ТРАНСИЛЬВАНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

 

В состав Трансильванского княжества входила территория соб-

ственно Трансильвании, а также восточных и северо-восточных ко-

митатов Венгрии. Население Трансильванского княжества состояло

из влахов, венгров, немцев и частично закарпатских украинцев.

Трансильванские князья, сохраняя известную внутреннюю само-

стоятельность, находились в вассальной зависимости от Турции:

они признавали суверенитет султана, платили ему ежегодную дань

и должны были согласовывать с ним внешнюю политику.

Турки поддерживали трансильванских князей, видя в них на-

дежных союзников в борьбе против Габсбургов.

Княжеская власть в Трансильвании была ограничена государ-

ственным собранием, в котором заседали венгерские магнаты и

представители трех трансильванских <наций>, объявленных приви-

легированными на основе заключенной еще в 1437 г. <Унии трех

наций>, представлявшей собой союз дворянства венгерских комита-

тов, немецкого патрициата городов (саксов) и секейской верхушки \.

Внутренняя политика трансильванских князей и государствен-

ного собрания была направлена на удовлетворение экономических

и политических интересов венгерского дворянства и немецкого пат-

рициата за счет усиления эксплуатации и угнетения закрепощен-

ного крестьянства и трудящегося населения городов.

Особенно тяжелым было положение влашского и украинского

населения, оттесненного в непригодные для ведения сельского хо-

зяйства горные районы Карпат и вынужденного заниматься ското-

водством. Крестьяне Трансильванского княжества в XVI и первой

половине XVII в. подвергались такой же жестокой эксплуатации^

как и их собратья в габсбургской Венгрии. Непосильные государ-

ственные налоги, церковная десятина, неограниченная барщина, де-

сятина, ценз и другие многочисленные повинности и поборы вели

к разорению крестьян, тормозили развитие сельского хозяйства.

Длительные войны, грабительские набеги турецких войск, а также

вторжения габсбургских наемных армий делали положение кресть-

ян еще более тяжелым.

Особенно тяжкие испытания выпали на долю народов Трансиль-

вании во время 15-летней войны (1591-1606) между турками и

Габсбургами, когда значительная часть населения была истреблена,

а сотни сел и городов полностью уничтожены. ,

Борьба за восстановление национальной независимости и госу-

дарственного суверенитета могла быть успешной только при условии

вовлечения в нее широких народных масс. Однако из-за опасе-

ний, что массовое участие крестьянства может придать националь-

но-освободительному движению антифеодальный характер, тран-

сильванские князья стремились изгнать Габсбургов и объединить

под своей властью все земли бывшего Венгерского государства, ис-

пользуя для этой цели не народные движения, а противоречия меж-

Ду Турцией и Габсбургами.

Во время 15-летней войны между турками и Габсбургами Тран-

сильвания была временно оккупирована Габсбургами. В ответ на

бесчинства, грабежи и насилия императорской армии вспыхнуло-

крупное восстание венгерского дворянства, направленное на вос-

становление нарушенных Габсбургами сословных привилегий.

Руководитель восстания, крупный магнат Восточной Венгрии

Иштван Бочкаи вступил в союз с гайдуками, которые и составили

основную силу повстанческой армии. Умело используя антифео-

дальные настроения народных масс, Бочкаи путем обещаний и не-

которых уступок привлек на свою сторону крестьянство и тем са-

мым значительно расширил социальную базу движения. В ходе

 

' Саксы, или сасы,- немецкое население трансильванских городов; секеи _

венгерская этническая группа, жившая в юго-восточной Трансильвании и нес-

шая охрану государственных границ.

Императорские войска были разгромлены и изгнаны со

всей территории Трансильвании и Восточной Словакии. В 1605 г.

дворяне провозгласили Бочкаи правителем Венгрии, а трансильван-

ское государственное собрание избрало его своим князем.

Одержав ряд побед, Бочкаи принудил императора Рудольфа за-

ключить в 1606 г. Венский мир, по которому на всей территории

Венгерского королевства восстанавливались сословные привилегии

дворянства, была гарантирована свобода вероисповедания, причем

Габсбургам пришлось официально признать независимость Тран-

сильванского княжества. Крестьяне по-прежнему оставались бес-

правными, только около 10 тыс. гайдуков получили свободу и дво-

рянское звание.

