Внутрипартийная борьба за власть в 1922 – 1929 гг.

 

Когда большевики завоевали власть, у них были совершенно опре­деленные идеи относительно способов управления государством, но граж­данская война, разруха и голод, а также "запаздывание" мировой социали­стической революции свели почти на нет все надежды на благополучный исход реализации их идей.

В последние годы жизни, будучи больным (май 1922г. - январь 1924г.), Ленин продиктовал многие заметки и статьи о возможных своих преемниках, о необходимой реорганизации партийного аппарата, о пер­спективах развития страны в условиях НЭПа и т.д.

В "Письме к съезду" он высказал особое опасение по поводу канди­датуры Сталина на том основании, что тот не сможет распорядиться своей "необъятной властью" Генерального секретаря РКП(б) "достаточно осто­рожно". Добавим, что Сталин, кроме должности генсека, возглавлял нар­комат по делам национальностей и аппарат Рабоче-крестьянской инспек­ции.

В дополнении к "Письму..." (уже 4 января 1923 г.) Ленин писал, что "Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общении между нами, становится нетерпимым в должности генсека. По­этому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого поста..." Указывая как на главную опасность для стабильности и единства партийного руководства на соперничество Сталина и Троцкого, Ленин подчеркивал, что Троцкий, "пожалуй, самый способный человек в настоящем ЦК", но "чрезмерно хвастающий самоуверенностью и чрезмер­ным увлечением чисто административной стороной дела". Он не забывал упомянуть и о его "небольшевизме". Ленин считал, что Каменева и Зи­новьева нельзя упрекать в их ошибках во время революции, но, тем не менее, это, "конечно, не является случайностью". Бухарин и Пятаков - самые выдающиеся из молодых сил. "Бухарин ... ценнейший и крупнейший тео­ретик ... но его теоретические воззрения очень с большим сомнением мо­гут быть отнесены к вполне марксистским". Пятаков же, по определению Ленина, был человек, "слишком увлекающийся ... административной сто­роной дела, чтобы на него можно было положиться в серьезном политиче­ском вопросе".

На X съезде РКП(б) был нанесен завершающий удар, который унич­тожил последние остатки внутрипартийной демократии. Была запрещена фракционная деятельность, что позволяло контролировавшей партийный аппарат группе объявлять антипартийным, оппозиционным любой пар­тийный кружок инакомыслящих. Поскольку политический плюрализм не допускался режимом однопартийной диктатуры, возникшие противоречия прорывались внутри самой правящей партии, принимая форму ожесточен­ной фракционной борьбы. Таких внутрипартийных конфликтов было дос­таточно много: рабочая оппозиция 1920 - 1922 гг., группа Мясникова в 1923 г., группы "Рабочая правда" и "Рабочая группа" 1923 г, группа Троц­кого 1923 - 1924 гг., так называемая "новая оппозиция" 1925 г., объеди­ненная оппозиция 1926 - 1927 гг., "правый уклон" (Н.Бухарин, А.Рыков, М.Томский) в 1929 г.

В 20-е годы проводились внутрипартийные дискуссии, в ходе кото­рых обсуждались все принципиальные вопросы развития страны: перспек­тивы социалистического развития СССР, взаимоотношения с крестьянст­вом, политика цен, отношение к НЭПу, темпы индустриализации и, ко­нечно, проблемы мировой социалистической революции. Ленин призна­вал, что большевики захватили власть по наполеоновскому принципу: "Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уж видно будет", не счита­ясь с отсутствием для этого социальных, экономических и культурных предпосылок. Большевики установили диктатуру пролетариата, когда про­летариата в составе населения России было очень мало; создали рабочую партию, где рабочие составляли также меньшинство; начали восстанавли­вать капитализм (НЭП) после революции (названной социалистической) и разрушительной гражданской войны, длившейся почти 5 лет.

На XI съезде РКП(б) в марте 1922 г. Ленин отмечал, что теперь на заводах трудятся не настоящие пролетарии, а "всякий случайный эле­мент", добавив при этом, что Маркс не писал о современной России. Ли­дер "рабочей оппозиции" А.Шляпников в ответ на это с места поздравил Ленина с тем, что тот стоит во главе несуществующего класса.. Не обладая прочной социальной базой, партия не могла направить НЭП по нужному ей пути, о чем подробно говорилось выше. Все же Ленин не мог предло­жить другого (кроме НЭПа) решения возникших перед партией и государ­ством проблем. Он в какой-то степени был убежден, что решающее значе­ние имеет подбор кадров, назначение на ответственные должности людей, хорошие личные качества которых способны победить любые трудности. Он предостерегал, что революции угрожают две серьезные опасности: развал единства партии и "союза рабочих и крестьян". От первой опасно­сти можно было избавиться, немедленно реорганизовав эшелоны власти и отстранив от руководства Сталина. Борьба со второй, по его мнению, тре­бовала политической осторожности и длительного времени.

