Доступность кормов и их использование
Наличие кормов и особенно их доступность – основной фактор определяющий численность популяции. Животные наиболее охотно держатся там, где имеются в достаточных количествах их излюбленные и хорошо доступные корма. Поэтому определения только общего запаса корма для обоснования оптимальной плотности охотничьих животных недостаточно; необходимо также знать, какая его часть для них доступна и может быть фактически использована. Вообще прямые расчеты площади индивидуального участка, необходимого для семейной группы или отдельной особи, по кормовой емкости не всегда оправданы. Лоси, олени, косули, да и многие другие животные, требуют гораздо большего простора, нежели территория достаточная для кормовой емкости. У самок летом из-за невозможности надолго оставлять детенышей размер индивидуального участка меньший, чем у самцов. Зимой он также более ограничен, что связано с мелкими размерами и беременностью самок, снижающими возможности передвижения по глубокоснежью. У молодых особей территориальность не развита. Например, косуля беременеет до оседлости. Это тормозит расселение её молодняка; чем выше его плотность, тем больше попыток молодых «безземельных» самцов нарушать границы участков старых самцов, тем сильнее раздраженность и антагонизм, а, следовательно, и больше угнетение молодых самцов. Конечный результат такой ситуации ослабляет популяцию, может стать причиной массового падежа.
Наибольшее хозяйственное значение приобретает проблема оптимальной плотности оленьих, непосредственно связанная с доступностью кормов и степенью их сезонного использования. В этом направлении имеются многочисленные исследования многих авторов.
В кормовом рационе косули в вегетационный период древесно-кустарниковая растительность (листья, неодревесневшие побеги) составляет до 32,7%, травы и сельхозкультуры – 31,0-100%; мхи, лишайники и грибы встречаются единично. В зимний период основу питания составляет веточный корм. Древесно-веточные корма косули доминируют в лиственных лесах; кустарниковые – в хвойных. Суточная потребность косули в зимних кормах в среднем составляет 1,7 кг.
В кормовом рационе благородного оленя в период вегетации древесно-кустарниковая растительность составляет 21,6-70,0%, трава и сельхозкультуры – 20,0-62,9%; мхи, лишайники, грибы также единичны. Зимой, в глубокоснежный период, доля древесно-веточных кормов увеличивается до 92,3%, а хвойных – до 25,7%. Суточная потребность взрослого оленя в зимних кормах составляет 10,6-13,5 кг.
В кормовом рационе лося в период вегетации древесно-кустарниковая растительность составляет 45,1-99,0%, травянистая 1,0-50,7%; доля грибов осенью может быть значительной 1,0-38,0%. В зимний период древесно-кустарниковые корма достигают 99,0-100%. Суточная потребность лося в древесно-веточных кормах зимой равна 12-15 кг, или 4% живой массы зверя.
По специализации питания косуля и благородный олень траво-древесно-кустарниковоядные, а лось – древесно-кустарниковоядный вид.
Удельный вес отдельных групп растительности в кормовом рационе оленьих изменяется в широких пределах. Это зависит от специализации питания различных видов оленьих и их видового состава в конкретных местообитаниях, от встречаемости, обилия и доступности растений. В зимний период в условиях совместного проживания европейская косуля и благородный олень прямые конкуренты; лось по отношению к ним является больше факультативным конкурентом в питании основными, в кормовом отношении, древесно-кустарниковыми породами.
Установлена прямая связь между интенсивностью использования основных кормовых пород (ясень, дуб, черемуха, рябина, крушина, лещина) и предпочитаемых пород (клен, яблоня, груша, ивы, калина, смородина) и плотностью населения косули. Интенсивное поедание ольхи серой, березы, жимолости и ели наблюдается лишь в случае высокой плотности косули и может служить индикатором острого дефицита основных древесно-кустарниковых кормов.
Прямая связь установлена между интенсивностью поедания побегов ясеня, черемухи и крушины, как основных кормовых пород, и плотностью населения благородного оленя.
Выявлена обратная связь между интенсивностью использования сосны и осины лосем и их обилием в составе насаждений на зимних пастбищах. Между интенсивностью использования ив, их обилием в составе насаждений на зимних пастбищах и плотностью населения лося установлена прямая связь. Интенсивность использования крушины находится в прямой зависимости от плотности населения лося. Интенсивное использование березы наблюдается только при высокой плотности лосей; эта порода может служить индикатором недостатка лосиных излюбленных и основных кормов (осины) на зимних пастбищах. Между сохранением от лося сосны и её возрастом существует обратная зависимость, а между площадью лесных культур и густотой посадки сосны – прямая.
С ростом глубины снежного покрова увеличивается нагрузка на лесные зимние пастбища и интенсивность использования древесно-кустарниковой растительности. Косуля и лось больших стад не образуют; оленю же свойственны большие стада. Процент использования древесно-кустарниковой растительности находится в прямой зависимости от величины стада и в обратной от запаса древесно-кустарникового корма на отдельных делянках.
Дата добавления: 2015-09-28; просмотров: 1987;