Вопрос 2. Философия И.Канта


 

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) — немецкий (прусский) философ, основатель немецкой классической философии. Кант осуществляет своеобразный поворот в философии и закладывает основы понимания философии как особого рода науки.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

 

В течение докритического периодафилософский интерес И. Кан­та был направлен на проблемы естествознания и природы.

Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате

вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаи-модействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.

• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизмен-на;

• природа находится в постоянном изменении и развитии;

• движение и покой относительны;

• все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологиче-ской эволюции.

 

В более поздний, критический период интерес Канта сме­стился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной фило­софии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных фило­софских произведений Канта:

• «Критика чистого разума»;

• «Критика практического разума»;

• «Критика способности суждения».

 

Основные взгляды Канта:

• Всвоей книге «Критика чистого разума»Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действи­тельности;

• Познавательные возможности (способности) человеческого ра­зума ограничены (то есть разум не может всего). Как только ра­зум человека пыта­ется выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия - антиномии.

Первая антиномия - ограниченность пространства (мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве - Мир не имеет начала во времени и безграничен);

Вторая антиномия - простое и сложное (существуют только простые элементы и то, что состоит из простых - в мире нет ничего простого);

Третья антиномия - свобода и причинность (существует не только причинность позаконам природы, но и свобод - свободы не существует. все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы);

Четвертая антиномия - наличие бога есть (бог - безусловно необходимое существо, причина всего сущего бога нет. нет никакого абсолютно не-обходимого существа - причины всего сущего);

• И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выде­ляет три понятия, характеризующих знание:

1)апостериорное знание;

2) априорное знание;

3) «вещь в себе».

Апостериорное знание— то знание, которое получает человек в результате опыта.Данное знание может быть только предпо­ложительным, но не достоверным, поскольку каждое утвержде­ние, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.

Априорное знание— доопытное, то есть то, которое сущест­вует в разуме изначальнои не требует никакого опытного дока­зательства. Только априорное (доопытное) зна­ние абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами все­общности и необходимости.

«Вещь в себе»— это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

• Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых «вещей в себе» — окру­жающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру,которая включает в себя:

1) формы чувственности;

2) формы рассудка;

3) формы разума.

Чувственность— первый уровень сознания. Формы чувствен­ности пространствои время.Благодаря чувственности созна­ние первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок— следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории— предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первона­чальных ощущений.

Разум- высший уровень сознания. Формами разума являют­ся окончательные высшие идеи,например: идея Бога; идея ду­ши; идея сущности мира и др.

• Кант предложил учение о категориях— высказываниях) - предельно общих понятиях, с помощью кото­рых можно описать и к которым можно свести все сущее. Категории:

-количества — единство, множество, цельность;

- качества — реальность, отрицание, ограничение;

- отношения - субстанциональность (присущность) и акциден­ция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

- модальность — возможность и невозможность, существова­ние и несуществование, необходимость и случайность.

 

• Главные понятия «Критики практического разума»:

- чистая нравственность— признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид вос­принимает как свое собственное;

- моральный закон (кате­горический императив):»Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

В «Критике спо­собности суждения»— Кант выдвигает идею всеобщей целесооб­разности:

-целесообразности в эстетике (человек наделен способностя­ми, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

- целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);

- целесообразности духа (наличие Бога).








Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 1190;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.