Особенности методики обучения и тренировки
Выше говорилось, что наиболее характерными признаками рациональной техники упражнений на бревне являются правильное взаиморасположение звеньев тела (рациональная осанка) и высокая точность движений. Овладение ими и должно лежать в основе всей подготовки гимнасток к выполнению упражнений на данном снаряде.
При формировании осанки следует создать у гимнасток мышечные ощущения правильной позы. Чтобы лучше «прочувствовать» позу, целесообразно специально нарушать рациональную осанку, а затем восстанавливать, сопоставляя ощущения, получаемые в разных положениях тела. С той же целью рекомендуется сохранять равновесие в позах с закрытыми глазами. В данном случае обостря-
ется мышечная и тактильная чувствительность и ускоряется процесс обучения. После появления правильных ощущений надо увеличивать трудность сохранения равновесия, вначале изменяя исходные положения рук и выполняя движения звеньями тела, затем усложняя способы исполнения позы (после прыжка, поворота).
Мало пока используется эффективный метод обучения рациональной осанки — сохранение равновесия на месте и в движении после многократного вращения тела (на фоне раздражения вести-* булярного аппарата).
При обучении поворотам нужно не только формировать навык сохранения равновесия в позе, соответствующей положению тела при повороте, но и учить «входить» в нее (позу) в начале движения. Движения конечностями и туловищем, необходимые для создания вращения, не должны приводить к расслаблению мышц, фиксирующих положение звеньев тела, и к нарушению равновесия. Для совершенствования устойчивости заканчивать поворот следует остановкой в позе поворота без дополнительной опоры.
Однако положение тела при исполнении упражнений не остается постоянным. Изменяются ориентация его в пространстве, суставные углы и соответственно уровень напряжения и длина мышечных волокон. Исключение составляют упражнения на месте без перемещения о. ц. т., к которым относятся позы (равновесия, стойки, мосты, шпагаты) и повороты в разных исходных положениях. Поэтому при изучении упражнений нужно формировать рациональную осанку не в одном, а во многих положениях тела, которые принимает гимнастка, выполняя тот или иной элемент.
Наибольшее разнообразие быстро меняющихся положений тела наблюдается при исполнении акробатических элементов (упражнений с переменой опоры, с вращением вокруг горизонтальной оси). В первую очередь надо осваивать вертикальные положения тела, а затем наклонные, в которых о. ц. т. находится еще над площадью опоры. Например, при перекидке назад вначале осваиваются конечная поза и стойка на руках, затем наклонные положения тела вперед и назад. При изучении переворота в сторону —сначала стойка на руках и стойки на одной руке, а потом переход с одной руки на две и с двух — на другую руку.
Целесообразно проделывать элементы по частям, т. е. от одной позы к другой, заостряя внимание занимающихся на динамике мышечных ощущений. Приход в переворотах на одну ногу нужно обязательно фиксировать, совершенствуя устойчивость, иначе будет трудно добиться слитности исполнения элементов в соединении.
Обучение различным способам передвижения также начинается с освоения позы, исключающей расслабление мышц туловища и ног, особенно в одноопорных фазах движения. При этом необходимо добиваться правильного положения головы, что не только повышает зрелищность упражнения, но и улучшает устойчивость гимнастки на бревне.
С целью развития пространственных дифференцировок и воспитания точности движений желательно в план занятии (прежде все-
го для начинающих) включать упражнения, развивающие способность занимающихся оценивать положение звеньев тела, направление движения, высоту и дальность прыжка, величину мышечных усилий. Например:
1. И. п. — основная стойка. Поднять руки в стороны, уточнить положение и закрыть глаза — держать 5—10 сек. То же, но закрыть глаза до поднимания рук. То же, поднимая руки вверх-вперед, вверх-наружу, вперед-наружу и т. д.
2. Те же упражнения в других и. п.: в стойке ноги врозь, правая впереди, в седе, лежа на спине и др.
3. И. п. — руки на поясе. Поднять правую ногу вперед-наружу, уточнить положение и закрыть глаза — держать 5—10 сек. То же, но закрыть глаза до поднимания ноги. То же, поднимая ногу назад, вперед, в сторону, назад-наружу и т. д.
4. Те же упражнения в других и. п.: в седе, в упоре на коленях, лежа на спине и др.
5. И. п. — руки в стороны, закрыть глаза. Махом правой вперед коснуться предмета, подвешенного на веревке (малый мяч, мешочек с песком). То же, но стоя боком к предмету, вполоборота, лежа на спине.
