БАЛКАНСКИЕ СТРАНЫ ПОД ВЛАСТЬЮ ТУРЦИИ В XVI - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В.
Положение Балканских народов под властью турции
К началу XVI в. военно-феодальная Осман-
ская империя подчинила своей власти почти
весь Балканскии полуостров. Лишь на далма-
тинском побережье Адриатического моря сохранила независимость
Дубровницкая республика, формально признавшая, однако, после
битвы при Мохаче (1526) верховную власть Турции. Венецианцам
также удалось удержать свои владения в восточной части Адриати-
ки - Ионические острова и остров Крит, а также узкую полосу зем-
ли с городами Задар, Сплит, Котор, Трогир, Шибеник.
Турецкое завоевание сыграло отрицательную роль в исторической
судьбе балканских народов, задержав их общественно-экономическое
развитие. К классовому антагонизму феодального общества добавился
антагонизм религиозный между мусульма.нами и христианами, по
существу выражавший отношения между завоевателями и покорен-
ными народами. Турецкое правительство и феодалы угнетали хри-
стианские народы Балканского полуострова, чинили произвол. Лица
христианского вероисповедания не имели права служить в государ-
ственных учреждениях, носить оружие, а за проявление неуважения
к мусульманской религии насильственно обращались в ислам или
жестоко наказывались.
Чтобы упрочить свою власть, турецкое правительство переселяло
на Балканы племена турок-кочевников из Малой Азии. Они селились
в плодородных долинах, стратегически важных районах, вытесняя
местных жителей. Иногда христианское население выселялось тур-
ками из городов, особенно крупных.
Другим средством укрепления турецкого господства была исла-
мизация покоренного населения. Много <потурченцев> выходило из
числа взятых в плен и проданных в рабство людей, для которых пе-
реход в ислам был единственным способом вернуть свободу (по ту-
рецким законам мусульмане не могли быть рабами). Нуждаясь в во-
енных силах, турецкое правительство формировало из христиан, при-
нявших мусульманство, янычарский корпус, который был гвардией
султана. Сначала янычар вербовали из числа пленных юношей. Позд-
нее стали проводить систематические наборы наиболее здоровых и
красивых мальчиков-христиан, которых обращали в ислам и отправ-
ляли на обучение в Малую Азию.
Стремясь сохранить свое имущество и привилегии, многие балкан-
ские феодалы, главным образом мелкие и средние, а также городские
ремесленники и купцы принимали ислам. Значительная часть <по-
турченцев> постепенно теряла связь со своим народом, усваивала
турецкий язык и культуру. Все это вело к численному росту турец-
кой народности II укрепляло власть турок в завоеванных землях.
Принявшие мусульманство сербы, греки, албанцы занимали иногда
высокие должности, становились крупными военачальниками.
Среди сельского населения широкий характер исламизация при-
няла лишь в Боснии, некоторых районах Македонии и Албании, но
перемена религии большей частью не вела к отрыву от своей народ-
ности, к утере родного языка, родных обычаев и культуры. Большин-
ство трудового населения Балканского полуострова, и прежде всего
крестьянство, даже в тех случаях, когда оно вынуждено было принять
ислам, не было ассимилировано турками.
Крестьяне, обычно объединенные в сельские общины, жили замк-
нутой жизнью. Они старались не соприкасаться с турецкими чинов-
никами и феодалами. В ряде областей после турецкого завоевания
наблюдались значительные перемещения населения. Жители земле-
дельческих районов нередко переселялись в леса и горы, где легче
было защищаться от произвола турецких властей и феодалов. Поки-
нутые ими земли заселялись спускавшимися с гор скотоводами - вла-
хами, постепенно переходившими к земледельческим занятиям. Все
это вело к консервации средневековых форм жизни, к стойкому со-
хранению патриархальных пережитков. Но в упорной борьбе против
турецкой власти балканские народы выстояли, сохранив свои языки
и культуру.
