Выбор модели развития сельского хозяйства
Форсированная индустриализация и курс на создание плановой централизованной экономики потребовали коренной перестройки сельского хозяйства. Коллективизация сельского хозяйства СССР была важной составной частью планов партии большевиков по созданию нерыночной модели экономики.
Основная масса населения страны в этот период проживала в деревне: в 1926 г. из 147 млн. человек - 121 млн., в 1939 г. из 170 млн. - 114 млн. человек. В 1929 г. насчитывалось примерно 8,5 млн. бедняцких, 15 млн. середняцких и 1,1 млн. кулацких хозяйств.
Политика вовлечения крестьян в крупные коллективные хозяйства на добровольной основе, проводившаяся в первой половине 20-х гг., не дала ожидаемого результата. В 1927 г. колхозы объединяли менее 1%крестьянских хозяйств (из 24-25 млн.) и давали 6% товарного хлеба, тогда как кулаки - 20%.
Курс на создание плановых отношений в аграрном секторе, который партия большевиков считала исторической необходимостью, предполагал ликвидацию товарно-денежных отношений и частных производителей в деревне. Рыночный путь развития сельского хозяйства был неприемлемым для правящей партии по идеологическим соображениям.
С декабря 1927 г. руководство страны взяло курс на социалистическую реконструкцию сельского хозяйства на базе нэпа. Это была относительно «мягкая модель» постепенного перехода к нерыночным плановым отношениям в сельском хозяйстве, предполагавшая:
• постепенный переход к крупным коллективным и государственным хозяйствам (18-20% за пятилетку без применения чрезвычайных мер);
• всемерное развитие различных форм непроизводственной и производственной кооперации;
• помощь индивидуальным хозяйствам, не охваченным кооперацией (т.е. предполагалось, что единоличники какое-то время будут сосуществовать с кооперацией);
• соблюдение принципа добровольности при вовлечении крестьян в колхозы;
• применение в основном экономических мер по ограничению кулачества.
Вместе с тем уже в 1925-1927 гг. в СССР применялись не только экономические меры (усиление налогообложения) ограничения кулачества, но и политические (лишение избирательных прав 1,5% кулаков в 1925 г. и 3% в 1927 г.), и административные (лишение кулаков права покупки тракторов в 1926 г.).
Комплекс экономических и хозяйственных проблем,
незаинтересованность крестьян сдавать государству хлеб по низким ценам привели к кризису заготовительной кампании 1927/28 г. В стране начались перебои с продовольствием. Негативно сказалось и обострение отношений с капиталистическими странами, прежде всего с Англией, породившее массовые слухи о приближающейся войне. Население стало скупать продукты и промтовары впрок. Чтобы пополнить магазины, государство вынуждено было израсходовать резервы товаров, предназначенных для обеспечения хлебозаготовок. В стране возникла чрезвычайная обстановка. Города, армия, районы, не производящие продовольствия, требовали хлеба, а у государства не было промтоваров, чтобы обеспечить хлебозаготовки. В 1929 г. в стране была введена карточная система на продовольственные товары, просуществовавшая до 1935 г. Экономический кризис серьезно изменил общественно-политическую ситуацию в стране.
В январе-марте 1928 г. руководство страны (Сталин, Молотов, Каганович) взяло курс на применение чрезвычайных методов в экономике. На места направлялись чрезвычайные представители, рассылались закрытые директивы и письма за подписью Сталина и Молотова.
Программа чрезвычайных мер предусматривала:
• усиление административно-командной тенденции в руководстве экономикой;
• закрытие рынков;
• принудительный выкуп хлеба у крестьян по низким государственным ценам («хлебозаготовки»);
• карательные мероприятия против крестьян, отказывающихся сдавать хлеб по твердым ценам (обыски, аресты, конфискации, судебная ответственность за спекуляцию хлебом);
• ужесточение борьбы с кулачеством;
• создание заградительных отрядов в деревне для обеспечения хлебозаготовительной кампании;
• привлечение к суду «плохих организаторов хлебозаготовок».
