ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ БЫТИЯ
Время и бытие
«У всякой вещи свое время. А бытие никакая не вещь, оно не во времени. И все равно бытие как присутствие, как настоящее определено временем, временным» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М.,1993. С.392)
«Бытие и время взаимно определяют друг друга, однако так, что ни первое- бытие- нельзя рассматривать как временное, ни второе- время- как сущее» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М.,1993. С.398)
«Подручность, равно как наличная данность- способы присутствия» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М.,1993. С.395)
« «Бытие как событие»..Прежде философия, отправляясь от сущего, мыслила бытие как идею, как энергию, как акт, как волю, а теперь можно было бы подумать- как событие. Так понятое, событие подразумевает видоизмененное истолкование бытия, представляющее, в случае своей оправданности, некое дальнейшее развитие метафизики» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М.,1993. С.404)
«Поскольку в бытии как присутствовании дает о себе знать такая вещь как время, упрочивается уже упоминавшаяся догадка, что собственно время, четвертое проявление открытости, позволяет отыскать себя как «имение», вмещающее в себя бытие, т.е. присутствие» (Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления М.,1993. С.401)
ОНТОЛОГИЯ МЫСЛИ
Хайдеггер во многих работах правильно говорит, что всякая мысль может быть лишь мыслью и о бытии, да и сама мысль есть бытие: «Мысль, послушная голосу бытия, ищет ему слово, в котором скажется истина бытия. Только когда речь исторического человека возникает из этого слова, она весома. А когда она весома, ей обещано обеспечение беззвучного голоса потаенных источников. Мышление бытия стоит на страже этого слова и в такой строгости исполняет свое предназначение» (Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика. 1993. С.40-41)
Сутью всех его размышлений состояла в стремлении восстановить исходную основанность человека в бытии. Конечно, это относится и к сознанию. Восстановление этого он видит в стремлении «вслушаться» в «голос» бытия. Рациональные ментальные структуры позволяют увидеть лишь частичность бытия, ибо является только то, что может быть проявлено. Для того, чтобы проявить бытие полностью нужна иная ментальная структура.
М. Хайдеггер, к примеру, пишет во многом правильно, что «все гуманитарные науки и все науки о жизни именно для того, чтобы остаться строгими, должны непременно быть неточными. Конечно, жизнь тоже можно охватить как величину движения в пространстве и времени, но тогда нами схвачена уже не жизнь» (Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика. 1993 .с.44). Конечно, тут Хайдеггер несколько «передергивает» – в принципе ничего страшного, что фундаментальные категории человеческого понимания мира – пространство и время, используются в гуманитарном исследовании. Вопрос в другом- в каком качестве они используются, как понимаются.
«Всякая онтология, распоряжайся она сколь угодно богатой и прочно скрепленной категориальной системой, остается в основе слепой и извращением самого своего назначения, если она прежде достаточно не прояснила смысла бытия и не восприняла это прояснение как свою фундаментальную задачу» ( Хайдеггер М. Бытие и время. М.,1997. С.11)
«Само бытие, к которому присутствие может так или так относится и всегда как-то отнеслось, мы именуем экзистенцией»( Хайдеггер М. Бытие и время. М.,1997. С.12)
«Смыслом бытия сущего, которое мы именуем присутствием окажется временность» (Хайдеггер М. Бытие и время. М.,1997. С.17)
«Титул «феноменология» выражает максиму, которая таким образом может быть сформулирована: «к самим вещам»- против всех свободнопарящих конструкций, случайных находок, против заимствования любых лишь мнимо доказанных концепций, против мнимых вопросов, которые часто на протяжении поколений выпячиваются как «проблемы» (Хайдеггер М. Бытие и время. М.,1997. С.27-28)
«Феноменология есть способ подхода к тому и способ показывающего определения того, что призвано стать темой онтологии. Онтология возможна только как феноменология.»(2.35)
«Все экспликаты, возникающие из аналитики присутствия, получены во внимании к структуре его экзистенции. Поскольку они определяются из экзистенциальности, мы называем бытийные черты присутствия экзистенциалами. Их надо четко отделять от бытийных определений неприсутствия размерного сущего, которое мы именуем категориями» (Хайдеггер М. Бытие и время. М.,1997. С.44)
ЗАБОТЫ ПРИСУТСТВИЯ
Дата добавления: 2015-11-20; просмотров: 907;