В период Тридцатилетней войны (1618-1648) трансильванские

князья Габор Бетлен и Дьердь Ракоци 1, воспользовавшись благо-

приятной внешнеполитической обстановкой, предприняли ряд по-

ходов против Габсбургов.

Габор Бетлен был одним из инициаторов создания антигабсбург-

ской коалиции всех некатолических держав. Он вел успешные пере-

говоры с Чехией, Голландией, Данией, Швецией и направил посоль-

ство в Москву. В союзе с восставшими против Габсбургов чехами

Бетлен нанес императорским войскам ряд поражений и занял боль-

шую часть Словакии. Однако поражение чехов у Белой Горы (1620)

вынудило Бетлена заключить в 1622 г. Никольсбургекий (Микулов-

ский) мир, по условиям которого Габсбурги уступили ему в пожиз-

ненное владение лишь семь северо-восточных комитатов, включая

город Кошице.

В союзе с Голландией, Данией и немецкими протестантскими

князьями Бетлен еще дважды предпринимал походы против Габс-

бургов (1623--1624, 1626), но достичь большего ему не удалось.

Политику Бетлена продолжал Дьердь Ракоци 1, который высту-

пал против Габсбургов вместе с Швецией и Францией. По Линц-

скому миру (1645) вновь была увеличена территория Трансильван-

ского княжества, а за протестантами признавалась свобода веро-

исповедания.

Укрепление внешнеполитических позиций Трансильванского

княжества и успехи, достигнутые им в борьбе с габсбургским вели-

кодержавием, были следствием экономического подъема и усиле-

ния централизованной княжеской власти. С целью увеличения го-

сударственного земельного фонда Бетлен провел проверку всех

феодальных держаний и отменил вечные дарения. Тем самым земле-

владельцы были поставлены в полную зависимость от князя. Много

внимания уделял Бетлен усовершенствованию налоговой и финан-

совой системы, он пытался монополизировать внешнюю торговлю.

Протекционистская политика Бетлена по отношению к предпри-

нимателям, ремесленникам и торговцам содействовала расцвету

горнорудной промышленности, ремесла и торговли. Развитие ремес-

ла было связано также с притоком бежавших из Германии и Чехии

в период Тридцатилетней войны протестантов, среди которых было

много искусных мастеров и опытных торговцев.

Трансильванские князья оказывали протестантским беженцам

всевозможную помощь. При их дворе нашли убежище многие зару-

бежные ученые, педагоги, художники, внесшие значительный вклад

патаке, находившемся во владении трансильванских князей Рако-

ци, жил и работал великий чешский педагог Ян Амос Каменский.

В первой половине XVII в. Трансильванское княжество достигло

значительных успехов в развитии экономики и укрепило свое меж-

дународное положение. Однако период расцвета Трансильвании

оказался непродолжительным. Усиление крепостничества и изнури-

тельные войны стали непреодолимым тормозом для развития сель-

ского хозяйства и ремесленного производства. Уже в середине

XVII в. начался хозяйственный застой, перешедший вскоре в за-

тяжной кризис, что в конечном счете привело к полному подчине-

нию Трансильвании Габсбургам.

 

 

МОЛДАВИЯ И ВАЛАХИЯ

 

Установление турецкого владычества

Дунайские княжества Валахия и Молдавия к

в середине XVI в. потеряли свою независимость

и попали под власть Оттоманской империи.

В истории Молдавии и Валахии наступил более чем 300-летний пе-

риод турецкого владычества. Молдавия и Валахия были разграбле-

ны и превращены в объект обычной для турецких завоевателей фор-

мы эксплуатации: с них собирали тяжелую дань - харачь, они дол-

жны были поставлять военные контингенты и участвовать в походах

султанов. Господарский престол стал фактически предметом купли-

продажи.

В результате турецкой военно-феодальной экспансии Молдавия

и Валахия утратили не только национальную независимость, но и

свою территориальную целостность. Так, в 1484 г. турецкие

феодалы захватили Килию и Белгород, превратив их в плацдарм

и форпосты своей агрессивной политики. В 1538 г. с той же целью

турецкие захватчики отторгли от Молдавии Буджак, Вендоры,

а также Добруджу. Города-крепости Турну, Джурджу и другие так-

же были превращены в турецкие владения.

