Психоанализ Зигмунда Фрейда (1856-1939)

Основные труды: «Тотем и табу», «По ту сторону принципа удовольствия», «Сны и сновидения», «Я и Оно» и др.

 

Основные идеи:

• Обнаружил огромную роль бессознательного в поведении человека;

• Психика человека имеет сложную структуру, включающую сознание (Сверх-Я), подсознание (Я) и бессознательное (Оно).

• Бессознательное – эта сфера инстинктов, где проявляются сексуальные влечения (либидо). Выделяет 3 комплекса: Эдипа, Электры, Нарцисса.

• Вся культура есть результат сублимации.

• Разработал учение об Эросе и Танатосе. Жизнь человека – постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

 

Экзистенциализм. Экзистенциализм или философия существования - это одно из самых популярных течений философии ХХ века. Сформировался экзистенциализм в середине века, в период Второй мировой войны, отсюда трагическая и пессимистическая окраска большинства положений.

Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др. Основной объект исследования экзистенциализма - человек и смысл его существования.

Основание всех построений экзистенциализма - это индивидуальное бытие человека. Человек изначально ничего из себя не представляет, лишен какой-либо природы. Никакой сущности, определяющей бытие человека, до его существования нет вообще. Отсюда основной тезис экзистенциализма - существование предшествует сущности. Человек сначала появляется, и занимает место в мире, и только потом сам себя определяет, т.е. обретает свою сущность, уже существуя. Он есть ничто иное как проект самого себя и представляет собой лишь то, что сам из себя делает. Человек не только создает себя и свою жизнь, но и ответственность за нее несет он тоже только сам. Человек тотально свободен, он обречен на свободу - свободу выбора себя и мира. Быть свободным - значит быть самим собой. Свобода является основанием его бытия. «Человек - это свобода» - это второй важнейший тезис экзистенциализма. Третий - человек не только отвечает за себя, но и за весь мир. Человек своими поступками выбирает свое окружение, выбирая - формирует его. Мир людей зависит от человека, он сам его создает. Человек одинок и в своем выборе, и в своей свободе, и в своей ответственности, ему не на кого опереться (Бог умер!). Отсюда основные определения человеческой экзистенции (существования) - забота, страх, тревога, совесть, заброшенность, повседневность, смерть и т.д. Человек, существуя в современном обезличенном, усредненном, абсурдном (в терминологии А. Камю) мире man, где каждый изолирован от другого и становится объектом воздействия, должен преодолевать его своей свободой и протестом.

Серен Кьеркегор считал, что философия должна повернуться к человеку, его проблемам. Он выделил неподлинное и подлинное существование человека, а также три стадии восхождения к подлинному существованию: эстетическую, этическую, религиозную.

По Ясперсу, человек обычно живет «заброшенной» жизнью, но в пограничных ситуациях скрытые качества выходят наружу. Он осознает себя через «шифры» трансцендентального.

Основными понятиями философии Сартра становятся: «для-себя-бытие», «свобода», «выбор», «ответственность».

«Жизнь человека – абсурд», - считает Камю. Смысл жизни в самом существовании человека.

Хайдеггер исследует «бытие человека в мире», которая состоит из «бытия с другими» и «бытия самого себя».

 

Герменевтика. Герменевтика (от греч. Germeneutikos –разъясняющий, истолковывающий) означает теорию и практику истолкования текстов, языковых выражений и символов; философское направление, исследующее проблему понимания и связанные с ней вопросы языка.

Основы были заложены Ф.Шлейермахером как искусство понимания индивидуальности другого автора.

• Предметом герменевтики является не содержание и не объяснение, а выражение и понимание. Понимание человеком мира осуществляется в языке и через язык. Потому истина раскрывается через произведения искусства, тексты философии и истории.

• Герменевтический круг: чтобы понять целое, следует понять его части, но для адекватного понимания частей необходимо понять смысл целого.

• Языковая среда в качестве традиции является одновременно и условием человеческого понимания и вместе с тем его предметом.

• Смысл герменевтики не в окончательных выводах, а в поддержании диалога с целью постижения «чудо понимания».

 

Постмодернизм («постсовременность») обозначает ситуацию в культурном самосознании стран Запада, сложившуюся в конце ХХ столетия.

Понятие «постмодерна» стало употребляться в связи с работами Ж.Ф.Лиотара. Историческое становление связано с представителями философского направления, связанным с анализом языка с Ф.де Соссюром, Л.Витгнештейном, М.Хайдеггером, М.Фуко.

Ярким представителем является Ж.Деррида, который ввел новый способ прочтения и осмысления текстов – деконструкцией.

В эпоху постмодерна не существует объективной истины, все что было до этого определенным становится неопределенным и несостоятельным.

Характерные черты: пессимизм, отчаяние, недоверие к действительности, самокритичность сознания.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеев П. В. История философии. Учебник: Санкт-Петербург, Проспект, 2015 г.- 240 с.

2. Бессонов Б.Н. История философии. Учебное пособие: Москва, Юрайт, 2014 г.- 280с.

3. Гриненко Г.В. История философии. Учебник для бакалавров: Санкт-Петербург, Юрайт, 2015 г.- 720 с.

4. Рассел Б. История западной философии: Санкт-Петербург, АСТ, 2010 г.- 832 с.

5. Шишков И. З. История философии. Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания: Москва, Либроком, 2013 г.- 848 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. История философии. Запад - Россия - Восток. Книга 3. Философия XIX-XX вв.: — Санкт-Петербург, Академический Проект, 2012 г.- 448 с.

1. История философии. Учебное пособие: — Москва, Феноменология-Герменевти, 2015 г.- 328 с.

2. Корнфорт М. В защиту философии. Против позитивизма и прагматизма: Санкт-Петербург, КомКнига, 2010 г.- 304 с.

3. Лега В. П. История западной философии. В 2 частях. Часть 2. Новое время. Современная западная философия: В. П. Лега — Москва, Православный Свято-Тихон, 2014 г.- 528 с.

4. Семенов Ю.И. Введение в науку философии. Книга 6. Трудная судьба философии диалектического материализма (конец XIX - начало XXI в.): Москва, Либроком, 2013 г.- 224 с.

5. Философия XX вв. История философии. Запад - Россия - Восток. Книга 4.: — Москва, Академический Проект, 2012 г.- 432 с.

6. Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности. Учебное пособие: Санкт-Петербург, ФАИР-ПРЕСС, 2001 г.- 580 с.

 








Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 899;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.