Московское великое княжество нуждалось в правовом оформлении новой единой государственности.
В социальной структуре постепенно происходили изменения. Их главной особенностью являлось формирование сословий: княжеско-боярского, дворян (служилое сословие), духовенства, крестьян, купцов и ремесленников (мещан).
Сословия - большие социальные группы, обладающие, на основании обычая или закона, наследственными правами и обязанностями.
Класс светских феодалов подразделялся на четыре социальные группы: служилые (удельные) князья (княжата); бояре; слуги под дворским (дворяне); дети боярские.
Высшими, привилегированными сословиями были те, кто владел или распоряжался землёй - основным источником всей производственной деятельности людей.
Крупнейшим землевладельцем оставался Великий князь. Он владел дворцовыми и черносошными (чернотяглыми) землями.
Лично ему и его семье принадлежали дворцовые земли. Кроме того, как глава государства, он распоряжался землями черносошными (чернотяглыми). Они считались государственными.
Часть дворцовых земель раздавалась служащим при дворе великого князя, дворянам, за верную службу. Чёрные земли также иногда переходили в собственность бояр, дворян и духовенства.
Удельные (служилые) князья и бояре постепенно из вассалов великого князя превращались в его подданных.
Было ограничено их «право отъезда».
«Право отъезда» заключалось в возможности вассала выйти из-под покровительства своего сеньора и перейти на службу к другому.
По мере укрепления власти московских великих князей право отъезда стало рассматриваться как проявление сепаратизма. Отъезжающие лишались своих вотчин и считались изменниками.
Конфискованные земли великие князья передавали своим сторонникам.
Вотчины приобретали характер условного землевладения, всё более ограничивались иммунитеты их владельцев.
Однако бояре, крупные землевладельцы, по-прежнему занимали высшее положение в обществе. Они эксплуатировали крестьян, кабальных людей, холопов, были свободны от податей и повинностей, судили (за исключением некоторых дел) своих крестьян и управляли ими.
В едином государстве принадлежность к боярству связывалась с государственной службой.
Если раньше боярское звание могло быть получено только по наследству, теперь оно постепенно становилось придворным почётным званием, которое жаловал великий князь за особые заслуги.
Слово боярин стало означать придворный чин, пожалованный великим князем.
Бояре входили в состав Боярской думы при князе, занимали важнейшие должности в системе управления государством и в вооруженных силах, имели привилегии в суде.
Высшим чином был «боярин введенный»: прошедший процедуру торжественного введения, объявления. Этот чин получали княжата и родовитые бояре за особые заслуги.
Следующий чин «окольничий» давался мелким удельным князьям и знатным боярам, не вошедшим в первую группу.
Другие чины – стольники, стряпчие.
Княжеско-боярская знать вела борьбу против усиливающейся центральной государственной власти за сохранение своих привилегий.
В середине XVI в. реформы царя Ивана IV существенно их ограничили, но не полностью.
Княжеские слуги вольные - дворяне (слуги под дворским князя) относились к средним и мелким феодалам. Они владели землей на так называемом поместном праве, т.е. условно, за службу и на время службы.
Поместные земли не могли свободно отчуждаться и передаваться по наследству.
Дворянство становилось все более многочисленной группой, тесно связанной с великокняжеской властью, её главной политической опорой.
Они получали звания-должности думных дворян, думных дьяков, стольников, дворян московских и городовых, детей боярских и др. Они не имели права свободного перехода.
Дворяне были заинтересованы в укреплении центральной власти монарха.
Это было обусловлено их экономическим положением: хозяйство среднего и мелкого феодала могло быть эффективным только в условиях активизации торговли и увеличения крестьянских повинностей.
Сначала дворяне не могли быть начальниками войск, полков. Они могли командовать сотнями. На них лежала обязанность по охране границ государства. Дворяне могли занимать должности рассыльщиков – лиц, посылаемых в разные места с поручениями недельщиков, в обязанность которых входили вызов в суд сторон, исполнение решений суда, арест и пытка татей.
Дворяне принимали участие при дворе и в придворной службе.
В последующем права дворян на землю и их политические привилегии постоянно расширялись.
В 1550 году Иван Грозный конфисковал у бояр земли вокруг Москвы и отдал их тысяче дворян, которые стали опорой царя. Дворянство быстро развивалось, увеличивалось численно, становилось социальной опорой царской власти.
С середины XVI века служилые люди (лица, находившиеся на государевой службе) стали разделяться на две категории.
К первой относились те, кто служил «по отечеству» - бояре, дворяне, дети боярские, владевшие наследственными землями. К ним относились: чины думные (бояре, окольничьи, думные дворяне); чины московские (стольники, стряпчие, дворяне московские, жильцы); чины городовые (уездные) (дворяне, дети боярские дворовые и городовые;). Они могли получать государевы награды деньгами и землей.
