Решение моделей матричных игр сведением к паре взаимно двойственных линейных оптимизационных моделей

Выше установлено, что если игра имеет седловую точку, то решение ее лежит в области чистых стратегий: оптимальными будут максиминные (минимаксные) стратегии, а ценой игры – седловой элемент матрицы игры.

Оптимальные же смешанные стратегии для игр без седловых точек можно получить, решая систему линейных неравенств:

и линейных уравнений:

( ≥ 0, 0).

Этот путь нерационален, так как связан с большим объемом вычислений.

Покажем, что решение любой конечной матричной игры может быть сведено к решению линейной оптимизационной модели.

Пусть игра задана матрицей , . Поскольку элементы платежной матрицы положительны, то и цена игры .

Найдем сначала оптимальную смешанную стратегию игрока В. Применяя ее, игрок В проиграет не более цены v, какую бы чистую стратегию не применял игрок А, т. е.

.

Разделим обе части неравенств на v, получим:

.

Обозначив

, , (6.5)

будем иметь:

, ,

, . (6.6)

Кроме того, удовлетворяет условию:

.

Игрок В стремится сделать свой проигрыш наименьшим, а, следовательно, будет возрастать величина

. (6.7)

Учитывая выше сказанное, приходим к линейной оптимизационной модели, записанной в симметричной форме: максимизировать линейную функцию

max, (6.8)

при линейных ограничениях:

(6.9)

(6.10)

Решив ее, найдем оптимальный план и , а затем, используя (6.7) и (6.5), определим цену игры и компоненты оптимальной смешанной стратегии :

, , .

Аналогично можно построить еще одну линейную оптимизационную модель для определения оптимальной смешенной стратегии игрока , рассмотрев неравенства

Минимизировать функцию:

(6.11)

при ограничениях:

, , (6.12)

, . (6.13)

Решая ее, найдем оптимальный план: и , а затем найдем цену, и оптимальную смешанную стратегию игрока А:

, .

Модели (6.8)-(6.10) и (6.11)-(6.13) образуют пару двойственных линейных оптимизационных моделей.

Найдя решение одной из них, решение другой находим из строки целевой функции последней симплексной таблицы, воспользовавшись соответствием между переменными:

 

При решении матричных игр размерностью и целесообразно использовать графический метод.

Пример 6.4. Найти решение игры с матрицей

 

.

Решение. Найдем сначала оптимальную смешанную стратегию игрока В.

Для этого составим линейную оптимизационную модель: найти план , при котором целевая функция

 

,

 

и который удовлетворяет ограничениям:

 

 

Эту модель решаем симплекс-методом. Сначала вводим неотрицательные вспомогательные переменные и приводим систему ограничений к предпочтительному виду:

 

 

Составляем первую симплексную таблицу

 

БП СП
–1 –1 –1

 

и находим решение в следующих симплексных таблицах:

 

БП СП
БП СП

 

БП СП
   
   

 

В последней симплексной таблице получено оптимальное решение:

, , , .

Цену игры и компоненты оптимальной смешанной стратегии определим по формулам и :

 

, , , .

 

Таким образом, .

Аналогично строим модель для определения оптимальной смешанной стратегии игрока А.

 

Преобразуем модель к каноническому виду, вычитая вспомогательные неотрицательные переменные :

 

 

Решение этой модели находим, воспользовавшись соответствием между переменными исходной и двойственной моделей:

 

Оптимальное решение двойственной модели находим из последней симплексной таблицы, учитывая соответствие между переменными: , . Оптимальную смешанную стратегию игрока А определим по формулам: , . Отсюда, , , .

Таким образом, оптимальная смешенная стратегия игрока имеет вид:

.

Пример 6.5.Два банка и выделяют денежные средства на финансирование трех проектов. С учетом особенностей вкладов и выдачи кредитов прибыль банка в зависимости от объемов финансирования определяется элементами матрицы

.

Предположим, что потери банка при этом равны прибыли

банка . Определить оптимальные смешанные стратегии банков и .

Решение. Предположим, что банк располагает суммой в ден. ед., отпускаемой на финансирование трех проектов. Тогда чистая стратегия - это сумма в ден. ед. выделенная на финансирование первого проекта; чистая стратегия - это сумма в ден. ед. выделенная на финансирование второго проекта; чистая стратегия - это сумма в ден. ед. выделенная на финансирование третьего проекта. Банк также располагает суммой в ден. ед., отпускаемой на финансирование трех проектов. Чистые стратегии - это суммы в ден. ед., выделенные на финансирование трех проектов. Общие суммы средств, выделенных на финансирование трех проектов, удовлетворяют равенствам:

Решим игру в чистых стратегиях. Для этого составим платежную матрицу:

 

     

 

Из матрицы видим, что Следовательно, игра не имеет решения в чистых стратегиях. Поэтому решение игры найдем в смешенных стратегиях. Цена игры заключена между нижней и верхней чистыми ценами, т.е. .

Составим математические модели для каждого игрока, предварительно упростив матрицу: разделим все элементы платежной матрицы на 5 и вычтем из полученных элементов 4. Получим матрицу . Цена в упрощенной матичной игре будет равна: , где цена в исходной игре. С учетом упрощения математическая модель для игрока будет иметь вид:

 

 

Для игрока :

 

Преобразуем модели к канонической форме записи, вводя вспомогательные переменные для исходной модели и для двойственной модели. Введенные вспомогательные переменные примем за базисные переменные. Укажем соответствие между переменными пары взаимно двойственных моделей:

Решим двойственную модель (модель игрока ) симплексным методом. Каноническая форма записи этой модели имеет вид:

 

 

Составим симплексную таблицу:

 

БП СП
-1 -1 -1

 

Последовательно преобразуем первоначальную симплексную таблицу:

 

БП СП

 

БП СП

 

БП СП
 

 

В последней симплексной таблице содержится оптимальный план: ; . Учитывая соответствие между переменными, находим оптимальный план игрока : ; .

Применяя формулы , находим цену игры и вероятности для оптимальных смешанных стратегий: ; ; ;

.

Таким образом, применяя свою смешанную стратегию , банк получит прибыль не менее ден. ед., а убыток банка при применении своей смешанной стратегии , составит не более 39,25 ден. ед.

Следовательно, из общей суммы средств ден. ед., выделяемых банком на финансирование трех проектов, на долю первого проекта должно выделяться 70%, второго – 25%, третьего – 5% этой суммы. Банк распределяет выделенные средства ден. ед. следующим образом: на финансирование первого проекта – 40%, второго – 55%, третьего – 5%. Такое распределение денежных средств банками и на финансирование трех проектов позволит им получить максимальную прибыль равную 39,25 ден. ед.

Лекция 7 Экономико-математические методы и модели финансов и кредита (продолжение)

Вопросы, изучаемые на лекции:

 

7.1. Статистические модели в сфере финансово-кредитной деятельности

7.2. Правила выбора оптимальной стратегии








Дата добавления: 2015-09-29; просмотров: 1334;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.062 сек.