Земли, входившие в Османскую империю, делились на крупные
военно-административные единицы - бейлербейства, или эялеты,
которые распадались на санджаки. Первоначально все турецкие вла-
дения на Балканском полуострове входили в Румелийское бейлербей-
ство, позднее в окраинных областях были основаны самостоятельные
административные единицы. Управители эялетов и санджаков не
только обладали гражданской властью, но и были предводителями
местного войска. Судебная власть находилась в руках независимых
от административных властей судей - кадиев. Эта система военно-
феодального и административного управления не распространялась
на все балканские земли. В ряде окраинных областей, в горных райо-
нах Греции, Албании, в Черногории власть турецкого правительства
нередко ограничивалась получением установленной ежегодной дани.
Турецкое завоевание подорвало экономическую мощь и политиче-
ское влияние православной церкви на Балканах. У монастырей и
церквей турки отняли большую часть земельных владений. Многие
церкви обращались в мечети или разрушались. Самостоятельность
православных церквей Болгарии и Сербии была ликвидирована. Все
православное население Балканского полуострова было передано в
ведение греческой патриархии в Константинополе. Лишь в 1557 г.
сербскому духовенству удалось добиться восстановления патриархии
в Пече. В нее вошла православная церковь Сербии, Черногории, Бос-
нии и Герцеговины, Северной Македонии и Западной Болгарии. В со-
ставе Константинопольской патриархии сохранило автономию и фак-
тическую самостоятельность Охридское архиепископство. Уплачивая
в султанскую казну ежегодно дань, константинопольский и печский
патриархи получили широкие права решать духовные, а отчасти и
гражданские дела, касавшиеся православных, собирать в свою поль-
зу налоги с населения.
Особенности
экономического
положения
балканских стран
под турецким
владычеством
Особенно широкими правами пользовалась Константинопольская
патриархия, фактически перешедшая на службу к турецкому прави-
тельству. Высшее греческое духовенство нещадно грабило свою паст-
ву, проводило политику эллинизации среди славянских народов (на-
саждение греческих обычаев, применение греческого языка в
богослужении и в обучении), заслужив этим их ненависть. В проти-
воположность этому деятельность Печской патриархии была направ-
лена на поддержание в народе народных традиций сопротивления ис-
ламизации. Духовенство принимало участие в организации в серб-
ских землях освободительного движения.
В XVI в. после тяжелого периода турецких
набегов и войн экономическое положение ряда
городов балканских стран, ставших военно-ад-
министративными и торговыми центрами, на-
чало несколько улучшаться. Само турецкое
правительство и турецкая армия были заинте-
ресованы в развитии городских ремесел и тор-
говли. Появились некоторые новые виды ремесла, особенно связанные
с горным делом и строительством. Цеховые корпорации ремесленни-
ков, широко распространившиеся после турецкого завоевания, были
цехами восточного типа (эснафы, или руфеты): они представляли
собой замкнутые корпорации, отдельные для мусульман и христиан.
Деятельность эснафов регламентировалась государством: их права и
привилегии фиксировались специальными султанскими указами
(фирманами). В цехи были объединены не только ремесленники, но
и торговцы.
Турки обычно мало занимались торговлей. Купечество состояло в
основном из греков, славян, армян, евреев. Во внешней, а отчасти
и во внутренней торговле большую роль играли дубровницкие, вене-
цианские, генуэзские, немецкие купцы. Турецкое правительство, по-
ощряя ввоз промышленных товаров из-за границы, предоставляло
иностранным купцам торговые привилегии, снижало им пошлины на
ввоз и вывоз товаров, что крайне затрудняло деятельность балканско-
го купечества и наносило ущерб развитию местного ремесла.
