Теория познания

• Существует три ступе­ни познания:

-познание «в чистом виде» ( интуитвное);

- познание, полученное в результате деятельности разума (раз­мышлений, логических операций);

- чувственное отражение окружающего мира.

 

Этика

• Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости.

• Модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необ­ходимости.

• Модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тис­ках» необходимости.

• Свобода — это познанная необходимость.

Девиз Спинозы:«Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

 


Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 —1716 гг.) — немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук, иностранный член Французской Академии наук. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рациона­лизма.

 

Основные философские сочинения: «Рассуждение о метафизике», «Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душою и телом», «Новые опыты о человеческом разуме», «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла», «Монадология».

 

Основные положения философии Лейбница:

В сфере его исследования основными являлись проблемы:

• субстанции;

• познания.

 

Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основ­ные положения данной теории (монадологии) следующие:

• Весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих единую природу.

• Данные субстанции называются монадами(в переводе с гре­ческого — «единое», «единица»).

• Монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием.

• Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием, представлением.

• По своей сути монада — это деятельность, единое, непрерыв­но меняющее свое состояние.

• Монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: «не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).

• Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

- голые монады» — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

- монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

- монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

- высшая монада — Бог.

• Все знания разделил на два вида — «истины разума» и «исти­ны факта»;

- «истины разума» выводятся из самого разума, могут быть дока­заны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;

- «истины факта» — знания, полученные эмпирическим (опыт­ным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер.

 

Вопрос 3. Новоевропейский эмпиризм и его представители: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк

Френсис Бэкон (1561 — 1626 гг.)— английский философ и политический деятель (в 1620 — 1621 гг. — лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

Основные работы: «Новый органон», «О достоинстве приумножении наук», «Новая Атлантида», «Мысли и наблюдения», «О мудрости древних», «О небе», «О причинах и началах», «История ветров», «История жизни и смерти», «История Генриха VII» и др.

 

Основные положения философии Ф. Бэкона:

· В основе познания лежит исключительно опыт.

· Главным методом познания должна стать индукция (обобщение множеств частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов).

· Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

· Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

- «путь паука»— получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем;

- «путь муравья»— такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический;

- «путь пчелы» — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.

· Причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет «призраками» («идолами») и определяет четыре их разновидности:

• призраки рода;

• призраки пещеры;

• призраки рынка;

• призраки театра.

Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом — то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания.

Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения — «пещера») отражается в конечном результате познания.

Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.

Призраки рынка — неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Призраки театра — влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

· Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации — свойства человеческого ума:

- память;

- воображение;

- рассудок.

Памяти соответствуют исторические науки, воображению - поэзия, рассудку — философия, что составляет основу всех наук. Философию Бэкон определяет как науку о:

- Боге;

- природе;

- человеке.

Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:

- природу — непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;

- Бога — через природу;

- себя — через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

 

Томас Гоббс (1588 — 1679 гг.) — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.

 

Основные сочинения: Философская трилогия «Основы философии»: «О теле»; «О человеке»; «О гражданине»; «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

 

Основные положения философии Гоббса:

• Отвергал теологическую схоластическую философию.

• Целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу.

• В споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта.

• Был убежденным материалистом.

• Считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства.

• Разработал теорию государства.

• Первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор. Основной предмет философских интересов Гоббса — гносеология (учение о познании) и проблема государства.

• Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их следующую классификацию:

1) Сигналы — звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.);

2) Метки — различные знаки, придуманные человеком для общения;

3) Естественные знаки — «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т. д.);

4) Произвольные коммуникативные знаки — слова различных языков;

5) Знаки в роли «меток» — специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);

6) Знаки знаков — имена имен — универсалии (общие понятия);

 

• Человек обладает изначально злой природой;

• Движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

• Указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все;

• Право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

• В целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все»;

• Для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе — государство;

• Чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

• Государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище - «Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» — сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

 

Джон Локк (1632 — 1704 гг.) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.

 

Сочинения: «Письма о веротерпимости», «Опыт о человеческом разумении», «Второй трактат о гражданском правлении», «Некоторые мысли о воспитании».

 

Основные положения философии Дж. Локка:

• Мир материалистичен;

• В основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);

• Сознание — пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт — tabula rasa);

• Источником опыта выступает внешний мир;

• Цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

• Идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;

• Идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.








Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 939;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.