ростовщике по прозвищу «Гобсек» (Живоглот), который входит в десятку самых богатых людей Парижа. Живет он очень скромно и замкнуто, в строгой экономии и размеренности, снимая комнату в бывшей монастырской гостинице. Он экономит не только средства, но и энергию за счет однообразной, размеренной жизни. К него нет семьи и связей с родственниками, которых он ненавидит как своих наследников. Страсть к накоплению поглотила в нем все остальные чувства, превратила его в человека-вексель, золотого истукана.

Ведущее качество характера Гобсека - алчность не знает никаких различий социальной среды. К нему приходят разные люди: бедняки и честные труженики - белошвейка Фани Мальво, Дервиль; богачи-паразиты - Максим де Трай, графиня де Ресто. Максим разоряет графиню, а та готова пожертвовать состоянием мужа и счастьем детей ради любовника. Бесчестие и разорение становятся причинами смерти графа, а графиня сталкивает его труп с кровати, чтобы скорее добраться до завещания.

Гобсек постиг сущность современного общества. Нравственные правила - пустые слова, деньги - главное, самое надежное в этом мире золото, поэтому он наслаждается своей властью над людьми. Гобсек - закономерное порождение буржуазной системы, концентрированное выражение её внутренней сущности - отношение кредитора с должниками - единственная связь Гобсека с людьми. Он беспощаден, его не интересуют несчастья людей, к концу жизни жадность Гобсека превращается в манию. После смерти нашли массу испорченных товаров в его кладовых.

«Отец Горио»(1834) - повесть о частной жизни современников и человеческих драмах, источником которых являются деньги. Действие происходит в семейном пансионе госпожи Воке на окраине Парижа (аналог современного Ноева Ковчега).

2 главные сюжетные линии: - история отца Горио ( побочные линии Вотрен и де Ресто); - история Евгения Растиньяка (побочные линии Нусинген, Босеан, Виктор Тайфер).

В произведении показана широкая картина жизни Парижа в социальных контрастах и противоречиях.

Система образов. Низшая ступень лестницы - пансион (старики и студенты). Верхняя ступень - аристократия эпохи Реставрации (виконтесса де Босеан, граф де Ресто, Максим де Трай). Посреди - новый хозяин - буржуазия (Нусинген, Тайфер) - сила и деньги - у них.

Содержание. Горио был рабочим-вермишельщиком, после революции купил дело хозяина, но от дельцов его отличают остатки чувства, он любил жену, теперь - дочерей. Их счастье - его единственная цель, но счастье он понимает по-своему: счастье - удовлетворение желаний, богатство и почести. Именно это он и стремился им дать. Каждой в приданое он отдал половину своего состояния и нашел великосветского мужа. Мужем Анастазии стал де Ресто, Дельфины - Нусинген. Сам Горио бросил торговать и поселился у мадам Воке, оставив себе чуть-чуть денег, чтобы хватило до конца жизни. Постепенно он разорился из-за дочерей, которые платили ему черной неблагодарностью и ледяным равнодушием, навещали его только ради денег, довели его до разорения. Развязка драмы: болезнь, предсмертная агония и смерть. Перед смертью он хочет видеть и зовет к себе дочерей, а те едут на бал к виконтессе де Босеан, хотя знают о болезни отца. Горио умирает среди чужих людей, его хоронят на свои гроши студенты, а дочери присылают вместо себя пустые кареты.

Ответственность за то, что произошло, Бальзак возлагает не только на дочерей, но и на отца. Эгоизм и тщеславие привил им он вместо гуманных чувств, ответственности и долга перед родителями, что и обращается против него.

2-ая линия повествования - история Растиньяка - показывает нам отрицательное воздействие буржуазных общественных отношений на человеческую личность. Образ показан в развитии, в процессе формирования его характера.

Евгений Растиньякпроисходит из обедневшей провинциальной аристократической семьи, приезжает в Париж из провинции изучать право, родные ради этого отказывают себе во всем и возлагают на него большие надежды. Он хотел бы их оправдать при помощи личных достоинств - ума, способностей, трудолюбия, но постепенно утрачивает ребяческие иллюзии. Честолюбие толкает его на отказ от нравственных принципов. Богатство - вот его новая добродетель, теперь он думает не о родных, а о собственном успехе.

Вокруг группируются другие образы романа со своей биографией, страстями и интересами и особой сюжетной линией.

В результате у Бальзака получается социальный, психологический и бытовой роман.