Пестрая картина наблюдалась на Балканском полуострове в от-
ношениях между городом и деревней. В большинстве случаев обмен
между ними был развит сравнительно слабо. Росту внутренней тор-
говли препятствовала система таможенных пошлин, всевозможные
поборы с купцов, монопольные права турецкого государства на тор-
говлю некоторыми товарами или запрещение их вывоза.
Несмотря на все это, для XVI-XVII вв. было характерно увели-
чение числа мелких торговых и ремесленных центров локального
значения. Рост их шел прежде всего за счет прилива сельского на-
селения, что способствовало преобладанию в таких городах местных,
а не турецких ремесленников и купцов, проникновению товарно-де-
нежных отношений в деревню. Особенно выросли города, расположен-
ные на торговых и военных путях, как, например, Белград, Сараево,
София, Салоники; в них увеличилось христианское население.
Рост городов по течению больших рек и в приморских районах
знаменовал собой на рубеже XVI-XVII вв. известные сдвиги в раз-
витии производительных сил. Перемещение торговых путей из Сре-
диземного моря в Атлантический океан, начавшийся в XVI в. упадок
Дубровника и итальянских городов ослабили торговые связи внут-
ренних областей Балканского полуострова с Адриатикой. Но в то
же время усилилось значение этих областей в торговле со странами
Центральной Европы. Однако несмотря на указанные сдвиги в разви-
тии приморских и некоторых других городов, в целом балканские
страны все заметнее отставали в экономическом и социальном отно-
шении от других стран Европы. Это было обусловлено проводимой
турецким правительством политикой угнетения покоренных народов
и общей отсталостью военно-феодального строя Османской империи.
Феодальные отношения
в условиях турецкого владычества
У турок-османов на-
ходились на более низкой стадии развития, чем
у покоренных ими европейских народов. За-
воевав Балканский полуостров, турецкое пра-
вительство не изменило коренным образом существовавшие там
феодальные порядки, стараясь вместе с тем приспособить их к своим
нуждам. Кроме владений религиозных мусульманских учреждений
(вакуфов) и частных лиц (мюльков) на правах феодальной собствен-
ности большая часть земельной площади в Османской империи счи-
талась принадлежащей государству или султану. Эти земли переда-
вались в ленные владения турецким феодалам. Преобладали военные
лены: более мелкие - тимары, и более крупные - зеаметы. Их вла-
дельцы - сипахи (в произношении балканских народов - спахии) -
служили в султанской коннице и обязаны были соответственно вели-
чине лена выводить в поход определенное число ратников. Высшие
военачальники и чиновники за исполнение своих должностей получа-
ли наиболее крупные лены - хассы. Часть земельного фонда остава-
лась в руках государства, составляя личный домен султана и членов
его семьи.
Владельцы ленных земель получали с кпестьян земельную ренту
и пользовались рядом других феодальных прав и привилегий. Турец-
кое законодательство строго регламентировало величину ренты фео-
далов, их отношения с крестьянами. Феодалы не пользовались, на-
пример, таким важным правом, как феодальная юрисдикция; их роль
в управлении ленами была невелика.
Значительная часть класса феодалов в Турции состояла из му-
сульман. Однако в первое время после завоевания в балканских зем-
лях сохранилось сравнительно много мелких феодалов-христиан, ко-
торые стали военными ленниками. С течением времени они принима-
ли мусульманство или теряли свои земли. К XVII в. категория
феодалов-христиан почти полностью исчезла в покоренных Турцией
землях.
Подавляющая часть населения - феодально зависимое крестьян-
ство (райа) владело наследственно своими земельными наделами.
Все взрослые, способные к труду мужчины-христиане уплачивали в
султанскую казну подушный денежный налог - харадж, или
джизыо. Феодалы собирали денежный налог (испендже) и натураль-
ную десятину (yiuyp) с урожая сельскохозяйственных продуктов, на-
лог со скота и др.
На Балканах, как н по всей Турции, подавляющая часть земле-
дельческого населения была прикреплена к земле и без разрешения
феодалов или местных властей не могла покинуть своего надела.