И.В. Сталин в январе-феврале 1928 г. на закрытом совещании в Сибири требовал судить юристов, которые не привлекают к ответственности партийных и советских руководителей, проявляющих «мягкотелость» В.М. Молотов 1928 г находясь на Урале, отстранил от работы 1157 человек.
В результате чрезвычайных мер в ходе хлебозаготовок 1927/28 г. страну удалось обеспечить сырьем и продовольствием. Применение чрезвычайных мер было объявлено временным. Официально в стране сохранялся нэп. Однако в ходе следующей хлебозаготовительной кампании 1928/29 г. чрезвычайные меры вновь были применены, причем на этот раз по инициативе низового партийного, советского и кооперативного аппарата, запуганного репрессиями 1928 г. и готового выполнить заданияпо хлебозаготовкам любой ценой.
Таким образом, партийные и советские кадры города и деревни уверовали в преимущества административных методов управления промышленностью и сельским хозяйством. Такой поворот в сознании кадров подготовил условия для изменения внутренней политики правящей партии.
В ноябре 1929 г. наряду с форсированной индустриализацией был взят курс на форсированную коллективизацию, что означало отказ от выдвинутого в 1927 г. плана кооперирования сельского хозяйства на основе нэпа и переход к коллективизации путем административных методов.
Форсированная коллективизация должна была:
• обеспечить заготовки сырья и продовольствия (особенно зерна);
• распространить плановые методы ведения хозяйства на весь аграрный
сектор;
• создать крупные хозяйства (государственные и коллективные), способные снабжать страну сырьем и продовольствием;
• обеспечить крупные хозяйства новой техникой и технологией.
• получить дополнительные средства от сельского хозяйства на нужды индустриализации;
• изъять излишки рабочей силы из села и перераспределить их административными методами;
• ликвидировать товарное хозяйство в аграрном секторе;
• уничтожить условия, способствующие появлению частного предпринимательства на селе.
Постановлением ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. были утверждены сроки проведения коллективизации. Территория страны в отношении темпов коллективизации была разделена на три группы районов. В соответствии с графиком коллективизация должна быть закончена к весне 1931 г. на Северном Кавказе, в Нижнем и Среднем Поволжье; к осени 1931 г - весне 1932 г. во второй группе районов - на Украине, в Центральной Черноземной области, на Урале, в Сибири, Казахстане; к концу 1933 г. - в остальных районах.
Однако и эти сверхкороткие сроки повсеместно перевыполнялись Задания по коллективизации, определенные на весь 1931г., были выполнены уже к июню 1931 г.
Важным этапом форсированной коллективизации была ликвидация кулачества, начавшаяся в 1929 г. Официальные документы, регламентирующие порядок и способы раскулачивании появились позднее – в январе-феврале 1930 г., когда оно шло уже полным ходом. Эта политика предварялась в 1927-1929 гг. усилением ограничения кулачества и применением чрезвычайных мер: с 1926 г. кулакам перестали продавать сложную сельхозтехнику (тракторы и т.д.), в 1928-1929 гг. сельхозтехника стала изыматься у кулаков путем принудительного выкупа, в 1928 г. было резко увеличено налогообложение кулацких хозяйств: они должны были выплачивать до 45% всей суммы сельхозналога, собираемой в стране.
В результате ужесточения политики ограничения и вытеснения кулака
общее количество кулацких хозяйств резко сократилось: по СССР в целом с 4% в 1927 г. до 2% в 1929 г., а на Украине - с 4 до 1,4% (данные официальной статистики). Несмотря па го что к 1929 г. в стране осталось 2-3% кулаков, постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г. требовало раскулачить 3-5% крестьянских хозяйств. Фактически же было раскулачено 4-5%, в отдельных районах - до 15%; избирательных прав были лишены до 20% «кулаков». Хозяйства, подлежащие раскулачиванию, лишались средств производства, скота, хозяйственных и жилых построек, предприятий по переработке продукции и запасов семян и делились на три категории: раскулачиваемые по первой категории подлежали аресту, а их семьи - выселению, но второй категории - высылке в отдаленные районы, по третьей категории - расселению в пределах районов проживания.