Чарльз Диккенс (1812-1870) - родился в семье чиновника, отец разорился, когда мальчику было 10 лет, пришлось работать (фабрика ваксы, писец, репортер), сначала очерки, потом романы.

«Посмертные записки Пиквикского клуба» (1836) - серия рассказов из жизни английского среднего класса, объединенных фигурой Пиквика и трех его друзей, богатых лондонцев, совершающих путешествие от гостиницы к гостинице в сопровождении слуги Сэма Уэллера. Здесь для Диккенса характерен сознательный отказ от изображения социального зла, добродушный юмор и неиссякаемый оптимизм.

«Оливер Твист» (1837) - история мальчика из работного дома, прошедшего через все ужасы жизни бедного сироты среди жестоких, жадных и лицемерных собственников. Голодный мальчик боится попросить кусок хлеба, так как надпись предупреждает его, что просить милостыню запрещается под страхом смертной казни. Ему повторяют, что за свое полуголодное существование надо благодарить (Бамбл - приходской надзиратель).

Большая обличительная сила первых глав очевидна (школа для бедных, работный дом, эксплуатация, унижения, издевательства, лицемерие английских законодателей).

Далее - запутанная история с наследством и отношениями Оливера с преступным миром. Твист попадает то к злым, то к добрым людям (сводный брат Монкс, Реджин, Сайкс - злые; добрые тетушки и дядюшки - Браунлоу, Мэйли, Роз, доктор Лосберн).

Критикуя темные стороны английской действительности, Диккенс не посягал на устои общества, был сторонником мирных реформ, считал, что люди бывают добрые и злые, но добро сильнее зла.

Прямолинейность в изображении характеров, но и непримиримость к лицемерию и эгоизму, в результате - социальный роман со счастливой развязкой.

«Домби и сын» (1848) - капиталист Домби, владелец торговой фирмы, сухой, расчетливый делец, надменный буржуа, главное для него - интересы фирмы. Страсть к деньгам и коммерции поглощают все остальные интересы и желания. Естественные человеческие привязанности, родственные чувства не вызывают интереса. Он безразличен к жене и дочери, только сын вызывает интерес, так как он продолжатель его дела.

Резкое разграничение положительных и отрицательных персонажей. Когда управляющий Каркер (злодей от природы) погибает, Домби старший перерождается.

Критикует буржуазное общество Диккенс и во многих других своих романах. («Холодный дом», «Тяжелые времена», «Крошка Доррит»).

 

Зарубежная литература конца 19 - начала 20 века

Характерные черты исторического периода от Парижской коммуны (1871) до ВОСР (1917): - новая стадия развития капитализма несет с собой новое восприятие мира (волна революций);

- нарастает национально-освободительное движение колоний;

- начинается борьба с академическим искусством;

- продолжают развиваться национальные традиции;

- начинается документальное научное объективное изображение буржуазных отношений.

В это время в мировом литературном процессе ярче всего представлены 4 течения: натурализм, символизм, декаданс и реализм.

Натурализм начался как течение с критики Бальзака - слишком много фантазии, человека рассматривают частично, игнорируя биологическую основу жизни (успехи в естественных науках). Надо изображать не только мысли и чувства, но и все остальное - биологизация человека. Об идее показа физиологии человека М.Е. Салтыков-Щедрин писал: «Люди превращаются в торсы».

Второй постулат - из словесного искусства надо изгнать фантазии, вымысел, а вместо сюжета - предложить протокол наблюдаемого явления (метод ученого). Ставить авторский эксперимент (например, о влиянии наследственности на человека), но свою оценку не давать. М.Е. Салтыков-Щедрин: «Все чересчур просто. Вижу забор - пишу забор».

Заслуги натурализма перед художественной литературой:

- внимание к биологическим моментам дает большее представление о человеческой личности, сфера подсознательного и сфера сексуальная были открыты ими (роды женщины - отел коровы).

- снято табу с изображения материальной жизни народа, пролетариата, бедноты. Показываются среда, орудия труда, вещи. Раньше это смягчали, а сейчас произошла демократизация тематики, без прикрас, только истину следует показать;

- расширилось место искусства;

- обратили внимание на понятие наследственности, её закономерности.

Эмиль Золя (1840-1902) - создатель течения натурализма. Биография: вырос в семье инженера, где все интересовались достижениями науки и техники, не имел высшего образования - на это не хватило средств (не сдал экзамен на бакалавра из-за сочинения), работал упаковщиком, писал аннотации к товарам, с 1862 по 67 гг. - романтик, с 67 по 73 - теоретик и практик натурализма. Появляется трактат «Экспериментальный роман»(1880), один за другим выходят романы «Жерминаль» (шахта), «Железная дорога», «Человек-зверь», «Дамское счастье» (универсальный магазин), «Деньги» (биржа), «Чрево Парижа» (рынок).

