ПРЕДСТАВИТЕЛИ ДРУГИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПСИХОАНАЛИЗА
АДЛЕР
РАЙХ В. (1897-1957)
Вильгельм Райх был первым ассистентом Фрейда. Увлекался марксизмом, был членом компартии Германии, но в 1935 году был из нее исключен. Хотя и психоаналитики его также не воспринимали – в 1934 году он был исключен и из интернациональной психоаналитической ассоциации. В 1939 году переехал в США, где был адъюнкт-профессором медицинской психологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Здесь он «дошел» до мысли о существовании «оргона» - жизненной энергии, которая присуща всем организмам. Он основал даже Институт «Оргона», и искал спсобы аккумулирования этой энергии. Он считал, что все болезни обусловлены нехваткой этой энергии, он начал использовать в терапии изобретенные им «оргонные» аккумуляторы. Его идеи были признаны несостоятельными, ему было запрещено применение его методов терапии, оргнонные аккумуляторы были уничтожены. Самого его, обвинив в неуважении к суду, заключили в тюрьму, где он и умер от сердечного приступа.
Он считал, что в биопсихической структуре личности существует три слоя: поверхностный слой, промежуточный слой бессознательного, биологическая основа.
Поверхностный слой личности характеризуется сдержанностью поведения, вежливостью, состраданием к ближнему и ответственностью. Этот слой обусловлен воспитанием. Он существует не непосредственно на биологической основе, а существует промежуточный слой характера, который состоит из импульсов жестокости, садизма, сладострастия, жадности и зависти. Это то, что Фрейд назвал «бессознательным». После прохождения второго слоя «извращений» и погружения в биологический субстрат человека обнаруживается третий, самый глубокий слой - биологическая основа человека. В этой основе, при благоприятных условиях, человек, как правило, представляет собой искреннее, трудолюбивое, склонное к сотрудничеству существо. Сбрасывать поверхностный слой опасно, ибо мы тогда получаем лишь слой «бессознательного»
БИНСВАНГЕР Л. (1881-1966)
ШКОЛЫ ФРЕЙДИЗМА
ХОРНИ К.(1885-1952)
Карен Хорни - дама- психоаналитик. Этим, в принципе все сказано. Наряду с еще одной «дамой» Хелен Дейч, является основателем науки о женской психологии. Почему-то решила, что исходная проблема женщины состоит в комплексе кастрации, о чем она писала с своей работе «О происхождении комплекса кастрации у женщин» (1922): «..зависть к пенису – почти неизбежное явление в жизни девочки, которая не может не осложнить её развитие» (Хорни К. Женская психология. Спб., 1993. С.10). В этом отношении она ссылается на Фрейда. Тут явно просвечивают её лесбийские «тайные» желания, которые она переносит на всех женщин, которые большей частью озабочены тем как прокормить своих детей. Все её проблемы – это проблемы очень узкого круга обеспеченной категорий лиц женского пола, да еще с нездоровой сексуальной ориентацией. Во всем же мире, в подавляющем большинстве женщины страдают комплексами именно по выше указанной причине – их комплекс состоит в том, что они не могут обеспечить достойное будущее своим детям. Тем не менее её «исследования» находят спрос, её печатные работы находили спрос и покупались.
ЭРИКСОН Э.
Ученик К. Хорни. Исследовал феномен становления человеческой личности. Автор психоаналитических биографий Лютера и Ганди.«Детская» тема, видимо, имеет основой его личные «проблемы» в юности, которые и привели его в «касту» психоаналитиков…..
ЛИТЕРАТУРА:
1. Хорни К. Женская психология. Спб.,1993.
2. Райх В. Психология мкасс и фашизм. Спб.,1997.
