Теория познания Фейербаха.
Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.
Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки».
Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
Социально-политические взгляды Фейербаха были обусловлены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:
• человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;
• полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) — человек может жить только в обществе;
• основой связей между людьми в обществе, стержнем общества должна стать религия;
• данная религия должна быть основана не на вере в выдуманное сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах;
• необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви людей к друг другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе человека;
• смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Алексеев П. В. История философии. Учебник: Санкт-Петербург, Проспект, 2015 г.- 240 с.
2. Бессонов Б.Н. История философии. Учебное пособие: Москва, Юрайт, 2014 г.- 280с.
3. Гриненко Г.В. История философии. Учебник для бакалавров: Санкт-Петербург, Юрайт, 2015 г.- 720 с.
4. Рассел Б. История западной философии: Санкт-Петербург, АСТ, 2010 г.- 832 с.
5. Шишков И. З. История философии. Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания: Москва, Либроком, 2013 г.- 848 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Деборин А.М. Диалектика в немецкой классической философии: Москва, Либроком, 2013 г.- 304 с.
2. История новой философии. От Канта до Вундта: Р. Фалькенберг — Москва, Либроком, 2011 г.- 596 с.
3. История новой философии. От Николая Кузанского до Канта: Р. Фалькенберг — Санкт-Петербург, Либроком, 2011 г.- 288 с.
4. История философии. Запад - Россия - Восток. Книга 2. Философия XV-XIX вв.: — Москва, Академический Проект, 2012 г.- 496 с.
5. Соколов В.В. Философия как история философии: Санкт-Петербург, Академический Проект, Фо, 2012 г.- 848 с.
6. Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности. Учебное пособие: Санкт-Петербург, ФАИР-ПРЕСС, 2001 г.- 580 с.
Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 3930;