Тенденция к циклизации романов,охватывающих большие группы людей различных классов, связанных между собой и родственными отношениями, и социальными судьбами. Так появляется произведение под общим названием «Ругон-Маккары», 20 томов с 1871 по 1893 годы,естественная и социальная история одной семьи в эпоху второй Империи (Наполеон Третий с 1851-71 гг.). Золя ставит перед собой две задачи:

- изобразить историю разных представителей семьи в нескольких поколениях на основании теории наследственности; показать социальную обстановку, в которой живут и действуют во всех 20 томах представители семьи Ругон-Маккаров, выходцы из провинции, их дети и внуки. Ругоны унаследовали цепкость предка-крестьянина. Маккары - потомки бродяги и пьяницы. Дурная наследственность с обеих сторон - причина лени, неврастении, алкоголизма.

- изобразить жизнь различных классов и групп.

Роман «Жерминаль» (1879) - впервые показана борьба рабочих, борьба труда и капитала (Жерминаль - название весеннего месяца в календаре революционеров в период Великой французской революции, месяц появления всходов - по аналогии - начало движения масс).

Основная тема - жизнь и быт углекопов (шахтеров), описание забастовки на угольных шахтах, которая явилась следствием тяжелых условий жизни. Чудовищная эксплуатация шахтеров - залог огромных прибылей компании, владеющей шахтами, а сами шахты становятся чудовищами, пожирающими людей.

В центре повествования - типичная шахтерская семья Маэ - пьянство, грубость, грязь. В семье все работают - от старика-деда до подростков Жаклена и Катерины, но всё равно не могут свести концы с концами. По контрасту изображается семья Гренгуаров с сытой и праздной жизнью, основанной на акциях шахты и чужом труде.

После того, как хозяева в очередной раз снижают плату, начинается забастовка шахтеров, несколько месяцев лишений, холода и голода, демонстрация толпы голодающих женщин, смерть от голода дочери Маэ, Альзиры, к сожалению, не дали никаких результатов. Экономические требования руководителя забастовки Этьена Лантье не были удовлетворены, на шахту ввели войска, что означало поражение шахтеров.

За участие в деле Дрейфуса Золя был выслан в Англию на год (знаменитый очерк «Я обвиняю!»).

Символизм в поэзии как преодоление романтического и реалистического влияния.

Шарль Бодлер (1821-1867) - самый известный сборник стихотворений «Цветы зла» (1857) - от романтических образов к миру реальности. Стихотворение «Альбатрос» о судьбе поэта в буржуазном обществе.

Артюр Рембо (1854-1891) -обличение буржуазного мира, бунтарская и метафорическая поэзия («Пьяный корабль»).

Поль Верлен (1844-1896) - «Гласные», «Песня без слов» - стремление передать настроение;

- использование образа природы как средства характеристики внутреннего мира человека;

- форма поэтического иносказания;

- изменение формы классического александрийского стиха, широкое использование элементов разговорной речи, эмоционального и музыкального начала;

- искусство - единственный выход для творческой активности личности, максимальная концентрация образа, недоступной стороны явления.

Эмиль Верхарн (1855-1916) - создал образ города-спрута, народная масса - улица как единый поток.

Настроение декаданса (упадка) - отвращение к буржуазному миру через отказ от борьбы с ним (Морис Метерлинк), кризис буржуазной культуры на рубеже веков.

Дадаизм и сюрреализм - Франция; экспрессионизм - Германия, футуризм - Италия; школа «потока сознания» - Пруст - Франция, Джойс - Англия; экзистенциализм - Сартр, Камю; «новый роман» - Роб Грийе, Натали Саррот.

Судьба реализма в конце 19 века:

- критичность, утрата иллюзий, стремление идти до конца, сатира становится преобладающим жанром и методом, особенно популярен жанр сатирического романа (Марк Твен, сатирические драмы Шоу);

- обновленный и углубленный психологизм, главный предмет рассмотрения - диалектика души человеческой, проблема «маленького» человека;

- кризисный период идей отражается и в литературе. отсюда скепсис, неверие в будущее;

- продолжение тенденции к объективности и безоценочности;

- детерминирующая роль среды в отношении к человеку и человеческой личности, личность пассивна, а акцент сделан на влияние социальной среды, вещей, общественного положения, человек становится антигероем;

- большое внимание уделяется описанию среды, вещи заслоняют человека, расширение сферы изображения, новые пласты.