Турецкие законы устанавливали 10-15-летпий срок сыска беглых
крестьян. В горных районах издавна было много скотоводческих об-
щинных поселений. В первое время после завоевания крестьяне-ско-
товоды по-прежнему уплачивали налоги с каждого дома, делали по-
ставки скотом и продуктами скотоводства; они были более свободны,
поскольку, как правило, не передавались частным владельцам.
В ряде районов Балканского полуострова существовали поселе-
ния крестьян, которые, живя на государственных землях, вместо
уплаты натуральной и денежной ренты обязаны были вынолпять от-
работочную повинность в пользу государства. Они несли военно-
вспомогательную или пограничную службу, охраняли и чинили доро-
ги и т. д. Такие крестьяне или получали за свою службу плату, или
освобождались от части налогов. Экономическое и правовое положе-
ние их было более благоприятным, чем спахийских.
Пора наибольшего могущества Турецкого государства относится
к XV и первой половине XVI в. В период правления султана Сулей-
мана Великолепного (1520-1566) были завершены наиболее круп-
ные завоевания турок в Европе, Африке и Азии. В середине XVI в.
Турция представляла собой громадное государство, владения которо-
го раскинулись на трех континентах. Но уже во второй половине
XVI в. появились первые признаки ее упадка, которые неуклонно
нарастали в следующие столетия и сопровождались существенными
изменениями как во внутренних отношениях, так и в международном
положении. Этот упадок выразился в постепенном ослаблении цент-
ральной власти и росте сепаратистских тенденций местных нашей и
чиновников, в оскудении государственных финансов, что вело к ос-
лаблению военных сил Турции и главное - к разложению военно-
феодального строя. Изменения в общественно-политической обстанов-
ке Европы в XVI в. делали войны против европейских стран все более
трудными. Постепенно исчезал один из основных источников дохода
турецких феодалов и султанской казны - грабеж завоеванных тер-
риторий. Под влиянием военных неудач разлагались, теряли свою
боеспособность военные силы османов. Янычары стали заниматься
ремеслом п торговлей, приобретали земельные владения. Спахии
уклонялись от исполнения военных обязанностей, старались превра-
тить лены в наследственную феодальную собственность. Среди разо-
рившихся турецких феодалов усилилась борьба за землю. Часть фео-
далов теряла свои владения. Нередко лены попадали в руки торгов-
цев и ростовщиков.
С XVII в. в некоторых районах Балканского полуострова в ре-
зультате захвата и скупки ленов и крестьянских земель представи-
телями торгово-ростовщического капитала и янычарской верхушкой
начал возникать новый вид феодальных земельных владений. Это
были чифтлики, владельцы которых пользовались более широкими
феодальными правами, чем спахии, и не несли военных обязательств.
Власть феодалов над крестьянами стала усиливаться, неуклонно рос-
ли налоги и поборы. Правительство, постоянно ощущавшее недоста-
ток средств, повышало государственные налоги. Ослабление цент-
ральной власти позволяло местным па.шам и чиновникам прибегать к
прямому насилию и грабежу беззащитной райи.
Изменения в общественно-экономическом строе Османской им-
перии вызвали обострение социальной борьбы, что проявилось в рос-
те антагонизма между мусульманами и христианами. Положение на-
селения, находившегося под властью Турции, ухудшалось; это спо-
собствовало развертыванию на Балканах освободительного движения.
^ д В XV в. турки систематически совершали опу-
стошительные набеги на Албанию, а в конце
XV в. Албания была включена в состав Румелийского эялета. Боль-
шая часть албанских феодалов приняла ислам и перешла на службу
к турецкому правительству. В равнинных районах Албании была ус-
тановлена турецкая военно-ленная и административная система, но
в горных районах страны власть турок была очень слабой и нередко
сводилась к получению ежегодной дани с населения, которую при-
ходилось собирать с помощью военной силы.