ЮНГ К. (1875-1961)
Карл Густав Юнг- создатель одного из самых лучших вариантов психоанализа- аналитической психологии. Более «философичен», чем Фрейд. Может быть, это обусловлено и личным – в двенадцать лет перенес невроз, страдал от обмороков. Эта неуравновешенность психики, видимо, привела его стремлению стать психиатром. Все это закономерно у лиц, имеющих шизоидный склад психики всегда проявлен интерес к философии и психиатрии. Большую роль сыграла встреча с Фрейдом. Но потом он разошелся с ним в 1913 году при обсуждении темы инцеста между матерью и сыном («серьезная» причина для разногласий !). Юнг был склонен к символическому истолкованию разных типов сексуальных оппозиций. Т.е. разного рода сексуальные оппозиции для него не только реально физиологическая и психологическая оппозиция, но и есть оппозиция, на которой основываются все артефакты культуры, выступая в качестве фундаментальных символов культуры. Далее он вообще полагал, что сексуальность не является определяющим началом в психике. Этот разрыв с Фрейдом привел его к изоляции, что, видимо, для Юнга, как человека тонкой психической организации привело к определенным психическим отклонениям: появились слуховые галлюцинации, да и, видимо, зрительные, ибо он считал, что его дом наполнен привидениями. Хотя это мне не совсем понятно, ибо отход от психоанализа можно рассматривать прямо противоположно – как выздоровление. Но тут не тот случай и он погрузился в свой «внутренний» мир, полный галлюцинаций. Результатом этого «погружения» и «творческой болезни» стала серия работ, прежде всего его работа «Психологические типы»(1921). Успех этой работы и серии последующих дал ему материальную независимость. В 1923 году он начал строить «замок» в Боллингене у Цюрихского озера. Культура вообще демократична - она всем находит свое место: люди шизофренического склада реализуют себя в науке или иных формах ментальной деятельности, люди более здравомыслящие – в реальной социальной жизни. И успех в той или иной сфере деятельности приносит им материальное благополучие. Но вот этот «шизофренический» тип личности, который накладывает свой неизгладимый отпечаток на их взгляды и их работы часто раздражает- один страдает «графоманией», другой – несобранностью мысли, третий – разного рода мистическими «откровениями», которые затуманивают суть дела. И именно эту «шизофреничность», особенно ярко проявленную у представителей психоанализа, переняли представители современной французской философии, сделав её даже эпатирующим «жестом»; «вызовом», но вызовом не по делу и не к месту.
АРХЕТИП
Основной тезис «аналитической» психологии К.Г. Юнга состоит в том, что «бессознательное» не является исключительно биологическим фундаментом человеческой психики, а имеет и социокультурное основание, составляя из себя напластования психического опыта предшествующих поколений, который оседает в психике в виде каких-то «архетипов». Вот что он пишет о них: «Коллективное бессознательное как оставляемый опытом осадок и вместе с тем как некоторое его, опыта, a priori есть образ мира, который сформировался уже в незапамятные времена. В этом образе с течением времени выкристаллизовались определенные черты, так называемые архетипы или доминанты. Это господствующие силы, боги, т.е. образы доминирующих законов и принципы общих закономерностей, которым подчиняется последовательность образов, все вновь и вновь переживаемых душой. Поскольку эти образы являются относительно верными отражениями психических событий, их архетипы, т.е. их основные черты, выделенные в процессе* накопления однородного опыта, соответствуют также определенным всеобщим физическим основным чертам. Поэтому возможно перенесение архетипических образов непосредственно как понятий созерцания на физические события: например, эфир, древнейшая материя дыхания и души, так сказать, представлена в воззрениях всех нардов мира; затем энергия, магическая сила – представление, которое также имеет всеобщее представление» (Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., Канон, 1996 с.141-142)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ
К.Г. Юнг стал знаменит именно своей концепцией психологических типов. Он считал, что существуют два типа различных психологических установок: интровертный и экстравертный. Интроверсия- как тип психологической установки характеризуется углубленностью в самого себя, который держит людей на «расстоянии», необщителен. Этот тип установки характерен тем, что определяющим тут является субъект. Экстраверсия- характеризуется открытостью характера, способного приспособиться к любой обстановке. В данном случае, определяющим тут является объект. Юнг подчеркивает, что«..каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип» (Юнг К.Г. Психологические типы. М.,1998 с.30)
Об этих установках экстарверсии и интроверсии соответственно Юнг более развернуто пишет следующее: «Эти противоположные установки – не что иное, как противоположные механизмы: в одном случае диастолическое расширение, выход из себя к объекту и его захват – в другом- систолическая концентрация и отделение энергии от захваченного объекта. Каждому человеку свойственны оба механизма, а соединение их является выражением его естественного жизненного ритма- и, наверное, не случайность, что Гете образно выразил этот ритм понятием, характеризующим сердечную деятельность. Ритмическая смена обеих форм психической деятельности должна была бы соответствовать нормальному течению жизненного процесса. Однако сложные внешние условия, в которых мы живем, равно как и еще более сложные условия нашего индивидуального психического устройства и предрасположения, редко допускают вполне гармоничное течение психической энергии. Внешние обстоятельства и внутренняя диспозиция очень часто благоприятствуют работе одного механизма в ущерб другому. Естественно, что это влечет за собой перевес в сторону работы одного механизма. И если такое состояние по определенным* причинам становится преобладающим, то вследствие этого и возникает тип, т.е. привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, хотя и не будучи в состоянии полностью подавить другой, поскольку и этот другой механизм составляет безусловную принадлежность всего психического хозяйства. Поэтому никогда и не может быть чистого типа в том смысле, чтобы в нем правил исключительно один механизм при полной атрофии другого. Типический установка есть не что иное, как относительный перевес одного механизма» (Юнг К.Г. Психологические типы. М.,1998 с.32-33). Далее он подразделяет несколько типов, которые соответствуют познавательным способностям человека: мышлению, чувству, ощущению и интуиции, различая мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы. Каждому из этих типов могут быть присущи различные типы психологических установок. На базе этой типологии он пытается строить теорию ментальности, а также интерпретирует творчество философов, поэтов и т.д.