Ко второй - те, кто служил «по прибору», - стрельцы, рейтары, пушкари, городовые казаки и др. Они набирались из крестьян, посадских людей и служили за денежное жалование, пользовались некоторыми привилегиями.
Служилые люди по прибору платили государственные налоги, несли различные повинности.
В 1556 «Уложение о службе» установило равную для вотчинников и помещиков обязанность личного участия в военной службе и выставления одинакового числа вооруженных людей в зависимости от размера земельных владений.
Появляется новая категория вотчин – выслуженные или жалованные вотчины.
Расширяются права помещиков, дворян. Они по своему правовому положению приближаются к вотчинникам.
С 1618 года введен порядок, согласно которому поместья погибших на поле боя или пропавших без вести оставались во владении их жен и детей.
Таким образом, был сделан первый шаг к наследованию поместных земель.
Начал допускаться обмен поместья на вотчину, перевод царским указом поместья в вотчину, разрешалось давать поместье в приданое.
Дворяне получили право покупки вотчин.
Соборное Уложение 1649 года фактически уравняло статус вотчин и поместий, а следовательно правовое положение бояр и дворян. Они становились более однородной, замкнутой социальной массой, закрытым сословием.
Их привилегия – монопольное владение землей. Только гостям (богатым купцам) разрешалось покупать пустующие земли с разрешения царя (по челобитным).
Дворяне освобождаются от податей, от телесных наказаний, некоторых повинностей и пользуются особой защитой уголовного закона.
В 1640 году дворянам предоставлено монопольное право занимать государственные должности. Духовным, посадским людям и крестьянам запрещалось становиться чиновниками приказов.
Помещики и вотчинники осуществляли полицейско-административный надзор за своими крестьянами.
Соборное уложение закрепило за ними право юстиции: они могли выносить приговоры по всем преступлениям, совершенных их крестьянами, кроме наиболее тяжких (убийство, разбой).
Помещики несли ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей. Долги помещика могли оплачиваться из имущества крестьян. Более того, за долги помещика, крестьянин мог быть поставлен на правеж. Помещики могли вмешиваться в брачно-семейные отношения крестьян.
Служба царю начиналась с 15 лет и была пожизненной. Обязанность была наследственной.
Из государевой службы нельзя было выйти, а отъезд на службу за границу рассматривался как государственная измена.
Церковь и монастыри являлись крупнейшими землевладельцами (до 1/3 всех частновладельческих земель).
Монастырское землевладение росло за счет пожалования князей и бояр, захвата неосвоенных земель.
Духовенство делилось на белое (духовенство церквей) и черное (духовенство монастырей).
Духовенство, как правило, поддерживало стремление великих князей к политическому объединению Руси, укреплению государственного аппарата.
Только сильная власть могла защитить интересы духовенства.
Но в то же время широкие привилегии, иммунитеты церковных феодалов мешали централизации государства.
В начале XVI в. делались попытки ограничить дальнейший рост монастырско-церковного землевладения. Но эти попытки целей не достигли.
Но в 1551 году было запрещено продавать и передавать монастырям (на помин души) старинные вотчины без разрешения царя. Затем такие ограничения были введены и в отношении обмена, дачи в приданое, наследование вотчин. За нарушение запретов грозила конфискация земель в пользу царя.
После введения в 1589 году патриаршества позиции церкви окрепли.
Многое здесь зависело от личности царя и личности патриарха.
Соборное уложение 1649 года запретило церкви приобретать и получать иным образом вотчины.
Также Соборное уложение выделило в отдельную главу преступления против церкви и религии. Государство брало на себя уголовно-правовую защиту интересов церкви.
В 1650 году был образован Монастырский приказ, который стал решать и финансово-экономические вопросы жизни церкви.
Верхушку городского и посадского населения составляли купцы. «Лутчие люди» получали от княжеской власти привилегии, освобождались от части податей и повинностей, создавали свои корпорации с некоторыми правами самоуправления.
Крупные купцы и ремесленники эксплуатировали городские низы - «черных», «молодших» людей, которые полностью облагались государственными и местными податями, многочисленными повинностями.
Великокняжеская власть делала попытки ограничить влияние бояр и церковников в городах, усилить власть государевой администрации.
Но этот процесс затянулся на многие десятилетия.
Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи).
Представители гостей, гостиной и суконной сотен наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.
Гости и торговые люди гостиной и суконной сотен освобождались от тягла и других повинностей; от пошлин на «питье» и постоялой повинности; от пошлин с огня и топки; подводной повинности; проезжего мыта, мостовщины.