Экономика горной части Албании, почти не имевшей хозяйствен-
ных и политических связей с соседними государствами и турецкими
областями, была чрезвычайно отсталой. Жители занимались ското-
водством, а также обработкой мизерных участков земли, отвоеванных
у покрытых камнем гор. Нехватка продовольствия, голод были по-
стоянным явлением в этих районах Албании. Это заставляло многих
албанцев переселяться в турецкие города, эмигрировать в Италию,
а иногда заниматься грабежом и разбоями. Закаленные трудными
условиями жизни горцы-албанцы славились как хорошие воины. Их
охотно брали наемниками в свои армии европейские правители. Ту-
рецкие власти также поощряли набор албанцев в янычарский кор-
пус и свои наемные части.
В горных районах Албании сохранялись патриархальные отно-
шения. Несколько десятков семей, ведших свое происхождение от
одного предка, составляли территориальную общину, называвшуюся
фисом. В неотчуждаемой собственности фиса находились пахотные
земли и пастбища, но каждая семья имела свой дом н личное иму-
щество. Главы семей фиса составляли совет (кувенд). В каждом фисе
строго соблюдались местные законы и правила. В большинстве случа-
ев фисы объединялись в более крупные территориальные союзы воен-
но-политического характера. Существование таких союзов позволяло
горцам и после турецкого завоевания упорно отстаивать свою свободу.
Горцы не допускали в свои земли спахиев, часто отказывались пла-
тить налоги, постоянно отражая карательные экспедиции турецких
войск. Будучи не в силах укрепить свою власть в горных районах
Албании, турецкое правительство предоставляло им права самоуправ-
ления. Некоторые области, такие, как Химара в южной части Алба-
Северной Албании и ряд других, пользовались широкой автономией,
управлялись местными общинными властями, а дань уплачивали
крайне нерегулярно.
В XVII в" стараясь разъединить албанские общины и укрепить
свою власть в стране, турецкие власти усиленно насаждали среди
албанцев мусульманство. Стремясь освободиться от уплаты
джизье с христиан, размеры которой в XVII в. заметно вы-
росли, албанские крестьяне иногда целыми селениями пере-
ходили в ислам. Наиболее широкий характер в XVII в. исла-
мизация приняла в Северной Албании.
р К концу XV в. Османская империя подчинила
своей власти все континентальные области Гре-
ции-Фракию, Фессалию, Эпир и полуостров Пелопоннес (Морея).
На протяжении XVI и первой половины XVII в. между Турцией и
Венецией не прекращались войны из-за греческих земель и особенно
из-за островов Эгейского и Ионического морей. Родос, Кипр и другие
острова один за другим перешли во владение османов.
Войны между Турцией и Венецией, ареной которых обычно явля-
лись греческие земли, набеги корсаров на острова и прибрежные
районы, эмиграция населения - все это привело к экономическому
упадку страны, к сокращению ее населения. Особенно пострадало
земледелие. Торговля и ремесло на островах пришли в упадок. Зажи-
точные слои населения островов предпочитали вкладывать свои
деньги в мореплавание и посредническую торговлю между европей-
скими странами и Востоком.
Некоторые греческие феодалы после установления турецкой вла-
сти приняли ислам и перешли на службу к туркам. Часть феодальной
знати, не отказавшаяся от своей религии, но проявившая полную
покорность завоевателям, также сохранила свои экономические по-
зиции и пользовалась большим влиянием в управлении страной. Тур-
ки оставили в Греции (в отличие от Сербии и Болгарии) во владении
церквей и монастырей большую часть их земельных владений. Выс-
шее греческое духовенство приобрело в своих епархиях широкие пра-
ва над населением, в том числе и судебные.
