Вопрос 5. Общая характеристика философии эпохи Возрождения
Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.
Характерные черты философии эпохи Возрождения:
ü Антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
ü Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии
ü Принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);
ü Большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
ü Торжество индивидуализма;
ü Широкое распространение идеи социального равенства.
Основные направления философии эпохи Возрождения:
Ø Гуманистическое (XIV – XV в.), представители: Данте Алигьери, Франческа Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
Ø Неоплатоническое (сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
Ø Натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
Ø Реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
Ø Политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
Ø Утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Алексеев П. В. История философии. Учебник: Санкт-Петербург, Проспект, 2015 г.- 240 с.
2. Бессонов Б.Н. История философии. Учебное пособие: Москва, Юрайт, 2014 г.- 280с.
3. Гриненко Г.В. История философии. Учебник для бакалавров: Санкт-Петербург, Юрайт, 2015 г.- 720 с.
4. Рассел Б. История западной философии: Санкт-Петербург, АСТ, 2010 г.- 832 с.
5. Шишков И. З. История философии. Реконструкция истории европейской философии через призму теории познания: Москва, Либроком, 2013 г.- 848 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. История новой философии. От Николая Кузанского до Канта: Р. Фалькенберг — Санкт-Петербург, Либроком, 2011 г.- 288 с.
2. Лега В. П. История западной философии. В 2 частях. Часть 1. Античность. Средневековье. Возрождение: Москва, Православный Свято-Тихон, 2014 г.- 544 с.
3. Форлендер К. История философии. Античность. Средние века: Санкт-Петербург, Либроком, 2011 г.- 282 с.
4. Швеглер А. История философии. От досократиков до средневековой схоластики: Санкт-Петербург, Либроком, 2012 г.- 172 с.
5. Штекль А. История средневековой философии: Санкт-Петербург, Либроком, 2011 г.- 314 с.
Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 731;