 

Общественный строй

и сельское хозяйство

Турция сохранила в Молдавии и Валахии

общественный строй, феодальные способы производства и систему

господства и подчинения, придав им более

жестокую, <азиатскую> форму.

В XVI столетии в зависимых от Оттоманской империи Молда-

вии и Валахии продолжало господствовать натуральное хозяйство.

Население этих княжеств, как и население Трансильвании, зани-

мавшее с древнейших времен плодородные и богатые тучными паст-

бищами склоны северо-восточной и юго-восточной части Карпат-

ских гор, а также черноземные долины сравнительно многочислен-

ных больших и малых рек - Серета, Прута, Дуная, Днестра и др.,

занималось главным образом земледелием и животноводством, а так-

же огородничеством и виноградарством, садоводством, пчеловодст-

вом и охотой, рыболовством и иными промыслами. В горной части

княжеств и на юге, главным образом в Добрудже и Буджаке, наи-

большее развитие получило животноводство, на остальной же тер-

ритории преобладало земледелие.

Крестьянская семья как основная производственная единица

феодально-крепостнического общества Молдавии и Валахии, за счет

эксплуатации которой жили светские и духовные феодалы, произ-

водила почти все материальные блага: основные орудия труда,

одежду, жизненные средства. Крепостные и зависимые крестьяне

обязаны были отдавать своим господам-землевладельцам часть про-

дукции домашнего производства. Эти натуральные поставки обычно

состояли из домашнего конопляного полотна, шерсти, сукна и т. д.

Крупные и средние светские и духовные феодалы не ограничивали

свои потребности только продукцией вотчинного и крестьянского до-

машнего ремесла; они носили богатую одежду местного городского и

иноземного производства.

Наряду с городами, являвшимися центрами ремесла и торгов-

ли, административными центрами или крепостями, существовали

поселения полугородского-полусельского типа. Они не имели укреп-

ленных стен и были больше похожи на деревни, чем на города.

В городах жили главным образом ремесленники различных про-

фессий и специальностей. Ремесленники одной профессии или спе-

циальности, объединенные в братства и цехи, обычно жили на

улицах, где находились только их мастерские. Во главе ремесленных

цехов и братств стояли старосты.

Купцы также были организованы в гильдии, возглавляемые ста-

ростами. Торговали предметами ремесла, сельскохозяйственными

продуктами, скотом, шерстью, мехами и т. д.

 

Рост

крупного феодального

землевладения

и закрепощение

крестьянства

Города пользовались правом гражданского и судебного само-

управления. Во главе их стояли шолтуз (городской голова) и пыр-

гаре-радцы, которые выбирались из лиц, принадлежавших к

верхушке городского населения. Вместе с шолтузом пыргаре-радцы

составляли городскую раду (совет). Они руководили городской жиз-

нью, управляли населением городской округи, следили за проведе-

нием в жизнь господарских указов, за сбором государственных

налогов и выполнением жителями различных повинностей. Но с из-

менением политики Турции и ослаблением власти господарей зна-

чение городского самоуправления падало.

XVI - первая половина XVII в. были време-

нем роста крупной земельной собственности,

что сопровождалось процессом становления и

завершения крепостнической системы, нача-

ло которой было положено уже в XIV-XV вв.

Пути роста феодальной земельной собст-

венности и закрепощения крестьян-общинников, как зависимых,

так и остатков свободных, были разнообразными. Светские и духов-

ные феодалы захватывали общинные и индивидуальные крестьян-

ские земли и облагали их повинностями; одновременно феодалы

объявляли принадлежавшие крестьянам земельные участки надела-

ми, резко увеличивая размеры повинностей в разных их формах,

в том числе и личных. Происходит экономическое закабаление лич-

но свободных крестьян-общинников и их последующее закрепоще-

ние. В ряде случаев общинные земли и индивидуальные земельные

участки крестьян переходили к светским и духовным феодалам пу-

тем их купли <за свои правые и чистые пинези> (деньги), накоп-

ленные в результате эксплуатации крестьянского труда. Распростра-

нилась практика господарских земельных пожалований и дарений

крестьянских земель, нередко с их обитателями, светским и духов-

ным феодалам, а также монастырям. Кроме того, господари давали

боярам, духовным лицам и церковно-монастырским учреждениям

право осваивать пустоши неограниченно.