Внутрипартийная борьба за власть началась в 1922 г., после того как Троцкий в нескольких письмах в Политбюро подверг критике политиче­ский и экономический курс, проводимый "тройкой" - Г.Е.Зиновьевым, Л.Б.Каменевым, И.В.Сталиным. Его выступление было поддержано об­ращением в Политбюро еще 46 партийных деятелей. Завязавшаяся после этого внутрипартийная дискуссия продолжалась на ХШ партконференции (январь 1924 г.) и на ХШ партсъезде. Л.Д.Троцкий и группа его сторонни­ков были обвинены в мелкобуржуазном уклоне и фракционной деятельно­сти, а также в попытках раскола партии. Чтобы доказать, что руководство партии не потерпит никакого проявления инакомыслия, по инициативе Сталина конференция обнародовала седьмой пункт резолюции "О единст­ве партии", принятой на X съезде и до того времени остававшейся в тайне: "Съезд дает ЦК полномочия применять в случае нарушения дисциплины или возрождения или допущения фракционности все меры партийных взысканий вплоть до исключения из партии, а по отношению к членам ЦК перевод их в кандидаты и даже, как крайнюю меру, исключение из партии".

Вскоре тактический союз Сталина, Зиновьева и Каменева, создан­ный для борьбы с Троцким, стал ослабевать. Сталин раскритиковал "теоретические заблуждения" Зиновьева и Каменева: первый якобы спутал "диктатуру партии" с "диктатурой пролетариата", а второй, сопоставив "нэпмановскую" и социалистическую Россию, осмелился предположить, что в России нет социализма.

Концентрация власти в руках И.В.Сталина и его "критика" вынудили Зиновьева и Каменева уйти в оппозицию. Уже на XIV съезде в декабре 1925 г. они, получив поддержку Н.К.Крупской и Г.Я.Сокольникова, вы­ступили с критикой сталинско-бухаринского курса и потребовали широ­кой внутрипартийной демократии. Каменев обвинил Сталина в "диктате", заявив, что тот не способен осуществлять единство большевистского ру­ководства, и что он - "против идеи вождя". Отчетный доклад Сталина был одобрен подавляющим большинством (за - 559; против - 65), был увели­чен состав ЦК и Политбюро, куда вошли Молотов, Ворошилов и Калинин - сторонники Сталина. Оппозиция была «разоблачена». Однако побежден­ные оппозиционеры, объединившись вокруг Л.Б.Троцкого, Г.Е.Зиновьева и Л.Б.Каменева, создали "объединенную оппозицию". И эта затея оказа­лась неудачной. Сталин, умело используя бюрократический партийный аппарат, добился в конце 1927 г. исключения лидеров оппозиции из ЦК и из партии. В целом, более ста активных оппозиционеров были исключены из рядов ВКП(б). Троцкий и еще 30 его сторонников были сосланы в Ал­ма-Ату. Затем Троцкий выехал в Турцию. Под давлением руководства СССР ему было отказано в политическом убежище в европейских странах, поэтому в 1940 г. он выехал в Мексику, где и был убит агентами Л.Берии.

Последней открытой партийной оппозицией, попытавшейся выступить против абсолютной власти Сталина, был так называемый «правый уклон". Лидеры данной оппозиции в свое время были активными сторонниками генсека. В их числе: Н.И.Бухарин - главный редактор «Правды» и руководитель Коминтерна, А.И.Рыков - председатель Совнаркома СССР, М.П.Томский - председатель ВЦСПС. Они, выступившие против курса на ускоренную индустриализацию и коллективизацию с применением чрезвычайных мер (методами периода "военного коммунизма"), были обвинены в "двурушничестве" и "фракционизме". Сталин в неопубликованной тогда речи заклеймил прошлые и настоящие ошибки Бухарина: от его оппозиции Ленину в 1915 г. до "поддержки кулака", обвинил "пособничестве капиталистическим элементам", в "сговоре с троцкистами". Все "уклонисты" в ноябре 1929 г. были освобождены от занимаемых высших партийных и государственных постов.

1929 год оказался в известной мере переломным не только в экономическом, но и в политическом развитии страны. Произошло перерождение всей партии. Она стала Сталинской, подчиненной только ему, как все органы советской власти, особенно ОГПУ-НКВД. Сам Сталин, сформировав огромный партийно-государственный бюрократический аппарат, обеспечил себе неограниченную власть. Формировалась административно-командная система, которая опиралась на монополию власти, что давал возможность управления страной волевыми методами, на полную мощь используя грандиозный аппарат принуждения и насилия.








Дата добавления: 2015-09-23; просмотров: 1273;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.