6. С закрытыми глазами передвижение шагом, прыжками и другими способами по начерченной мелом линии.
7. Прыжки на полу по точкам, определяющим размер и направление прыжка.
8. Прыжок шагом на указанное тренером расстояние. Закрыть глаза и повторить прыжок на то же расстояние.
Также рекомендуется выполнять с закрытыми глазами различные передвижения, прыжки в глубину, повороты на 180 и 360° и другие упражнения на полу и низком бревне. Занимающиеся могут сами контролировать точность движений, проверяя величину и направление отклонений от прямой линии.
Одним из факторов, затрудняющих процесс обучения упражнениям на бревне, является защитная реакция организма, возникающая в связи с возможностью падения. Поэтому очень важно в ходе занятий воспитывать у занимающихся уверенность в безопасности выполнения упражнений и умение преодолевать защитные рефлексы. Решению этой задачи содействует рациональная последовательность изучения упражнений, отвечающая требованиям перехода от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.
Как правило, новые упражнения нужно изучать на полу и лишь потом исполнять на снаряде, постепенно увеличивая его высоту. Чтобы занимающиеся привыкли к высоте, целесообразно применять на бревне упражнения общеразвивающего типа, выполняемые под счет или музыкальный аккомпанемент. Нужно добиваться максимальной плотности занятий, используя поточный и групповой методы исполнения упражнений с начинающими гимнастками. На занятиях с разрядницами целесообразно устанавливать дополнительные снаряды.
Устранению «боязни» бревна способствуют систематические занятия на узком буме и тросе, после которых обычное бревно кажется достаточно широким и удобным.
Особое внимание следует уделять правильной страховке. Чем ближе сустав к опоре, тем большую роль он играет в регуляции данной позы, поэтому поддерживать гимнасток нужно по возможности за наиболее отдаленные от снаряда части тела (например, в стойке на руках — за бедра). При поддержке в стойке на ногах или на одной ноге можно подать гимнастке свободный конец палки. Однако подобная помощь должна быть кратковременной. В отдельных случаях рекомендуется применять подставки: мостик, скамью, горку матов и другие устойчивые предметы, с которых удобно оказывать помощь.
Начальная подготовка. Учебный материал для начинающих должен содержать сравнительно знакомые и привычные (естественные) положения тела и его движения. К ним можно отнести: стойки (на двух ногах или одной, другую назад, вперед, в сторону); то же на колене (коленях); упоры (на колене или коленях с опорой на две руки или на одну) присев на двух ногах и на одной; приседы; седы; положения лежа (на спине, на груди, на спине согнувшись, с захватом бревна, без захвата); ходьбу (обычную, на носках, на пятках, сгибая ноги вперед, приставными шагами, с остановками на носке, спиной и боком вперед, с поворотами, переступанием); танцеваль- -ные шаги*(вальс, русский шаг и др.); бег (на носках мелким шагом, прыжками с ноги на ногу); прыжки (с двух на две, на одну, в упор присев на месте и с продвижением вперед; с поворотами на 45 и 90°; шагом); повороты (на 90 и 180°, на двух ногах, в приседе, приседая и вставая; на 180 и 360° из положения стойки продольно ноги скрестно).
Начинать изучение упражнений нужно с наиболее простых вариантов исполнения, при неподвижном положении рук. Далее следует менять исходные положения рук, усложняя задачу сохранения равновесия, и сочетать исполнение упражнений с движением звеньями тела. Амплитуду и скорость движений, высоту и дальность полета (в прыжках), а также высоту снаряда нужно увеличивать постепенно, по мере того как появляется легкость и непринужденность выполнения упражнений. Изученные элементы следует объединять в связки и комбинации для дальнейшего совершенствования амплитуды движения, легкости и динамичности выполнения.
Последовательность разучивания стоек и других упражнений на месте без вращения:
1. Выполнить простейший вариант упражнения на полу; исправить ошибки в осанке и положениях звеньев тела. Сохранить позу в течение 5—10 сек.
2. Изменить и. п. рук, ног. Проверить позу. То же на низком бревне (скамейке). То же на обычном бревне.
3. Соединить данное упражнение с изученным ранее. Выполнить сначала на низком, а затем на обычном бровне.