Наряду с ростом феодальной собственности на землю и закрепо-

щением крестьян происходило перераспределение земельной пло-

щади и внутри самого господствующего класса в результате актов

купли-продажи, обмена. Для расширения земельных владений и за-

крепощения крестьян светские и духовные феодалы применяли лю-

бые средства насилия, обман, вымогательство, посулы и угрозы,

судебные и другие штрафы, кабалу, ростовщические операции и т. д.

В руках отдельных феодалов уже в первой половине XVI в. со-

средоточились громадные вотчины. Рост крупного феодального зем-

левладения, с одной стороны, и все усиливавшееся закрепощение

лично свободного крестьянства, с другой - таковы характерные чер-

ты социально-экономической и политической жизни Молдавии, Ва-

лахии и Трансильвании на протяжении XVI - первой половины

XVII в. Земельная собственность определяла экономическое и поли-

тическое положение отдельных представителей и групп господствую-

щего класса, их продвижение по феодальной иерархической лестнице.

 

Оформление

крепостного права

Государственному оформлению крепостного

права в масштабе каждого княжества пред-

шествовали частичные ограничения права

крестьянского перехода. Еще задолго до при-

нятия правительством мер к стеснению перехода крестьян светские

и духовные феодалы применяли их на практике, с тем чтобы сохра-

нить в своем феодальном хозяйстве рабочую силу. Широко распро-

страненный уход крестьян с земли, их переход на другие земли

вызывали недовольство господствующего класса. Молдавские и ва-

лашские господари издавали специальные грамоты и указы о сыске

беглых крепостных и зависимых крестьян.

Еще задолго до издания <Уложений>, запрещавших переходы

крестьян от одного владельца к другому, в Молдавии и Валахии

сложилось понятие о беглом крестьянине как о человеке, незаконно

вышедшем из имения феодала, в котором он жил, и подлежавшем

немедленному возвращению к своему прежнему господину-землевла-

дельцу. Валашские и молдавские господари не раз обращались к

правителям других стран с просьбой не допускать перехода грани-

цы беглыми крепостными крестьянами.

Многие документы молдавской и валашской господарских кан-

целярий говорят о бегстве крепостных крестьян от своих господ-

землевладельцев и их насильственном водворении <с веревкой на

шее> на свои прежние места жительства.

Важным рубежом в истории молдавского и валашского кресть-

янства являются <Уложения>, или <Своды законов> 1646 г. (Молда-

вия) и 1652 г. (Валахия), окончательно оформившие крепостное

право на всей территории Дунайских княжеств. <Уложения> под-

тверждали собственность феодалов на основные средства производ-

ства, прежде всего на землю. Утверждалась крепостная зависимость

молдавских крестьян - царан-вечин и валашских вечин-румын - от

светских и духовных феодалов. Им предоставлялось право розыска

и принудительного возвращения своих беглых крестьян в течение

неограниченного срока. Не вводя в жизнь новых правовых норм,

<Уложения> юридически оформили те отношения господства, подчи-

нения и внеэкономического принуждения в деревне, которые сло-

жились в Молдавии и Валахии в процессе их социально-экономиче-

ского развития в предшествующий исторический период.

 

Положение крестьян и их повинности

Над крепостным и феодально зависимым кре-

стьянством Дунайских княжеств тяготел

тройной гнет. Во-первых, крестьян эксплуати-

ровали собственники той земли, которой они пользовались для ве-

дения своего <самостоятельного> хозяйства. Во-вторых, они несли

различные налоги и повинности в пользу феодального государства.

Наконец, крестьяне являлись основными плательщиками дани ту-

рецким поработителям.

По свидетельству летописца первой половины XVII в. Григория

Уреке, господарь Иоан Деспот, обложив население <новым налогом,

увеличил и без того тягостные повинности>. А господарь Иоан Вода

Лютый <изо дня в день выдумывал все новые и разные налоги а

повинности...>.

