Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
Рене Декарт (лат.— Картезий; 1596 —1650 гг.) — французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.
Основные труды: Р. Декарта: «Мир», «Рассуждение о методе», «Размышления о первой философии», «Начала философии».
Основные положения философии Р. Декарта:
· Весь мир философ делит на два вида субстанций - духовную и материальную - дуализм.
· Основное свойство духовной субстанции - мышление, материальной - протяжение.
· Модусы первой: чувства, желания, ощущения и т.д. Модусы второй: форма, движение, положение в пространстве и т.д.
· Человек состоит из двух субстанций.
· Подлинной субстанций является только бог - вечный, неуничтожимый, всемогущий, источник и причина всего.
· Сомнение - свойство мысли. Отсюда известный тезис Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую» (Cogito ergo sum).
· Мысль человека, разум составляет отправную точку познания.
· Декарт в качестве идеального научного метода познания предлагает дедуктивный (от общего к частному). Суть его сводится к следующим четырем принципам:
1). Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом, не вызывающее никаких сомнений знание («ясное и отчетливое») - аксиомы;
2). Каждую сложную проблему разделять на частные задачи;
3). Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным;
4). Строго соблюдать последовательность исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.
· Существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Эти знания изначально очевидны и достоверны, всегда пребывают в разуме человека. Декарт называет их «врожденными идеями» (Бог, «число», «тело», «душа», «структура» и т.д.)
· Конечную цель познания Декарт определяет как господство человека над природой.
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677 гг.)— нидерландский философ-рационалист, натуралист, один из главных представителей философии Нового времени.
Сочинения: «О Боге, человеке и его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума и о пути, которым лучше всего направляться к истинному познанию вещей», «Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом», «Богословско-политический трактат», «Политический трактат» (не окончен), «Этика, доказанная в геометрическом порядке и разделенная на пять частей», «Еврейская грамматика».
Основные положения философии Спинозы:
Предметом философских исследований Спинозы были:
1. Проблема субстанции;
2. Теория познания;
3. Этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.
Важная философская заслуга Спинозы — подробная разработка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта, с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.
Учение о единой субстанции:
• Существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее – Бог.
• Природа и Бог — едины; не существует Бога, находящегося и творящего вне Природы, возвышающегося над природой.
• Только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» — единичные вещи.
• Природа-Бог обладает следующими качествами:
- существует;
- самостоятельна и независима от кого-либо;
- имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;
- обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых — мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение — свойства всей субстанции, а не отдельных модусов, как у Декарта);
- бесконечна в пространстве и времени;
- вечна (несотворима и неуничтожима);
- неподвижна.
Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 1003;