ТИПЫ ЛИЧНОСТИ
Типология личности – это довольно старое направление в человеческой культуре. Еще в восточной астрологии была проведена классификация на основе четырех стихий – воды, воздуха, земли и огня. Каждой стихии соответствовал «тригон» (треугольник). Водушный тригон в гороскопе состоит из трех воздушных знаков Зодиака – Водолея, Близнецов, Весов: огненный тригон состоит из Овна, Льва и Стрельца и т.д. Согласно этой типологии каждый несет в себе существенные черты той или иной стихии, те или иные типичные черты темперамента и характера. Также известна и физиологическая типология, известная по Гиппократу, согласно которой существуют флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики. Эта типология основывалась на типах жидкостей тела: флегма, кровь, желтая желчь и черная желчь).
Модель Юнга обладает по отношению с этим типологиям своеобразием, она связана собственно с психическим строем человека, его психической энергетикой. Он различает прежде всего две личностные установки, два способа социальной адаптации.: интроверсия и экстраверсия. При интроверсии человек направлен на внутренний мир. В экстраверсии на внешний. Также различает четыре функции души: мышление – как род когнитивной деятельности, ощущение – как способ восприятия мира, чувство – как способ субъективного суждения и оценки, интуиция – как способ понимания путем бессонательного.
Типология строится на базе двух личностных установок и четырех функций души – мышления, ощущения, интуиции и чувства (эмоции). В результате компоновки получается восемь типологических групп. Хотя Юнг более упрощенно различал два типа классов: рациональные и иррациональные. К первому относился мыслящий и чувствующий тип. Ко второму – интуитивный и ощущающий.
Экстравертный ментальный тип- этот тип следует традиции и общепринятым стандартам, они в основном склонны мыслить лишь внешне, не вдаваясь в сомнения и рефлексию. Это более всего свойственно государственным деятелям, адвокатам, ученым-практикам, организаторами науки. Они хорошо проявляют себя как организаторы. Ибо прекрасно адаптируются и обладают повышенным чувством реальности. Но есть крайние проявления этого типа- это религиозные фанатики, революционеры, строгие учителя.
Экстравертный чувствующий тип- это тип, который ведет активную общественную жизнь. Он не может жить без общества, имеет много друзей, очень добродушны. Способны быстро подстраиваться под существующую ситуацию., способны жертвовать собой ради других.
Экстравертный ощущающий тип- это тип, который с осовном отдает предпочтение внешней стороне жизни. Они стремяться внешне соответствовать существующему порядку вещей, придерживаться внешним атрибутам достатка, склонны к показной роскоши. Гланое для них – это приспособится к внешней строне жизни, соответствовать ей.
Экстраверный интуитивный тип-
Интровертный мыслительный тип - отличен тем от экстравертного мыслительного типа тем, что если экстравертное мышление опирается на факты и их старается систематизировать, то интровертное мышление направлено не на факты, а на прояснение идей и на сам процесс мышления.
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ
3.
ЛИТЕРАТУРА:
ПОСТ ЮНГИАНЦЫ
ЛИТЕРАТУРА:
1. Дарел Шарп Типы личности. Юнговская модель типологии. Воронеж, 1994.
ГЛАВА 5 НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Линия функционализма встретила оппозицию со стороны психологов, во главе которых стоял Э. Тиченер (1867-1927)
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
Гештальт – означает организованное целое, свойства которого не могут быть выведены из свойств его частей.
1. ВЕРТГЕЙМЕР М. (1880-1943)
2. КЁЛЕР В. (1887-1967)
В. Кёлер поставил задачей исследовать наличие умственной способности у обезьян и сделать это не путём досужих размышлений, а путём опытного исследования.
2. КОФФКА К. (1886-1941)
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 886;