Вопрос 3. Диалектика Г.Фихте
Иоганн Гетлиб Фихте (1762-1814 гг.) - немецкий философ, один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм.
Основные философские произведения: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение» и другие.
Основные положения философии Фихте:
· Стремясь преодолеть учение Канта о «вещи в себе», принципиально отрицает независимое от сознания существования мира;
· С позиций субъективного идеализма разрабатывает сложную систему взаимодействия субъекта и объекта. Основанием всего сущего провозглашается всеобщее деятельное начало — абсолютное (божественное) «Я», в лоне которого возникают и развиваются взаимосвязанные противоположности: индивидуальное «Я» (деятельность конкретного субъекта) и «не-Я» (объект деятельности субъекта).
· «Полная гармония» между «Я» и «не-Я», объектом и субъектом невозможна. В этом взаимодействии проявляются лишь различные степени этой гармонии.
· Мысль в процессе деятельности порождает объект и тем самым реализует свои возможности свободного саморазвития. Но так как свобода является принципом практического (нравственного) разума, то практическое отношение к предмету предшествует созерцательно-теоретическому.
· Природа не имеет собственной ценности и представляет лишь средство для реализации нравственной цели (этический идеализм).
· Главным побудительным мотивом деятельности индивидуального «Я» является нравственный долг как внутреннее свободное стремление к самосовершенствованию, идеалом которого является совмещение полной свободы каждого со свободой для всех.
· Предпосылкой «нравственной» философии Фихте считал теоретическую систему — науку о науке («наукоучение»), обосновывал ее основные положения.
Вопрос 4. Ф.Шеллинг: тождество духа и природы
Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854 гг.) - был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля.
Основные сочинения: «О возможности формы философии вообще»; «Я как прин-цип философии»; «Философские письма о догматизме и критицизме»; «Идеи к философии природы»; «О мировой душе»; «Первый набросок системы натурфилософии»; «Система трансцендентального идеализма»; «Всеобщая дедукция динамического процесса»; «Об истинном понятии натурфилософии»; «Изложение моей философской системы»; «Философия искусства».
Основные положения философии Шеллинга:
Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить »абсолютное»,то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:
ü натурфилософию;
ü практическую философию;
ü иррационализм.
В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природыи делает это с позиций объективного идеализма.
• Прежние концепции объяснения природы («не-Я» Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются «втиснуть» природу в какие-либо рамки).
•Природа есть«абсолютное»— первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное.
• Природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;
• Материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;
• Природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью(едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);
•Движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).
Практическая философия Шеллингарешает вопросы социально-политического характера, хода истории.
Философ приходит к следующим выводам:
• Ход истории случаен, в истории царит произвол;
• И случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;
• Теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего;
• В истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.
В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму— отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.
Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 2392;