Модели матричных игр со смешанными стратегиями игроков. Свойства смешанных стратегий
Рассмотрим матричную игру:
… | … | ||||||
… | |||||||
… | … | ||||||
… | … | … | … | … | … | … | … |
… | … | ||||||
… | … | … | … | … | … | … | … |
… | … | ||||||
… | … |
Обозначим через ,…, вероятности, с которыми игрок А использует чистые стратегии , …, . В силу свойств вероятностей:
. (6.3)
Упорядоченное множество р = ( , …, ), элементы которого удовлетворяют условиям (6.3), полностью определяют характер игры игрока А и называется его смешанной стратегией. Итак, смешанной стратегией игрока А является полный набор вероятностей применения его чистых стратегий. Множество смешанных стратегий определяется случайным выбором чистых стратегий. Любая его чистая стратегия А может рассматриваться как частный случай смешанной стратегии, i-я компонента которой равна 1, а остальные равны нулю: р = (0; …; 1; …; 0).
Упорядоченное множество q = ( , …, ), элементы которого удовлетворяют соотношениям , называются смешанной стратегией игрока В.
Применение смешанных стратегий p и q игроками А и В означает, что игрок А использует стратегию с вероятностью , а игрок В – стратегию с вероятностью . Поскольку игроки выбирают свои стратегии случайно и независимо друг от друга, то вероятность выбора комбинации стратегий ( , ) будет равна . При использовании смешанных стратегий игра приобретает случайный характер, поэтому случайными будут и выигрыши игрока А и проигрыши игрока В. Следовательно, можно вести речь лишь о средней величине (математическом ожидании) выигрыша (проигрыша). Эта величина является функцией смешанных стратегий p и q и определяется по формуле:
.
Функция f(p; q) называется платежной функцией игры с матрицей .
Смешанные стратегии , назовем оптимальными смешанными стратегиями игроков А и В, если они удовлетворяют неравенству:
(6.4)
для любых стратегий и .
Значение платежной функции при оптимальных стратегиях определяет цену игры v, т. е. .
В седловой точке платежная функция достигает максимума по смешанным стратегиям игрока и минимума по смешанным стратегиям игрока .
Рассмотрим игру с матрицей и предположим, что и – оптимальные смешанные стратегии игроков и – цена игры. Проверку того, что набор является решением, можно провести при помощи теоремы 6.2.
Теорема 6.2. Для того, чтобы смешанные стратегии и , были оптимальными для игроков А и В в игре с матрицей и ценой v, необходимо и достаточно выполнения неравенств:
Кроме того, смешенные стратегии удовлетворяют еще следующим теоремам.
Теорема 6.3. В смешанных стратегиях любая конечная матричная игра имеет седловую точку.
Теорема 6.4. Если один из игроков придерживается своей оптимальной смешанной стратегии, то его выигрыш остается неизменным и равным цене игры независимо от того, какую стратегию применяет другой игрок, если только тот не выходит за пределы своих активных стратегий.
Активные стратегии – это чистые стратегии игрока, входящие в оптимальную смешанную стратегию с вероятностями, отличными от нуля.
Из теоремы 6.2 вытекает принципиальное решение матричной игры: надо найти неотрицательное решение ( , , …, , , , …, , v) системы линейных неравенств и линейных уравнений:
; .
Отметим, что число активных стратегий игроков не превышает наименьшего из чисел m и n.
Решение матричной игры можно упростить, если воспользоваться доминированием одних стратегий над другими.
Говорят, что стратегия доминирует над стратегией , если элементы k-й строки не меньше соответствующих элементов s-ой строки: , . Выигрыш игрока А в этом случае (при стратегии ) больше чем при стратегии , какой бы стратегией не воспользовался игрок В. Стратегию назовем доминирующей, а стратегию – доминируемой.
Аналогично и для столбцов:
если элементы l-го столбца не превосходят соответствующих элементов r-го столбца: , , то игроку В выгоднее применять стратегию , чем , так как он будет проигрывать меньше. Поэтому стратегия доминирует над стратегией . Стратегия называется доминирующей, стратегия – доминируемой.
Если , , или , , то стратегии и , и называются дублирующими.
Пример 6.3. Выполнить возможные упрощения платежной матрицы:
Решение. Элементы первой и третьей строки соответственно равны. Поэтому одну из них можно удалить. Элементы второй строки не превышают соответственно элементов первой строки, поэтому удаляем вторую строку и приходим к матрице
Элементы первого столбца преобразованной матрицы больше соответствующих элементов второго столбца, элементы второго столбца больше соответствующих элементов третьего столбца; элементы третьего столбца больше соответствующих элементов четвертого столбца. Поэтому доминируемые первый, второй и третий столбцы опускаем. В результате получаем матрицу
.
Сравнивая строки полученной матрицы, заключаем, что элементы первой строки больше соответствующих элементов второй строки. Следовательно, первая строка является доминирующей. Опуская вторую строку, получаем матрицу , из которой следует, что наилучшей стратегией для игрока является чистая стратегия . Опуская доминируемую стратегию игрока , получаем матрицу . Итак, получили матицу, состоящую из одного элемента. Это объясняется тем, что рассматриваемая матричная игра имеет седловую точку , а полученный элемент 4 является седловым элементом: . Таким образом, в результате упрощения платежной матрицы нашли решение игры: . Такой же результат получим, если вместо стратегии рассмотреть стратегию , поскольку эти стратегии являются дублирующими. Следовательно, оптимальными чистыми стратегиями для игрока являются стратегии или , а для игрока - стратегия , обеспечивающие наибольший выигрыш для игрока , равный 4, и наименьший проигрыш игрока .
Теорема 6.5. Пусть и – оптимальные смешанные стратегии игроков А и В в игре I с матрицей и ценой v. Тогда и будут оптимальными и в игре I' с матрицей и ценой , где .
Воспользовавшись этой теоремой матрицу:
можно упростить. Сначала разделить элементы матрицы на 100, а затем прибавить к полученным значениям 2:
элементы последней матрицы получены по формуле:
.
Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 1330;