Представители: Мопассан, Франс, Марк Твен, Джек Лондон.

Марк Твен - Самюэль Ленгхорн Клеменс (1835-1910) - псевдоним (отметка два) - от детской мечты стать лоцманом на Миссисипи - глубина фарватера для парохода. Родился в поселке Флорида, штат Миссури, на диком западе. Отец - юрист, мечтал обогатиться, перевез семью в Ганнибал на Миссисипи. Будущий писатель начал работать в 12 лет (после смерти отца) учеником в типографии газеты и до 30 лет мечтал о лоцманстве.

В 1865 г. - первый рассказ «Зеленая скачущая лягушка из Калавераса», в котором проявился его талант бытописателя и юмориста, а также реализм, лаконизм, выразительность стиля. Затем последовали «Как я редактировал сельскохозяйственную газету», «Как меня выбирали губернатором», в которых можно увидеть обличение буржуазного общества и идеи буржуазной демократии.

Повести 70-80 годов - «Приключения Тома Сойера»(76), «Приключения Геккельбери Финна» (84) - противопоставление нетронутого грязью буржуазных отношений детского сознания быту и идеологии «взрослой» буржуазии;

- поэтизация детства и юности, детской психологии своих героев, «гимн детству, переложенный в прозе»;

- протест против социальной несправедливости, буржуазного лицемерия, религиозного ханжества, чопорности мещанской жизни, любовь и поиски свободы - демократические низы Америки представлены Геком Финном и Джимом.

«Принц и нищий» (1882) - принц Эдуард и Том Кенти меняются местами, в результате монарх увидел лицо улицы и понял, что законы Тюдоров очень жестоки.

«Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889) - рассказ о рядовом, практически мыслящем американце, оружейном мастере из штата Коннектикут, который после ранения в голову «очнулся, сидя под дубом на траве», в обществе рыцаря 6 века, сэра Кея, молочного брата короля Артура, то есть перенесся из 1879 в 21.06.538 года. Марк Твен ставит перед собой задачу: - определить своё отношение к средневековью;

- оценить преимущества буржуазной цивилизации 19 века.

Писатель приходит к выводу, что с развитием науки и техники не так уж изменилась сама человеческая природа. Наивность рыцарей и их повествования о бесчисленных подвигах он называет фабрикой вранья, с добавлением сказки религии.

Янки приходится сражаться в основном с Мерлином («чародей и великий лжец» имеет власть над душами людей, а это выше королевской власти). Попытка насадить буржуазную цивилизацию под самым носом средневековья: издать газету (первоначально приняли за попону), электричество, освобождение народа терпит поражение. Но янки все же остается во власти религиозных представлений и церкви. Мерлин его усыпил, и он проспал до наступления 19 века.

Одновременная сатира и на средневековье с властью короля, и на буржуазную Америку, где место зловредного Мерлина заняли короли денежного мешка.

Джек Лондон (1876-1916). Биография: родился в семье разорившегося фермера в Сан-Франциско, нужда, труд, с 14 лет - самостоятельная жизнь без семьи, служил матросом, сидел в тюрьме, участвовал в золотой лихорадке.

С 1900 года появляются сборники рассказов о золотоискателях и индейцах, приключениях в южных морях, привлекающие к себе жизнеутверждающим пафосом, любовью к жизни, показом воли человека в борьбе с природой («Сын волка», «Дети мороза», «Сказки южных морей»).

Основные идеи произведений:

- протест Лондона против социальной несправедливости, пошлости и изменения человеческой личности в буржуазном обществе;

- в противовес - суровая природа и люди, ушедшие от цивилизации и нецивилизованные народы. Твен романтизирует их за цельность характера, отвагу и закаленность, борьбу за жизнь и силу чувств («Северная Одиссея», «Сказание о Кише», «Белое безмолвие», «Любовь к жизни»);

- герой - крайний индивидуалист, стоящий выше других по человеческим качествам, подчиняет себе других.

Джек Лондон вступает в коммунистическую партию, и после революции 1905 года в России появляется его роман «Железная пята» (1907) - воспоминания жены революционера Эрнста Эвергарда, рукопись издается уже в социалистическом обществе и рассказывает о событиях пролетарской революции, покончившей с железной пятой, то есть с властью буржуазии.








Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1051;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.039 сек.