Вопрос 6. Философия Людвига Фейербаха
Людвиг Андреас фон Фейербах (1804 — 1872 гг.) — выдающийся немецкий философ-материалист, атеист, коммунист.
Основные работы: «История новой философии от Бэкона до Спинозы», «Мысли о смерти и бессмертии», «Философия и христианство», «Сущность христианства», «Предварительные положения к философской реформе», «Основы философии будущего», «Сущность религии», «Чтения о сущности религии».
Основные положения философии Фейербаха:
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии,особенно Гегеля. Так, Фейербах:
• Отвергает идею тождества бытия и мышления;
• Не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;
• Логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсолютной идеи в материальный мир — окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;
• Не признает единства философии и религии;
• Отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).
Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
• В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
- единственно существующими реальностями являются природа и человек;
- человек является частью природы;
- человек есть единство материального и духовного;
- человек должен стать главным интересом философии;
- идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека;
• Природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;
• Все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога.В отличие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, — деистов и др., Фейербах:
• Выступает с атеистических позиций;
• Тесно увязывает проблему Бога с антропологией.
Основные положения атеистическо-антропологической теории Л. Фейербаха:
• Бога как самостоятельной реальности нет;
• Бог — порождение сознания человека;
• религия — глубоко разработанная мифологически-фантастическая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;
• распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его тяжелым жизненным условиям;
• корни религии — в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;
• мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты;
• Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;
• Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек.
Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 851;