Вопрос 3. Неклассическая идеалистическая философия
Иррационализмотвергал логические связи вприроде, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критиковал диалектику Гегеля и саму идею развития.
Основная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.
Видным представителем иррационализма являлся Артур Шопенгауэр (1788 — 1860).
Основные труды: «Мир как воля и представление», Диссертация - «О четверояком корне закона достаточного основания» (действие закона причинности), «О Воле в природе», (натурфилософия), «Две основных проблемы этики» (два сочинения: первое провозглашает основой этики сострадание, а второе излагает весьма близкий к Канту взгляд на свободу воли), «О зрении и цветах».
Основные идеи:
• Первоначалом бытия является мировая воля (бессознательный инстинкт).
• Воля иррациональна и бесцельна («слепая воля»).
• Мир и человек есть формы объективации воли (волюнтаризм Шопенгауэра).
• С появлением человека появляется мир как представление («мозговой призрак») .
• Суть объективных вещей остаётся неизвестной, т.к. мир, созерцается посредством субъективных форм восприятия (времени и пространства).
• Реальный «мир как воля» отличается от воображаемого «мира как представления».
• Вся «мир как воля» действует без интеллекта и сознания – как «бессмысленная», «слепая», не знающая усталости «воля к жизни»
• Жизнь сплошные разочарования и страдания (философия пессимизма).
• Избавление от страдания может быть достигнуто (по буддийскому образцу) путем бегства от жизни, отрицания воли к жизни (гении в искусстве и святые в земной жизни).
Продолжателем философских традиций Шопенгауэра был Фридрих Ницше (1844 – 1900 гг.). Ницше считается основоположником родственной иррационализму »философии жизни».
Основные труды: «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм», «Несвоевременные размышления» , «Давид Штраус в роли исповедника и писателя», «О пользе и вреде истории для жизни», «Шопенгауэр как воспитатель» , «Рихард Вагнер в Байрейте», «Человеческое, слишком человеческое».
Основные идеи:
1.Переоценка всех ценностей:
• устаревшие моральные (в основном христианских) ценности необходимо заменить новыми;
• мораль - «сумма условий сохранения бедных, неудачных видов человека».
Нигилизм “слабых» - это упадок и разложение; нигилизм “сильных» - это путь абсолютного авторства – создание новой морали, нового человека.
• переоценка ценностей - переход от любви к ближнему к любви к “дальнему»;
• любовь к “дальнему» - это любовь творческая, изменение самих принципов жизни.
• человек не обязан быть счастливым, он обязан быть свободным.
3. «Воля к власти»:
• «Воля» - индивидуальная воля человека, которая заключается в повышении и росте конкретной «воли к власти».
• Есть только один мир – мир жизни, борьбы и поражения.
• Жизнь как реализация человеком “воли к власти» - это сверхжизнь, лишенная нормативности.
•
3.Идея сверхчеловека:
• Это теория преодоления всех отрицательных качеств человека и приближение его к идеалу
• Сверхчеловек – создатель и носитель новых ценностей и новой морали.
• Новые ценности – способность к переоценке ценностей, духовное творчество, полная концентрация воли к власти, самосовершенствование.
4. Идея «вечного возвращения».
• Вселенная существует бесконечно.
• Все элементы вселенной в бесконечности складываются в одну и ту же вселенную бесконечное число раз.
• Все наши поступки уходят в бесконечность и бесконечное количество раз складываются снова.
Вильгельм Дильтей (1833 - 1911) также принадлежал к числу представителей направления »философии жизни».
Основные сочинения: «Введение в науки о духе», «Возникновение герменевтики», «Сущность философии» , «Структура исторического мира».
Дильтей подверг критике философию Гегеля, в которой все многообразие окружающего мира и уникальность человеческой жизни сводились к мышлению (идее). Вместо мышления (идеи) Дильтей предложил в основу философии положить понятие »жизнь».
Жизнь — способ бытия человека в мире.Жизнь обладает такими признаками, как:
- целостность;
- наличие многообразного духовного начала;
- неразрывное единство с высшим миром.
Согласно Дильтею философия должна прекратить «схоластические» дискуссии о материи, сознании, диалектике и др. и сосредоточить все внимание на изучении жизни как особого феномена во всех ее проявлениях.
Также Дильтей уделял большое внимание социально-политическим проблемам и вопросу истории. Философ отвергал концепции, согласно которым история — предопределенный и закономерный процесс, идущий в сторону прогресса. По Дильтею, история — цепь случайностей, хаос, омут, который затягивает в себя как отдельного человека, так и целые народы. Влиять на ход истории невозможно.
Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 1287;