Внутрипартийная борьба за власть в 1922 – 1929 гг.
Когда большевики завоевали власть, у них были совершенно определенные идеи относительно способов управления государством, но гражданская война, разруха и голод, а также "запаздывание" мировой социалистической революции свели почти на нет все надежды на благополучный исход реализации их идей.
В последние годы жизни, будучи больным (май 1922г. - январь 1924г.), Ленин продиктовал многие заметки и статьи о возможных своих преемниках, о необходимой реорганизации партийного аппарата, о перспективах развития страны в условиях НЭПа и т.д.
В "Письме к съезду" он высказал особое опасение по поводу кандидатуры Сталина на том основании, что тот не сможет распорядиться своей "необъятной властью" Генерального секретаря РКП(б) "достаточно осторожно". Добавим, что Сталин, кроме должности генсека, возглавлял наркомат по делам национальностей и аппарат Рабоче-крестьянской инспекции.
В дополнении к "Письму..." (уже 4 января 1923 г.) Ленин писал, что "Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общении между нами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого поста..." Указывая как на главную опасность для стабильности и единства партийного руководства на соперничество Сталина и Троцкого, Ленин подчеркивал, что Троцкий, "пожалуй, самый способный человек в настоящем ЦК", но "чрезмерно хвастающий самоуверенностью и чрезмерным увлечением чисто административной стороной дела". Он не забывал упомянуть и о его "небольшевизме". Ленин считал, что Каменева и Зиновьева нельзя упрекать в их ошибках во время революции, но, тем не менее, это, "конечно, не является случайностью". Бухарин и Пятаков - самые выдающиеся из молодых сил. "Бухарин ... ценнейший и крупнейший теоретик ... но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским". Пятаков же, по определению Ленина, был человек, "слишком увлекающийся ... административной стороной дела, чтобы на него можно было положиться в серьезном политическом вопросе".
На X съезде РКП(б) был нанесен завершающий удар, который уничтожил последние остатки внутрипартийной демократии. Была запрещена фракционная деятельность, что позволяло контролировавшей партийный аппарат группе объявлять антипартийным, оппозиционным любой партийный кружок инакомыслящих. Поскольку политический плюрализм не допускался режимом однопартийной диктатуры, возникшие противоречия прорывались внутри самой правящей партии, принимая форму ожесточенной фракционной борьбы. Таких внутрипартийных конфликтов было достаточно много: рабочая оппозиция 1920 - 1922 гг., группа Мясникова в 1923 г., группы "Рабочая правда" и "Рабочая группа" 1923 г, группа Троцкого 1923 - 1924 гг., так называемая "новая оппозиция" 1925 г., объединенная оппозиция 1926 - 1927 гг., "правый уклон" (Н.Бухарин, А.Рыков, М.Томский) в 1929 г.
В 20-е годы проводились внутрипартийные дискуссии, в ходе которых обсуждались все принципиальные вопросы развития страны: перспективы социалистического развития СССР, взаимоотношения с крестьянством, политика цен, отношение к НЭПу, темпы индустриализации и, конечно, проблемы мировой социалистической революции. Ленин признавал, что большевики захватили власть по наполеоновскому принципу: "Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уж видно будет", не считаясь с отсутствием для этого социальных, экономических и культурных предпосылок. Большевики установили диктатуру пролетариата, когда пролетариата в составе населения России было очень мало; создали рабочую партию, где рабочие составляли также меньшинство; начали восстанавливать капитализм (НЭП) после революции (названной социалистической) и разрушительной гражданской войны, длившейся почти 5 лет.
На XI съезде РКП(б) в марте 1922 г. Ленин отмечал, что теперь на заводах трудятся не настоящие пролетарии, а "всякий случайный элемент", добавив при этом, что Маркс не писал о современной России. Лидер "рабочей оппозиции" А.Шляпников в ответ на это с места поздравил Ленина с тем, что тот стоит во главе несуществующего класса.. Не обладая прочной социальной базой, партия не могла направить НЭП по нужному ей пути, о чем подробно говорилось выше. Все же Ленин не мог предложить другого (кроме НЭПа) решения возникших перед партией и государством проблем. Он в какой-то степени был убежден, что решающее значение имеет подбор кадров, назначение на ответственные должности людей, хорошие личные качества которых способны победить любые трудности. Он предостерегал, что революции угрожают две серьезные опасности: развал единства партии и "союза рабочих и крестьян". От первой опасности можно было избавиться, немедленно реорганизовав эшелоны власти и отстранив от руководства Сталина. Борьба со второй, по его мнению, требовала политической осторожности и длительного времени.
