ДЖОЙС ДЖ. (1882-1941)
В юности Джеймс Джойс рос замкнутым, сторонился людей. В студенческие времена увлекался лингвистикойЮ, историей, а нтичной литературой.
Основа философии Джойса – это понимание реальности как хаоса, по Джойсу пространство и время – относительные категории.
ШИЗОФРЕНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ
Джойс отрицает принятые измерения организованного сознания построенного по принципу организованности структур пространства, строгой размещенности событий в порядке временной последовательности. Все пространство искажено, время сжато и сингулярно. Одно пространство-время врывается в другое, делает это совершенно произвольно.
«Улисс» строится на переходах из одного пространственно-временного ряда в другой. Эти переходы случайны и непредсказуемы. Сюжет строится вокруг трех людей – Леопольда Блума, его жены Мэрион и молодого писателя Стивна Дедалуса. Сами события происходят в один день – 16 июня 1904 года.
«ОДИССЕЯ» ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУШИ:
Гомер - Августин - Брандт – Гриммельсгаузен - Руссо- Гете - Бальзак- Джойс
3. МОДЕРНИЗМ: ВУЛЬФ В. (1882-1941)
Вирджиния Вульф – лидер «группы Блумсбери» (Блумсбери – район Лондона, где жили большинство участников этой группы). В эту группы входили: К. Маккензи, м. Синклер, Д. Ричардсон и др. К. Маккензи известен как автор романа «Мрачная улица», где описывается жизнь одного человека в течении тридцати лет, д. М. Синклер известна романом «Жизнь и смерть Хэрнет Фрин» (1922), Д.Ричардсон известна двенадцатитомным романом «Паломничество» (1915-1930).
В. Вульф – ученица А. Бергсона, объявила себя противницей реализма. Истинное, по убеждению В. вульф, не реальностькак таковая, а «поток сознания». Манифестом была её статья «Современная художественная проза», она уже тогда прочитала «Улисс» Дж. Джойса, объявив его подлинным мастером художественной прозы.
БРИТАНСКАЯ ПОЭЗИЯ
Движение имажистов, возникло еще до войны. В 1908 году был основан поэтический клуб, названный «школой имажистов2.
ЭЛИОТ Т.С. (1888-1965)
Томас Стернз Элиот.
НОВАЯ ПОЭТИКА
ТЕОРИЯ ТРАДИЦИИ
БРИТАНСКИЙ РЕАЛИЗМ
Но реалистическая тендеция сохранила свое значение, которую продолжали писатели старшего поколения: Б.Шоу, Дж. Голсуорси, Г. Уэллс.
ГОЛСУОРСИ ДЖ.
Джон Голсуорси
УЭЛЛС Г.
Герберт Уэллс
О`КЕЙСИ Ш.
.
Шон О`Кейси
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПРУСТ М. (1871-1922)
Основной его труд – это пятнадцатитомный роман «В поисках утраченного времени». Он возник из замысла критической статьи «Против Сёент-Бёва».
Довольно скучное чтиво, какое-то «анальное», тугое «копание» в чувствах и состояниях души. Можно только удивляться, как Франция, известная О. Бальзаком, Э. Золя, А. Франсом могла породить все это. Но, надо учитывать, что «галльская» натура всегда склонна «эпатировать». Причина этой «анальности» его мышления состоит, наверное, в том, что он гомосексуалист, что сильно повлияло на его творчество. Ибо для того, чтобы пойти на такую форму сексуальных отношений, явно нужен определенный и извращенный склад ума. Анализ его творчества любимая тема французских философов, многие из которых обладали такого же рода «нестандартной» ориентацией. Вообще складывается мнение, что во Франции гомосексуалисты захватили сферу влияния в французской философии, создав какую-то корпоративную секту, которая на «философствовании» делает свой «бизнес». Современный «модный» в кругах русской гуманитарно ориентированной «философствующей» интеллигенции М.К. Мамардашвили также был увлечен его творчеством, что вызывает определенные подозрения в отношении его сексуальной ориентации. Тем не менее, есть смысл подумать над тем, что «мода» на философию возникает одновременно с «модой» на гомосексуализм. Мы знаем ,что философия вызвала интерес в Афинах именно с появлением «моды» на «мальчиков». Тут, видимо, правда состоит в том, что всякая извращенность тела и души приводит к извращенности ума. Так как философия есть определенного рода отклонение от нормальности, есть поиск иных путей действия и иных форм сознания, то интерес гомосексуалистов (и шизофреников) в философии понятен. Но это не причина объявлять философию способом профессиональной деятельности гомосексуалистов и шизофреников, просто ввиду своей природной склонности их количество там несколько больше. Хотя непонятно, как можно выдерживать умственные нагрузки людям с нетвердой психикой, и где найти время для философских занятий тем, которые неординарно и крайне озабочены довольно инструментальной и простой сферой деятельности в культуре, предназначенной для деторождения. Вот, может быть, в этом-то причина, что в философии никак не появиться человек, который детально проработает всю её проблематику и достаточно четко прояснит посредством полноценного текста объем и содержание этой сферы ментальной деятельности.
КАФКА Ф.
НАСЕКОМОЕ И ЧЕЛОВЕК
АБСУРД И ВИНА
ГЕССЕ Г.(1887-1962)
1. БИСЕР И СИМУЛЯКР
2. ИГРЫ СОВРЕМЕННОГО МЫСЛИТЕЛЯ: ТРАГЕДИЯ ИОЗЕФА КНЕХТА.
3. ВОСТОК И ЗАПАД
ГЛАВА 6 ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
Экзистенциализм был модным учением в Европе между двумя мировыми войнами, оставаясь популярным вплоть до конца 60-х годов. Центральное понятие экзистенциализма - экзистенция. Смысл состоит в том, что экзистенция понимается как такой способ бытия, который предполагает выход из себя человека в свободу, и именно только этот способ и дает человеку возможность быть человеком. Вариантов выхода в свободу экзистенциализм дает два: либо выход к Богу, либо в Ничто, свободу. Истоки экзитенциализма лежат в философии Ницше, Достоевского, Кафки. Во многом его идеи навеяны философией Шопенгауэра, Фейрбаха, Кьеркегора.
Наш русский философ Н.Бердяев критически относился к этому философскому направлению, считая его слишком «рационалистичным»: «Существование не может быть объектом познания. Объективация означает отчуждение, обезличивание, утерю свободы, подчинение общему, познание через понятие.. И поскольку Гейдеггер и Сартр хотят строить онтологию, пользуясь рациональным аппаратом понятий, они находятся во власти объективирующего познания и не порывают с традицией, идущей от Парменида. Бытие есть уже порождение объективирующей мысли, оно объективно» (Бердяев Н.А. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. Спб,: РХГЦ, 1996 С.9). конечно, как почти всегда, философские мысли Бердяева носят личный характер, который не основан на базе реальной оценки сути того или иного учения.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 669;