Таким образом, после завоевания Греции турки были вынуждены
пойти на компромисс с очень влиятельными в экономическом и по-
литическом отношении греческими феодалами, сохранив им некото-
рые права и привилегии. К этому вынуждало и окраинное положение
греческих земель, за присоединение которых в течение XVI-
XVII вв. не переставала бороться Венецианская республика.
Однако на большинство континентальных территорий, населенных
греками, распространялись общие принципы турецкой военно-фео-
дальной системы. Острова, за исключением крупных (Родоса, Лес-
боса), управлялись капудан-пашой и пользовались большей само-
стоятельностью, чем континентальные области. Население островов,
?86
а также Пелопоннеса должно было поставлять турецкому правитель-
ству определенное число военных судов.
Наряду с зависимым крестьянством, сидевшим на землях ленни-
ков и в вакуфах, в Греции в XVI-XVII вв. сохранилось большое
число сельских общин, пользовавшихся правом самоуправления и
имевших свой аппарат власти. Общинные старосты - кодзабасы -
ведали распределением и сбором налогов, судили крестьян за мелкие
проступки, были посредниками в сношениях населения с турецкими
властями. Кодзабасы обычно были выходцами из наиболее зажиточ-
ных слоев населения; эта должность превратилась в наследственную.
Общинное самоуправление существовало и в городах. В некоторых
областях, например в Пелопоннесе, представители сельских и город-
ских общин ежегодно собирались для избрания совета провинции,
подчиненного представителям турецких властей и греческих общин.
В XVII в. в Греции более быстрыми темпами, чем в других об-
ластях Балканского полуострова, шло развитие товарно-денежных
отношений и формирование прослойки торговцев и предпринимателей.
Сферой их деятельности являлись как сами греческие области, так
и другие земли Османской империи. Греческие торгово-ремесленные
колонии укрепились во многих городах Балканского полуострова и
других европейских стран. Много таких колоний существовало и в
лись посреднической торговлей, однако в XVII в. росла торговля
сельскохозяйственными продуктами и ремесленными изделиями,
производимыми в самой Греции. На островах быстро развивалось
кораблестроение.
Зарождение буржуазных элементов в Греции явилось основой
возникновения в более позднее время греческого освободительного
движения, ставившего своей задачей духовное возрождение грече-
ского народа и воссоздание независимого государства.
Борьба балканских народов против чужеземно-
Освободительное р^ гд^а не прекращалась во все время турец-
балка^^^фодов кого господства. Движения гайдуков в Болга-
рии и Сербии, клефтов в Греции были наибо-
лее распространенной формой ее выражения. Османский гнет, при-
теснения и преследования со стороны турецких властей и феодалов,
безысходная нужда - таковы были причины, заставлявшие многих
крестьян и горожан уходить в отряды гайдуков или клефтов. Эти
отряды, иногда насчитывавшие несколько сот человек, действовали
организованно. Они поддерживали тесные связи с окрестным населе-
нием, получали от него помощь.
Освободительное движение на Балканах расширилось во второй
половине XVI и в XVII в. Первые массовые восстания этого вре-
мени ставили своей целью освобождение от ига завоевателей. Они
вспыхивали обычно во время войн, которые вели против Турции евро-
пейские государства.
Планы борьбы с Османской империей, изгнания турок из Евро-
пы строились на протяжении всего XVI в. Но для их осуществления
европейским государствам необходимо было объединить свои силы,
действовать против турок согласованно. Противниками Турции были
итальянские государства, римская курия и Испания, государства
Центральной Европы. Но все они старались лишь отразить турецкий
натиск на свои собственные владения. В то же время Франция,
Англия, Голландия стремились укреплять торговые связи с Осман-
ской империей и предпочитали не портить с ней отношений. Боясь
усиления Австрии, Франция в противовес габсбургскому государству
открыто поддерживала Турцию, заключив с ней в 1536 г. договор.
К соглашению с Турцией стремилась и Англия. Россия в это время
еще не могла приступить к активной борьбе с Турцией и ограничи-
валась обороной своих земель от набегов крымских татар.