Гости могли покупать земли с разрешения царя. Они пользовались особой защитой закона. В 16-м веке бесчестье гостя предусматривало пеню в 50 рублей, а боярского человека доброго только в пять.
Городское население в XVII в. получает наименование «посадские люди».
Развивались промыслы, ремесла, технологии. Стали возникать общероссийские торговые центры – ярмарки. Широкое развитие получила внешняя торговля.
Более богатые купцы, сурожане, суконники, купеческие сотни составляли верхушку посадского населения.
Основная масса городского населения – черные посадские люди: ремесленники, мелкие торговцы.
Ремесленники объединялись в общины, братчины по профессиональному признаку.
Во второй половине 16-го века начинается формирование нового типа производства мануфактуры. В отличие от ремесленной мастерской, где все операции по изготовлению продукта производились одним работником, мануфактура представляла собой крупное по тем временам производство с несколькими десятками работников, часто с использованием водяного колеса.
Работа на мануфактуре была поделена на несколько операций, что позволяло выпускать изделия значительно быстрее и с меньшими затратами, чем в ремесленной мастерской.
Первые мануфактуры возникли в государственном секторе хозяйства: Монетный, Пушкарский, Печатный дворы. Развивалась оружейная мануфактура.
Значительная часть дворов в городе принадлежала духовным и светским феодалам, освобождалась от государственного «тягла» и называлась «белыми слободами».
Посадские черные слободы по принципу круговой поруки платили общегосударственную подать – посадское тягло (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги, полоняночные деньги и др.), несли другие повинности. Часто вводились чрезвычайные сборы.
«Белые слободы» представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из «черных слобод» платящих государственные налоги - квалифицированную рабочую силу.
Сумма налога с посада в целом оставалась неизменной. А доля на каждый двор увеличивалась по мере уменьшения населения.
Поэтому горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных «беломестцам» городских имуществ.
С 1550 года основываемые феодалами новые слободы в городах уже не получали податных и судебных льгот.
В 1619 году Земский собор вынес решение вернуть в тягло ушедших в белые слободы, тех, кто заложился за сильных людей: аристократов и бояр.
В 1637 году был создан сыскной приказ для поиска и возвращения в посад тяглых.
Проблема не была решена. В городах возникали бунты.
В 1648 году создание белых слобод было запрещено, а Соборное Уложение 1649 года решило проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, включив в государственное «тягло» «белые слободы» и возвратив в посад ушедших тяглецов. Вместе с тем за посадом было закреплено все его население. С 1658 года переход из посада в посад запрещался под страхом уголовного наказания.
Крестьяне (от христиане) разделялись на три основные группы: чернотяглые (черносошные),(т.е. государственные), дворцовые (князя и его семьи) и частновладельческие.
Чернотяглые крестьяне платили подати (тягло) и несли другие натуральные повинности великому князю (царю). Они платили великому князю тягло – общегосударственную подать.
На них возлагалась запашка десятины – барщина на великого князя, содержание кормленщиков, подводная повинность (давали подводы?), устройство городовых стен, приказных изб, строительство мостов, рубка леса, поставка «даточных людей».
Черносошные крестьяне жили по-прежнему общинами, которые составляли традиционные волости. Каждая волость на мирском сходе выбирала старосту или сотского с их товарищами (помощниками).
Важные дела староста решал «поговоря с волостью» или «со всеми крестьянами», т.е. после обсуждения на мирском сходе. Волостное управление заведовало общими хозяйственными угодьями - лесом, озером и т.п., могло сдать их аренду. Старосты призывали новых поселенцев на пустые земли, решали другие вопросы местной жизни.
Главной мерой при раскладке податей и повинностей на общину была «соха», определенное количество пахотной земли – от 400 до 1300 четвертей (четверть ½ десятины). Соха делилась на «чети» - площади засева ¼ ведра семян ржи. В зависимости от климатической зоны, плодородности почвы и её принадлежности количество четей в одной сохе менялось.
Частновладельческие крестьяне жили на земле отдельных феодалов, за что должны были платить оброк (натуральный или денежный), либо обрабатывать землю феодала (барщина). Аналогичным было положение дворцовых крестьян.
Единая форма феодальной зависимости не сложилась. Иногда давались грамоты на владение великим князем.
Частновладельческие крестьяне подразделялись на группы.
Прикрепление развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным).
В XV в. существовало две основных категории крестьян: старожильцы и новоприходцы.
Старожильцы давно жившие на земле феодала, вели свое хозяйство и в полном объеме несли в его пользу повинности и несли тягло, составляя основу феодального хозяйства.
Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину.
Новоприходцы (новопорядчики) как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты.
