Основные тенденции развития литературы второй половины 20 века
Историческая обстановка первого десятилетия после войны: - победа над фашизмом, - расширение лагеря социализма; - крушение колониальной системы; - движение сторонников мира; - начало «холодной» войны; появление массовой культуры.
Основные черты литературы и направления: - критический реализм;
- модернистские течения (литература сердитых, битников, неореализм, экзистенциализм).
Основная тематика: - война, сопротивление, победа над фашизмом, антифашизм (в основном - критический реализм, восточный лагерь (Зегерс, Арагон, Неруда «Песнь любви Сталинграду»));
- тема непреодоленного прошлого, трагедии, связанные с фашизмом (Ремарк, Бёлль, Мерль) - западный лагерь. - Г.Мерль- «Смерть - моё ремесло» (дневник начальника концлагеря;
- борьба за мир (П.Неруда «Всеобщая песнь»;
- борьба рабочих за свои права (Олдридж);
- крушение колониальной системы (Грем Грин «Тихий американец»);
- место человека в жизни, человек как индивидуальность (Э.Хемингуэй «Старик и море).
Художественные особенности: - внимание к 1 герою;
- новый уровень эпичности, изображение событий в большем масштабе;
- публицистичность;
- документальная основа произведений.
Неореализм - обновленные традиции реализма (из итальянского киноискусства в литературу - Пратолини). Жизнь коллектива - квартала, а не одного героя, не выдумывать сюжет, брать за основу жизнь, создавать форму синхронного изображения жизни людей.
Битники (битничество) - литература молодых, изображение разочарования в условиях послевоенного стабилизирующегося общества в Америке, во Франции - гусарство, в Англии - сердитые. Ф.Саган «Здравствуй, грусть», П.Осборн «Оглянись во гневе», Д. Селлинджер «Над пропастью во ржи» - показ индивидуалистического бунта в студенческом обществе, протест против окружающих, так как детям не нужны ценности родителей. Выход - уйти, опроститься, существовать бродяжничеством, рюкзачная революция.
Экзистенциализм - представители этого течения также недовольны обществом, но это модернистская тенденция. Систему буржуазных ценностей нельзя ликвидировать, но можно совершить духовный переворот для пробуждения нравственных сил человека. Достаточно того, что он осознает, что происходит. «Мухи» Сартра - необходимо понять свой долг перед человеком.
Камю «Чума» - рассказ о коричневой чуме, то есть об оккупации. Стремление языком мифа рассказать о выборе человеком своей судьбы, человек должен сопротивляться чуме. Город в Алжире, начало эпидемии, доктор Руэ наблюдает различные типы характера и отношения к чуме - непротивленец, гуманист, иезуит, преступник, журналист.
Художественные особенности: - полемика с пессимистическими традициями жизни;
- вера в силу человеческого разума;
- мифологизирующие жизнь произведения (характеры не разработаны);
- показ действий человека в пограничной ситуации;
Влияние экзистенциализма на себе испытали: Айрис Мердок (Англия), Кобо Абэ (Япония), Питер О’Нил (Америка).
Литература второго послевоенного десятилетия
Исторические тенденции: - конец «холодной войны», Женева, мирное сосуществование;
- распад колониальной системы (1961 - год Африки);
- новые литературы и континенты вступают в мировой литературный процесс (литература Африки и Латинской Америки);
- стабилизация капитализма, литература общества потребления, интерес к точным наукам.
Основные черты литературы и её направления: - забыть войну; - тенденция к аполитичности искусства, - мода на модернизм и литературу абсурда.
Абсурдная драма - мир - хаос, абсурд, деградация. Сэмюэль Беккет (ирландец из Франции), Эжен Ионеску (парижский румын).
Человек в их произведениях находится в состоянии катастрофического разобщения, он одинок, происходит распад человеческой личности, отрицание возможностей человеческого интеллекта. Поэтому возникает драма без действия и сюжета, отсутствуют там и яркие характеры, а язык перестает быть способом общения между людьми.
Например, драма С.Бэккета «В ожидании Годо» (1956). Двое бродяг, Эстрагон и Владимир, на обочине дороги ждут Годо, он им сказал, чтобы его тут ждали. Сколько они уже ждут - неизвестно, они не помнят даже, что было вчера. Кто такой Годо? Вроде бы богатый человек, который совершил благодеяние. Каждый день приходит мальчик и говорит, что Годо прийти не может. Иссякает терпение, возникает идея повеситься (негде ночевать), но ремень для этого использовать нельзя - падают штаны, веревка - обрывается. Оба героя когда-то были людьми, а теперь не помнят даже друг друга, дружба - в общности их состояния и положения.
Реализм без берегов - зародился во Франции - течение носит промежуточный характер между реализмом и модернизмом. Луи Арагон высказал идею «открытого» реализма, нет никаких течений и традиций, реализм тождественен искусству, единственное мерило - талант (Гароди «Эстетика», Эльза Триоле «Великое никогда»).
Критический реализм - возможность рационального познания и неизбежность переустройства мира средствами искусства - литература Латинской Америки (П.Неруда, Ж.Амаду, А.Карпентьер, Г.Г.Маркес), литература Африки.
Тематика: - антифашистская, антивоенная (З.Ленц «Урок немецкого»);
- критика общества потребления (семейный роман, философский роман - Апдайк, документальная проза - Тр. Капоте, рабочий роман - А. Силлитоу);
- антиколониальная проза (Г.Грин «Комедианты», «Наш человек в Гаване», Д.Олдридж).
Художественные особенности: - тяга к философской обобщенности;
- мифологизация действительности;
- углубление психологизма (внутренний мир главного героя);
- обращение к фольклору, использование стилизации;
- многообразие творческих манер.
Третье послевоенное десятилетие(65-75)
Исторические особенности: - студенческие волнения;
- наступление реакции (Вьетнам, убийство Кеннеди);
- неприятие буржуазного общества;
- политизация литературы
- начало экологической проблематики.
Основные тенденции развития модернистских направлений:
- антиискусство и антипоэзия, переход от идей к инстинктам (сексуальная революция);
- политизация искусства - неоавангардизм новых левых;
- жанр «хэппенинга» - изображать то, что происходит, экспромт, вместе со зрителем;
- новый новый роман - о марксизме с позиций структурализма;
Основные тенденции развития реализма: - политическая активность;
- проблема истинной революционности;
- философско-фантастический документальный роман (Р.Мерль «За стеклом»);
- борьба против буржуазного мира (исторический роман Шаброль «Пушка «Братство»»);
- против вещизма и комфорта (Ж.Перек «Вещи» 65г. - главные герои романа не Жером и Сильвия, а вещи);
- проблема истинных ценностей (Ф.Саган «Немного солнца в холодное воде»);
- магический реализм (А.Карпентьер);
- становятся серьезным жанром научная и фантастическая литература, впоследствии обусловившая появление жанра «фэнтэзи»;
- занимает позиции серьезной литературы и детективный роман.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 2982;