Грабительская политика турецких поработителей и фискальная

система их ставленников - молдавских и валашских господарей,

хищничество бояр и духовенства (греческого и местного), взяточни-

чество государственных чиновников и прямой грабеж довели основ-

ную массу городского и сельского податного населения до полного

обнищания.

Даже такой представитель господствующего класса, как историк

Дмитрий Кантемир (1673-1723), который сам был молдавским

господарем, говоря о Молдавии, находившейся под османским игом,

отмечал, что <крайнее падение сея земли можно видеть из того, что

нужда и бедность ежедневно возрастают>. По словам Кантемира,

молдавские крестьяне были так угнетены, что им едва хватало

времени для <промышления себе хлеба>. Поэтому <молдавских му-

жиков можно бы почесть за беднейших людей во всей подсолнечной

(т. е. на всей Земле)...>.

Настоящим бичом для податного населения являлась система

кормлений и отдачи на откуп сбора государственных налогов и по-

винностей. Откупщики стремились не только извлечь уплаченную

господарю откупную сумму, но и превысить ее и тем самым как

можно больше нажиться за счет трудового народа.

На социально-экономический и национально-

религиозный гнет трудящиеся массы города и

деревни отвечали активным сопротивлением.

Классовая борьба молдавского и валашского

крестьянства против феодально-крепостнического угнетения была

неразрывно связана с освободительной борьбой против иноземного

ига, которая по своим движущим силам и характеру также была

крестьянской.

Формы борьбы крестьян были чрезвычайно разнообразны, начи-

ная с подачи челобитных господарям и кончая гайдучеством и ан-

тифеодальными крестьянскими восстаниями.

Гайдучество, или гайдуцкое движение, зародилось и развивалось

вместе с ростом классовой борьбы; оно было известно в Трансиль-

вании, Валахии и Молдавии еще задолго до турецкого завоевания.

Особенно гайдучество распространилось и усилилось после установ-

ления турецкого господства в Валахии и Молдавии, когда оно при-

няло национально-освободительный характер. Гайдуки - это народ-

ные мстители, выходцы из крестьянской массы и городских низов,

боровшиеся против социального и национального угнетения.

В 1604 г. группа духовных и светских феодалов, епископы и

другие церковники, великие и малые бояре, бежавшие от гайдуков

из соседней Валахии в Молдавию и Польшу, сообщали, что гайдуки

преследовали феодалов, отбирали у них имущество и лишали их

<покоя>, а в ряде случаев и жизни.

Классовая борьба крестьян принимала форму вооруженных ан-

тифеодальных восстаний. Так, в 1514 г. произошло крупное кре-

стьянское восстание в Молдавии в районе города Васлуя. Очевидно,

крестьянская война в Венгрии и Трансильвании под предводитель-

ством Дожи нашла широкий отклик и в Дунайских княжествах.

О силе крестьянского восстания 1514 г. в Молдавии можно судить

по рассказу летописца Макария, который отмечает, что для подав-

ления этого движения были посланы господарские войска Богда-

на П1 и что в результате крупного сражения у города Васлуя по-

гибло очень много повстанцев вместе с их вождем Трифэилом, име-

новавшимся <царевым сыном>.

Молдавский господарь Петр Рарсш (1527-1538; 1541-1546)

возглавил народную борьбу против турецких поработителей. Круп-

ная победа молдаван над турками в период правления Петра Ра-

реша была одержана в 1538 г. у местечка Стефанешты. Однако

вскоре народное выступление было подавлено турецкими войсками.

В 1566 г. в Молдавии вспыхнуло новое крестьянское восстание.

В июне этого года в соседней с Молдавией Трансильвании появил-

ся претендент на молдавский господарский престол, выдававший

себя за Стефана-воеводу. По словам летописца, Стефан-самозванец,

собрав вокруг себя <множество гайдуков>, пастухов и <другой че-

ловеческий сброд>, вступил в Молдавию, уговаривая простых людей

подчиниться ему и помочь занять господарский престол. Движение

росло, повстанцы дошли до города Нямсц, желая захватить столицу

Молдавии город Яссы.

