Вопрос 1. Общая характеристика философии Нового времени
Философия Нового времени охватывает период XVI-XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук, выделившихся из философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика, превращаются в самостоятельные науки. Линия, намеченная в эпоху Возрождения, получает свое дальнейшее развитие.
Особенности философии Нового времени:
ü Светскость, внерелигиозность философии. В Средние века философом был монах. В Новое время появляются новые приоритеты и главное – наука, которая начинает обходить религию в системе ценностей. Переосмысляется место философии в системе научного знания. Философия выполняет методологическую и гносеологическую функции и перестает решать проблемы отдельных частных наук. Формируется союз философии и естествознания. Философия предлагает науке некие принципы мышления, которые ложатся в основу методологии науки. Этими основными принципами становятся механицизм (абсолютизация законов механики) и метафизичность (представление о развитии как процессе количественных изменений и накоплений). Тем самым, в Новое время происходит становление наукоцентризма.
ü Рационализм – особое умонастроение эпохи. В Новое время говорится о разумности действительности. Таким образом. рационализм эпохи – это мир, которым правит разум.
ü Философия Нового времени, развивая традицию Возрождения, оправдывала человеческую активность. Для науки Нового времени было характерно противостояние человека и природы, активное вторжение в природную предметность и ее преобразование с учетом собственных интересов.
ü В Новое время велся активный поиск нового метода мышления, способного действовать во всех науках, что привело к разделению философов на сторонников эмпиризма («эмпирио» - опыт) и рационализма («рацио» - ум).
Эмпирики (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания - это опыт. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или человечества сводятся к опыту. Знание должно идти от частного, опытного к обобщениям и выдвижению теорий. Это индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом, он и есть истинный метод в философии и всех науках.
Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и проч. Зато в самом разуме есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Главное то, что человек, несомненно, мыслит. Это основная - интуитивная (доопытная) идея - такова: «Я мыслю, следовательно, существую» (Декарт). Затем по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы и других людей. Вывод рационалистов: в разуме человека содержится независимо от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основании ощущений, а до ощущений. Развивая заложенные в уме идеи, человек может получать истинное знание о мир.
Вопрос 2. Рационализм и его представители:
Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 1652;