Последовательность разучивания поворотов:
1. Принять на полу положения: исходное, конечное, позу поворота— и сохранить равновесие в них в течение 5—10 сек. Исправить ошибки в положении туловища и головы. То же на бревне.
2. Освоить поворот в медленном темпе на полу, сохраняя в конце положение на носках. То же на бревне.
3. Выполнить поворот на бревне в среднем и быстром темпе.
4. Соединить поворот с движением руками.
Последовательность разучивания передвижений:
1. Выполнить упражнения на полу с хорошей осанкой. Уточнить положение головы, стоп, рук.
2. То же, но по прямой линии. То же на низком и обычном бревне.
3. То же с движением руками.
В качестве вскоков можно использовать простейшие элементы, исполняемые с места или с разбега на конце или в середине бревна: в упор; то же одну в сторону на носок; в упор на коленях и на одном колене; в сед ноги врозь (на конце бревна), на бедре.
Разучивать вскоки нужно сначала на коне с ручками и без ручек и только после уверенного и самостоятельного исполнения на этих снарядах приступать к выполнению их на бревне.
При выполнении соскоков в период начальной подготовки у занимающихся воспитываются ориентировка в пространстве и навыки сохранения равновесия. Однако положительное влияние их сказывается лишь при достаточно высокой требовательности педагога к качеству исполнения.
Последовательность разучивания соскоков:
Из седа на бедре с опорой рукой спереди, сзади; из упора ноги врозь с перемахом ноги с поворотами и без поворотов; из упора сзади махом вперед; из упора на одном колене прогнувшись; то же из упора присев на одной; толчком ног прогнувшись; то же с поворотами на 90, 180° и более; согнув ноги назад; ноги врозь, согнувшись
и др.
Период спортивного совершенствования. Изучение основных упражнений на бревне связано с дальнейшим совершенствованием навыка рациональной осанки и пространственной точности движений. Поэтому гимнасткам старших разрядов кроме упражнений, указанных в разделе «Особенности методики обучения и тренировки», следует исполнять с закрытыми глазами кувырки, перевороты и другие акробатические элементы на полу, гимнастической скамейке и низком бревне.
Трудность многих упражнений в равновесии обусловлена не столько координационной сложностью элементов, сколько степенью устойчивости тела при их исполнении. В связи с этим целесообразно специально заниматься формированием навыков сохранения равновесия в малоустойчивых положениях, тренируясь на снарядах более узких, например на низком буме 3—5 см шириной, на туго натянутом тросе, на подставках-столбиках для отработки поз (рис. 203, 204).
Для облегчения задачи воспитания рациональной осанки рекомендуется на первых этапах обучения каждому новому элементу на узком буме или тросе пользоваться веером, балансируя руками.
Указанные упражнения необходимо проделывать систематически, так как перерывы в занятиях не позволяют достичь стабильных результатов и отрицательно влияют на качество подготовки.
Результат выполнения произвольных комбинаций на бревне зависит в значительной степени от их композиции. Требования к ней обусловлены правилами соревнований, отступление от которых наказывается снижением оценки. Одним из таких требований является разнообразие элементов. Гимнастка должна полностью раскрыть в комбинации свои двигательные возможности, продемонстрировать высокий уровень развития физических качеств, способность координировать сложные движения и сохранять устойчивость в труднейших условиях опоры, проявить в действиях смелость и уверенность.
Разнообразие упражнений достигается изменением не только формы и содержания движений, но и ритма их исполнения. Медленные и плавные движения большой амплитуды должны с помощью оригинальных переходов органически переплетаться с темпераментными прыжками и поворотами, выполненными в быстром темпе.
Преобладание в комбинации элементов, односторонне характеризующих двигательную подготовленность гимнастки, свидетельствует о недостатках в постановке учебно-тренировочного процесса.
Весьма важное требование к композиции — слитность и целостность исполнения произвольных упражнений. Каждый элемент, независимо от структуры и принадлежности к той или другой классификационной группе, должен быть выполнен слитно с предыдущим и последующим элементами, в одинаковых либо разных ритме и темпе.
В каждом занятии достаточное время следует отводить специальной физической подготовке занимающихся, которая должна осуществляться с учетом важности укрепления и развития мышц ног и туловища и увеличения подвижности в тазобедренных суставах и позвоночнике. Это ускорит овладение равновесием тела в необычных позах, позволит разнообразить упражнения новыми зрелищными и оригинальными элементами.
Дата добавления: 2015-10-05; просмотров: 779;