Господарь Александр Лапушняну, узнав о приближении вос-

ставших крестьян, спешно послал навстречу им войско. Противники

встретились выше Нямецкой крепости, где и произошло решающее

сражение. Господарские военные силы одержали победу над неор-

ганизованной и плохо вооруженной крестьянской массой. Много

повстанцев погибло, другие были схвачены, остальные бежали. Сте-

фан-самозванец бежал в Трансильванские горы.

Молдавский господарь Иоан Вода Лютый (1571-1574), исполь-

зуя недовольство крестьян, служилых людей и торгово-ремесленного

населения страны, возглавил освободительное движение против ту-

рецкого ига. Вместе с пришедшими на помощь отрядом запорож-

ских казаков, полками служилых людей и дружинами народного

ополчения Иоан Вода нанес турецкому войску ряд серьезных пора-

жений. Однако в 1574 г. Иоан Вода был взят в плен и казнен.

Одним из крупных вооруженных выступлений крестьян против

местных угнетателей и иноземных поработителей было восстание

1591 г.

Кастелян одного из трансильванских городов, находившийся в то

время в Молдавии и спасшийся бегством от восставших крестьян, пи-

сал: <В Молдавии дела обстоят исключительно плохо; крестьянство

держится мужественно и крепко, атакует светских и духовных са-

новников, если они не удирают, то их убивают; мало кто из свет-

ских и духовных сановников остался дома, они даже не осмелива-

ются показываться на глаза крестьянам; все знатные люди, начиная

от воеводы - господаря, покинули страну и бежали: владыки, ми-

трополит, гетман и т. д.>. Однако и восстание 1591 г. было подавле-

но турецким ставленником Ароном Тираном после упорной крово-

пролитной борьбы.

В конце XVI в. валашский господарь Михаил Храбрый, разгро-

мив турецкие войска и объединив Молдавию и Валахию, а также

Трансильванию, провозгласил себя <господарем Валахии, Трансиль-

вании и всего Молдавского княжества>. Однако вскоре это объеди-

нение распалось, и зависимость входивших в него земель от Турции

возобновилась.

Мощный толчок выступлениям крестьян и горожан в Молдавии

и Валахии дала народно-освободительная война на Украине в

1648-1654 гг. Под ее влиянием в Молдавии в 1653 г. вспыхнуло

крупное восстание торгово-ремесленного населения в Яссах; восста-

ние произошло также в 1656 г. в Валахии. Много молдаван сража-

лось в рядах казацкого войска против польских феодалов.

Классовая и национально-освободительная борьба трудового на<

селения Молдавии и Валахии против местных угнетателей и ино-

земных турецких поработителей в различных формах не прекраща-

лась на всем протяжении турецкого владычества.

 

Русско-Валашско-молдавские связи

Прочные торгово-экономические и культурно-

политические связи между Дунайскими кня-

жествами и Русским государством были уста-

новлены в XV в. Кроме общих экономических и культурных инте-

ресов русских, валахов и молдаван сближала борьба против инозем-

ных завоевателей: польско-литовских панов, а с XVI в.- крымских

ханов и турецких султанов. Запорожские казаки неоднократно по-

сылали в Молдавию и Валахию свои отряды, сражавшиеся вместе

с валахами и молдаванами против турецко-татарских захватчиков.

Экономические, политические и культурные связи Молдавии и

Валахии с Русским государством становятся особенно тесными при

господарях Василии Лупу (1634-1653) и Матвее Басарабе (1632-

1654) благодаря возросшему международному престижу России и

ее успехам в войне с шляхетской Польшей за освобождение Украи-

ны и Белоруссии.

Русско-молдавско-валашские связи оказали благотворное влия-

ние на развитие культуры в Молдавии и Валахии. Благодаря рус-

ской и украинской помощи в 30-40-х годах XVII в. в Дунайских

княжествах был основан ряд школ для детей представителей гос-

подствующего класса, открыты типографии, оборудование для кото-

рых было получено из Москвы, Киева и Львова. В 1640 г. в Яссах

открылась Славяно-греко-латинская академия для детей феодаль-

ной знати.

Молдаване и валахи, как и некоторые другие народы, порабо-

щенные султанской Турцией, видели возможность избавления от ту-

рецкого ига лишь с помощью Русского государства.

 

Глава 34








Дата добавления: 2015-11-18; просмотров: 1013;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.129 сек.