ГЛАВА 4 ПСИХОАНАЛИЗ

 

Психоанализ получил распространение после Первой мировой войны. Успех психоанализа обусловлен был тем, что секуляризованное европейское общество в период переживания социальных и личных потрясений, которыми был полно начало XX века и последующие события истории, уже не удовлетворяла религиозная проповедь в церкви и исповедь священнику. Именно этот вакуум был заполнен психоаналитической практикой, которая имела большой коммерческий успех, обслуживая в основном состоятельные слои населения.

Основной предпосылкой психоанализа является утверждение о том, что психические процессы имеют большей частью бессознательный характер. Это утверждение не ново, об бессознатель­ных процессах в психике утверждал Мальбранш и Лейбниц. Об этом утверждал Э. фон Гартман, чья философия бессознательного послужила методологиче­ской базой для Фрейда.

Психоанализ вставал с претензией замены религии, идеологии и философии. Фрейд вообще считал, что его теория бессознательного продолжает дело Коперника и Дарвина. Если Коперник разрушил представление о том, что Земля является центром Вселенной, а Дарвин разрушил иллюзии относительно иникальности человека по сравнению с другим животным миром, то Фрейд разрушил иллюз-ии относительно того, что человек – это существо разумное.

Психоанализ «закрепился» в современной культуре, он имеет спрос, как имела спрос в свое время исповедь перед священником, он занял именно эту «нишу» в современной секуляризо­ванной культуре. Посещение пси­хоаналитика стало также естественным в современном мире, как в свое время посещение церкви. Это дело стало довольно до­ходным. В результате доходности этого дела психоаналитики и их организации имеют достаточно средств и возможностей пропагандировать свои учения, выпускать книги. А благодаря тому, что все их работы имеют оттенок «порнографический», то их печатная продукция всегда находит покупателя, ибо спрос на порнографическую литературу всегда устойчив.

 

ФРЕЙД З.(1856-1938)

 

Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа. Был учеником фон Брюкке – физиолога, представителя немецкого механистического материализма.

Наркоман - употреблял кокаин и даже ста­рался пропогандировать его употребление. В первой половине XX века его исследова­ния по психологии сексуальности превратились в мировоззренческую установку мен­тальности евро­пейской культуры. Это типично, иногда в той или иной социокультур­ной ситуации маргиналь­ные исследования в той или иной области превращаются в фундаментальную мировоззренче­скую форму, становясь «архетипом» для довольно обширной области ментальности. Это про­изошло и с психоанализом, результаты ис­следований которого (особенно в области сексуаль­ных патологий) послужили методологической установкой в сфере философии и искусства. Ко­нечно, это не каким образом положительно не характеризует такую форму ментальности, кото­рая берет за основу интерпретации своих артефактов тот или иной тип сексуального извраще­ния. Тем не менее, плохо или хорошо, но факт, что это произошло в культуре XX века, стало одним из базисов этой культуры, терминология психоанализа вошла в философскую культуру современности также как, к примеру, и терминология марксизма.

 

СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕКА

 

Структура человека у Фрейда достаточно условна и механистична, для него нет человека реального – существующего в тех или иных типах культуры. Он считал, что человеком движут два инстинкта – это инстинкт самосохранения и половой инстинкт. При этом его человек – индивидуалист, которого интересует, прежде всего, удовлетворение двух этих базовых инстинктов. Как писал о фрейдовской концепции Э. Фромм: «Фрейдовский homo sexualis – вариант классического homo economicus. Это обособленный, самодостаточный человек, которому приходится вступать в отношения с другими, чтобы взаимно удовлетворять свои потребности. Homo economicus имеет экономические потребности, которые взаимно удовлетворяются посредством обменов на рынке. Нужды homo sexualis физиологические, обусловленные либидо; в нормальных условиях они удовлетворяются в отношениях между полами. В обоих случаях личности остаются по существу чуждыми друг другу, их связывает лишь общая цель – удовлетворение своих влечений. То, что теория Фрейда оказывается социально обусловлена духом рыночной экономики, не означает, что его теория неверна, однако нельзя считать* справедливой ее претензию на то, что она якобы описывает человка как такового; эта теория описывает межличностные отношения в буржуазном обществе и справедлива для большинства людей» (Фромм Э. Кризис психоанализа. Очерки о Фрейде, Марксе и социальной психологии. СПб. 2000. С.38-39).

 

 

Сознание он разделял на три уровня.

Сознание является поверхностью психики, основной же массив психики – это неузнанное и бессознательное «Оно». Сознание не полностью покрывает «Оно», а лишь частично. Само бес­сознательное он разделяет два вида: «латентно способное к осознанию, и вытесненное - само по* себе и без дальнейшего неспособное для осознания» (Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Кн.1. Тбилиси, 1991с.353-354). Но существует не только бессознательное «Оно» и сознательное «Я». Есть еще «Сверх-Я» или «Идеал Я»

 

1. ЛИБИДО

 

Фрейд полагал, что психические расстройства имеют основой подавление сексуально­сти. Фрейд сделал основой всей своей клинической практики именно анализ сексуаль­ных расстройств, выявляя на этой базе нарушение психики исследуемых им пациентов. Чем это обусловлено можно только гадать: то ли это обусловлено нездоровым интересом к сексу самого Фрейда, то ли контингентом пациентов, которые его посещали – а это были в основном дамы-аристократки, у которых в голове, кроме сек­суальных фантазии, больше ничего не было. Если бы у него был другой контингент па­циентов – рабочие, служащие, то он бы считал основой психических расстройств со­вершенно другое – чувство голода, страх потерять работу. Но, я думаю, что этот кон­тингент у него не мог появиться, ибо за визит к психоаналитику надо пла­тить немалые деньги. Хотя, с другой стороны, важность сексуальных отношений в обществе отрицать нельзя, и расстройства, которые возникают на сексуальной почве, часто встречаются, особо они сильны в первобытном обществе, но в современном человеческом обществе есть бо­лее чем достаточно иных причин для психического расстройства.

В среде современных французских философов эта тема сексуальности вообще крайне популярна. Болезнь «приапизма» (постоянной эрекции пениса) проникла в их мышление, что просто раздражает. «Приап» - греческий бог с ярко выраженными гени­талиями, к тому же сын Диониса и Афродиты (хотя иногда упоминаются в качестве отца Адонис, Гермес и Пан), вообще некий исходный «архетип» их больного сознания.

 

В наше время после сексуальной революции проблема подавления сексуальности не стоит, более всего стоит проблема полноценности человеческой жизни в обществе потребления.

 

Для Фрейда существует как полноценный человек лишь мужчина, а женщина для него кастрированный мужчина.

 

3. ЭРОС И ТАНАТОС

 

После 1920 года Фрейд начинает пересматривать свою концепцию «либидо». Основным жизненым конфликтом он ставит конфликт между «инстинктом жизни» (Эрос) и «инстинктом смерти» (Танатос).

 

 








Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 993;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.