Раскулачивание использовалось властями как средство подталкивания крестьян к вступлению в коллективные хозяйства, обеспечения колхозов неделимыми фондами и централизованного обеспечения промышленности рабочей силой.
Лишение мелкого производителя собственности, нажитой несколькими поколениями, принудительное обобществление имущества, «раскулачивание» середняка и т.д. вызвали массовые протесты в стране.
Анализ сложившегося положения заставил руководство страны принять срочные меры: 2 марта 1930 г. в «Правде» была напечатана статья И.В.Сталина «Головокружение от успехов», а 14 марта 1930 г. опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении», в которых ужесточение политики партии признавалось виной местных партийных, советских и кооперативных катав
2 апреля 1930 г. ЦК ВКП(б) в закрытом письме «О задачах колхозного движения в связи с борьбой с искривлениями партийной линии» расценит создавшуюся ситуацию как «угрожающую», так как возникала опасность «широкой волны повстанческих крестьянских выступлений», при которых «добрая половина... «низовых» работников была бы перебита крестьянами был бы сорван сев, было бы сорвано строительство и было бы поставлено под угрозу наше внутреннее положение».
Крестьяне восприняли опубликованные документы как сигнал того, что насилие будет прекращено. Начался массовый выход колхозов. Процент охваченных коллективизацией резко упал. Но, предоставив народу возможность «выпустить пар», с осени 1930 г. руководство страны в закрытых директивах потребовало возобновить массовую коллективизацию.
К сентябрю 1931 г. в колхозах числилось около 60% хозяйств, на которые приходилось 75% посевных площадей. Это свидетельствовало о завершении в основном сплошной коллективизации в важнейших сельскохозяйственных районах.
Врезультате сплошной коллективизации и социально-экономических преобразований в аграрном секторе:
• утвердились нерыночные отношения;
• были созданы государственные и коллективные хозяйства (совхозы, колхозы) и машинно-тракторные станции (МТС); началась техническая модернизация сельского хозяйства;
• введено государственное директивное планирование;
• ликвидировано мелкотоварное производство и условия, порождающие его;
• налажено обеспечение сырьем и продовольствием при меньшем числе
работников;
• началась массовая подготовка специалистов, владеющих новой техникой и технологией (к 1941 г. в стране имелось 60 тыс. агрономов и зоотехников - в среднем один специалист на 4 колхоза);
• внедрялись индустриальные методы ведения сельского хозяйства, что способствовало росту культурного уровня села.
Однако индустриальные методы и технологии не стали господствующими в сельском хозяйстве, особенно в переработке, хранении продукции, подсобных работах, где сохранялся ручной труд. Слабой была энерговооруженность хозяйств: в 1941 г. только в 10 тыс. колхозах из 237 тыс. имелось электричество.
Производительность аграрного труда выросла незначительно. Накануне коллективизации 50-55 млн. единоличников в стране с общим населением 150-155 млн. человек производили 72-73 млн. т. зерна, более 6 млн. т. мяса, свыше 30 млн. т. молока, в 1940 г., когда общее население страны составило 170-200 млн. человек, приблизительно столько же продукции производили 30-35 млн. колхозников.
Коллективизация сельского хозяйства СССР свидетельствовала о сложности и неоднозначности этого процесса. С одной стороны это была попытка модернизации аграрного сектора на базе новой техники и технологии в целях повышения его товарности, а с другой стороны создание нерыночной модели сельского хозяйства вело к игнорированию экономических законов, замедлению темпов развития сельского хозяйства перманентному обострению продовольственной проблемы в стране
Техническая вооруженность сельского хозяйства была недостаточной.
В колхозах и совхозах преобладал ручной труд и его производительность
оставалась низкой. Товарность сельского хозяйства из-за низкой урожайности была недостаточной. Экспорт хлеба снизился до минимального уровня. Государство сохраняло за собой право монопольной торговли хлебом. Поголовье скота в 1940 г. не достигло уровня 1916 г., снизилась продуктивность животноводства.
В целом же сельское хозяйство СССР к 1940 г. позволило обеспечит население продовольствием, а промышленность сырьем.
Дата добавления: 2015-09-23; просмотров: 1865;