Внутрипартийная борьба за власть началась в 1922 г., после того как Троцкий в нескольких письмах в Политбюро подверг критике политический и экономический курс, проводимый "тройкой" - Г.Е.Зиновьевым, Л.Б.Каменевым, И.В.Сталиным. Его выступление было поддержано обращением в Политбюро еще 46 партийных деятелей. Завязавшаяся после этого внутрипартийная дискуссия продолжалась на ХШ партконференции (январь 1924 г.) и на ХШ партсъезде. Л.Д.Троцкий и группа его сторонников были обвинены в мелкобуржуазном уклоне и фракционной деятельности, а также в попытках раскола партии. Чтобы доказать, что руководство партии не потерпит никакого проявления инакомыслия, по инициативе Сталина конференция обнародовала седьмой пункт резолюции "О единстве партии", принятой на X съезде и до того времени остававшейся в тайне: "Съезд дает ЦК полномочия применять в случае нарушения дисциплины или возрождения или допущения фракционности все меры партийных взысканий вплоть до исключения из партии, а по отношению к членам ЦК перевод их в кандидаты и даже, как крайнюю меру, исключение из партии".
Вскоре тактический союз Сталина, Зиновьева и Каменева, созданный для борьбы с Троцким, стал ослабевать. Сталин раскритиковал "теоретические заблуждения" Зиновьева и Каменева: первый якобы спутал "диктатуру партии" с "диктатурой пролетариата", а второй, сопоставив "нэпмановскую" и социалистическую Россию, осмелился предположить, что в России нет социализма.
Концентрация власти в руках И.В.Сталина и его "критика" вынудили Зиновьева и Каменева уйти в оппозицию. Уже на XIV съезде в декабре 1925 г. они, получив поддержку Н.К.Крупской и Г.Я.Сокольникова, выступили с критикой сталинско-бухаринского курса и потребовали широкой внутрипартийной демократии. Каменев обвинил Сталина в "диктате", заявив, что тот не способен осуществлять единство большевистского руководства, и что он - "против идеи вождя". Отчетный доклад Сталина был одобрен подавляющим большинством (за - 559; против - 65), был увеличен состав ЦК и Политбюро, куда вошли Молотов, Ворошилов и Калинин - сторонники Сталина. Оппозиция была «разоблачена». Однако побежденные оппозиционеры, объединившись вокруг Л.Б.Троцкого, Г.Е.Зиновьева и Л.Б.Каменева, создали "объединенную оппозицию". И эта затея оказалась неудачной. Сталин, умело используя бюрократический партийный аппарат, добился в конце 1927 г. исключения лидеров оппозиции из ЦК и из партии. В целом, более ста активных оппозиционеров были исключены из рядов ВКП(б). Троцкий и еще 30 его сторонников были сосланы в Алма-Ату. Затем Троцкий выехал в Турцию. Под давлением руководства СССР ему было отказано в политическом убежище в европейских странах, поэтому в 1940 г. он выехал в Мексику, где и был убит агентами Л.Берии.
Последней открытой партийной оппозицией, попытавшейся выступить против абсолютной власти Сталина, был так называемый «правый уклон". Лидеры данной оппозиции в свое время были активными сторонниками генсека. В их числе: Н.И.Бухарин - главный редактор «Правды» и руководитель Коминтерна, А.И.Рыков - председатель Совнаркома СССР, М.П.Томский - председатель ВЦСПС. Они, выступившие против курса на ускоренную индустриализацию и коллективизацию с применением чрезвычайных мер (методами периода "военного коммунизма"), были обвинены в "двурушничестве" и "фракционизме". Сталин в неопубликованной тогда речи заклеймил прошлые и настоящие ошибки Бухарина: от его оппозиции Ленину в 1915 г. до "поддержки кулака", обвинил "пособничестве капиталистическим элементам", в "сговоре с троцкистами". Все "уклонисты" в ноябре 1929 г. были освобождены от занимаемых высших партийных и государственных постов.
1929 год оказался в известной мере переломным не только в экономическом, но и в политическом развитии страны. Произошло перерождение всей партии. Она стала Сталинской, подчиненной только ему, как все органы советской власти, особенно ОГПУ-НКВД. Сам Сталин, сформировав огромный партийно-государственный бюрократический аппарат, обеспечил себе неограниченную власть. Формировалась административно-командная система, которая опиралась на монополию власти, что давал возможность управления страной волевыми методами, на полную мощь используя грандиозный аппарат принуждения и насилия.
Дата добавления: 2015-09-23; просмотров: 1273;