САРТР Ж.-П. (1905-1980)
Жан-Поль Сартр – выдающийся французский писатель и философ XX века. Закончил высшую Нормальную школу. Потом преподавал в лицеях Гавра, Лиона и Парижа с 1931 по 1945 гг. Далее отказался от академической карьеры. Приобрел известность своим философским романом «Тошнота»(1938). Участвовал во Второй Мировой войне, был в плену, откуда был выпущен по состоянию здоровья. Во время оккупации участвовал во французском Сопротивлении: вместе с Мерло-Понти основал группу Сопротивления «Социализм и свобода». Известен левыми взглядами и симпатией к марксизму. По его мнению, истинный мыслитель всегда должен быть «левым». Что имеет смысл, особенно для философа. Философ – это радикал, творец инноваций. Он проповедник «чистого и праведного», что, естественно, не может совпадать с реалиями «неправедного и основанного на погоне за наживой» мира, а потому, вольно или невольно он в своих тезисах всегда использует родственные коммунистическим принципам положения. Платон – «царь философов»- основатель первой коммунистической утопии, Христос- «первый коммунист», а христианская идеология, которая является базисом западноевропейской культуры, есть один из вариантов «коммунизма».
Сартр неоднократно посещал Советский Союз. В 1970 году стал редактором маоистской газеты «Народное дело». Постоянно до конца своей жизни участвовал в разных политических компаниях протеста. Умер от опухоли легких, его похороны напоминали мощную манифестацию – в них участвовали 25000 человек. Основное философское произведение «Бытие и ничто»(1943). Испытал большое влияние феноменологии Э. Гуссерля.
Бытие и ничто
«Явление не подпирается каким-либо сущим, отличным от него самого: у него свое собственное бытие. Следовательно, первое бытие, с которым мы сталкиваемся в наших онтологических исследованиях, есть бытие явления» (Б. и н. С.23)
Он критикует Хайдеггера, утверждая, что нельзя «определить бытие как присутствие, поскольку отсутствие тоже раскрывает бытие, потому что не быть здесь – значит быть где-нибудь еще» ( Б. И н. С.23).
Сартр в полном согласии с Гуссерлем утверждает, что сознание всегда есть сознание о чем-то. Сознания самого по себе вообще не существует. Оно всегда интенционально, т.е. направлено на вещи. И если и есть чистое сознание, то это есть множество потенциальных направленностей на вещи. В данном случае можно было бы и не ссылаться на Гуссерля, а сослаться на Лейбница, который, как известно, утверждал следующее:
Он считает еще и следующее, что «необходимым и достаточным условием познания познающим сознанием своего объекта и есть то, что оно должно быть сознанием себя самого именно в качестве познающего. Это условие необходимо, так как если бы мое сознание не сознавало бы, что оно есть сознание этого стола, оно было бы сознанием этого стола, не сознавая этого, или, если хотите, сознанием, которое не знает самого себя, бессознательным сознанием, а это нелепо» (Б. и н. С.26)
Диалектический разум
Сартр и Маркс
Главным недостатком марксистской теории Сартр считал жесткий детерминизм, и недооценке личностного начала как двигателя истории, в этом он более приближался к идеям П.Л. Лаврова и Н.И. Кареева в русской философской традиции.
ТОШНОТА
§3 ИСПАНО-ИТАЛЬЯНСКИЙ «ПОЗИТИВНЫЙ» ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ.
В Испании XIX века из философских направлений было учение немецкого философа К. Краузе (1781-1832) и позитивизм. Определенный подъем уровня философствования был связан с «поколением 1898 г.» - поколения талантливых писателей и мыслителей, которые ставили залдачей возрождения страны после глубокого национального кризиса в Испании, связанного с поражением Испании в испано-американской войне, которая привела к окончательной потере колоний. Идейным лидером этого движения бывл М. де Унамуно.
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 595;