Во второй половине XVI в., когда появились первые признаки
упадка Османской империи, противники Турции стали оказывать
более действенный отпор ее агрессии. В 1566 г. хорватские войска
нанесли поражение турецким армиям в битве у Сигета в Венгрии, а
в 1571 г., во время войны с <христианской лигой>, в которую входи-
ли Венеция, Испания и Мальта, турецкие корабли были уничтожены
испанским флотом в сражении у Лепанто (около берегов Греции).
К венецианским войскам, действовавшим в Албании, присоединились
горцы Дукагини и Химары. Однако из-за несогласия среди союзников
коалиция вскоре распалась.
Военные неудачи не приостановили турецкой агрессии в Европе.
В 1593 г. султан объявил войну Австрии.
Вынужденные воевать с Турцией, не имея союзников, Габсбурги
при поддержке римского папы вели агитацию в турецких владениях,
пытаясь склонить к выступлению против турок трансильванского
князя, господарей Молдавии и Валахии, а также сербов, болгар и
другие балканские народы. Такие восстания отвлекли бы турецкие
силы от фронта военных действий с австрийцами, облегчили бы по-
следним ведение войны. Расчеты на восстания в турецком тылу
оправдались. Уже в 1594 г. поднялись на борьбу сербы в Банате.
Вожди этого движения надеялись на военную помощь австрийцев и
трансильванского князя, но так и не получили ее. Несмотря на неуда-
чу этого восстания и его жестокое подавление, в 1595-1598 гг. в
Сербии, Болгарии, Черногории, Герцеговине, Албании вспыхнули но-
вые антитурецкие восстания.
Эти локальные выступления против турецкого господства возглав-
лялись племенными вождями, кнезами, воеводами. Активное участие
в освободительном движении принимало православное духовенство
во главе с печским патриархом Йованом. Выступавшие за освобож-
дение от власти турок надеялись прежде всего на военную помощь
со стороны государств, враждебных Турции, - Германской империи,
Испании, Папского государства. Через дубровчан, балканских эми-
грантов в Италии и католических миссионеров были установлены
снязи с иностранными дворами, заинтересованными в борьбе с Тур-
цией. Последние не скупились на обещания оказать помощь гото-
вившимся восстаниям. Однако ни одно из антитурецких выступлений
на Балканах не было поддержано извне, не вышло за рамки отдель-
ных районов или областей.
Освободительное движение на Балканах не прекратилось и в на-
чале XVII в. В 1601 г. возник план освобождения от власти Турции
Албании. Но из-за отказа венецианцев прийти на помощь албанцам
восстание, вспыхнувшее в некоторых приморских районах, не рас-
пространилось на внутренние области.
После окончания в 1606 г. австро-турецкой войны возникла угро-
за войпы между Турцией и Испанией. Это вновь вызвало оживление
освободительного движения в западной части Балканского полуост-
рова. Стали создаваться проекты освобождения Балкан от власти
турок с помощью Испании и итальянских государств. Но вовлеченная
в другие международные проблемы Испания вскоре оказалась вы-
нужденной воздержаться от вступления в войну с Османской импе-
рией. Во втором десятилетии XVII в. ввиду напряженной внешнепо-
литической обстановки, связанной с началом Тридцатилетней войны^
освободительное движение на Балканах ослабло.
В XVI - первой половине XVII в. Россия еще не могла непо-
средственно поддерживать балканские народы в их борьбе против
турецкого ига. Однако русское правительство не порывало связей с
балканским православным духовенством, оказывало поддержку пра-
вославным церквам и монастырям, что способствовало росту попу-
лярности Русского государства среди народов Балканского полуост-
рова. Рост могущества России в XVI-XVII вв. усиливал надежду,
что именно от русского народа придет помощь в освобождении от ига
завоевателей.
Глава 35
Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1238;