Например, могло предусматриваться освобождение на год от тягла и феодальных повинностей. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной.
Они заключали договор, «порядные» грамоты» по которым попадали в зависимость к господам. В них определялись обязанности крестьянина, размер участка и усадебные постройки, полученные крестьянином, срок на который крестьянин садился на землю, вид оброка, отработка барщины, иные вопросы. Новоприходец брал «подмогу» на обзаведение.
В течение года он был либо освобожден от платы оброка либо платил его в уменьшенном размере. Он был обязан обзавестись хозяйством. Построить дом. Если не заводил хозяйство то платил «заряд» – неустойку.
По истечении льготных лет (обычно пяти) новоприходцы сливались со старожилами.
По форме зависимости крестьянин мог быть половником - работать за половину урожая на господской земле.
Серебряником – крестьяне, которые брали в долг от своих феодалов серебро, которое делилось на «ростовое» и «издельное».
Ростовое серебро давалось с условием уплаты процентов.
Издельное серебро давали с условием погашения процентов издельем, то есть работой на земле феодала.
До уплаты долга серебряники не могли уйти от хозяина.
Бобыли – безземельные крестьяне, не имевшие хозяйства и возможность платить государственную повинность. Они получали у феодала жилище и землю. За это они платили оброк и выполняли барщину.
Внеэкономическая зависимость в наиболее чистом виде проявлялась в институте холопства.
Институт холопства значительно изменился со времен Русской Правды: ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить «детей боярских»), учащаются случаи отпуска холопов на волю.
Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.
Идет развитие кабального холопства – кредитор получает право эксплуатации должника на основании особой долговой записи «служебной кабалы». Должник должен был своим трудом (службой) погасить проценты с занятой суммы. Постепенно кабала приобретает черты полного холопства.
Но в отличие от полного - кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами.
Сближается статус холопа и феодально-зависимого крестьянина. Появляются «страдные люди» - холопы, посаженные на землю. Холоп, бежавший из татарского плена, освобождается.
С середины XV в. усилился процесс закрепощения крестьян.
Сначала ограничивалось право перехода отдельных групп крестьян от одного господина к другому, затем Иван III определил общий порядок перехода в Судебнике 1497 года – только в «Юрьев день» 26 ноября, когда сельскохозяйственные работы закончены.
Чтобы получить «отказ», то есть право выхода, крестьянин должен был заплатить феодалу «пожилое», (за пользование двором) в размере одного рубля в степных местностях и полтины в лесистых, если он жил за хозяином четыре года или дольше.
Сохранялся институт холопства (челяди), но появилась и новая группа несвободных - кабальные люди, попавшие в зависимость как неоплатные должники.
Различий в положении свободных крестьян, холопов и кабальных людей становилось всё меньше.
В XVI в. происходит дальнейшее юридическое оформление сословий (обязанностей и привилегий).
Правящий класс достаточно четко делится на феодальную аристократию (бояр) и служилое сословие (дворян). Экономической базой первой группы являлось вотчинное землевладение, второй — поместное землевладение.
Вотчина была наследственной собственностью, поместье давалось на срок и при условии службы.
Как правило, вотчины по своим размерам превосходили поместные дачи.
Помещики, получавшие землю на срок и в ограниченном количестве, стремились более интенсивно эксплуатировать ее и проживающих на ней крестьян.
Крестьянские отходы происходили чаще из поместий в вотчины, между вотчинниками и помещиками шла борьба за рабочие руки.
В середине XVI в. происходит первая попытка юридически уравнять вотчину с поместьем: устанавливается единый порядок государственной (военной) службы.
С определенных размеров земельных угодий (независимо от их вида — вотчины или поместья) их хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей.
Принцип служебности распространялся на оба феодальных сословия (боярство и дворянство).
Одновременно расширяются права владельцев поместий: даются разрешения на обмен поместья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследование поместий, с XVII в. поместья царским указом могут преобразовываться в вотчины.
Консолидация феодального сословия сопровождалась закреплением его привилегий: монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и правом занимать чиновничьи должности.
Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше.
Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило «Юрьева дня» (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого»).
Это положение было развито в Судебнике 1550 г.
Опричнина, природные катаклизмы, эпидемии. Голод привели к массовому бегству крестьян на окраины большого государства.
К середине 80-х годов 16-го века в Московском уезде сохранилось14% обрабатываемой пашни, в некоторых новгородских пятинах насчитывалось до 90% заброшенных деревень.
С 1580 года началась перепись земель.
С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян в Юрьев день запрещался (от 3 до 5 лет).
Составлявшиеся в 50—90-х гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян.
В 1597 году начали издаваться указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (сначала в течение пяти лет).
Царь Василий Шуйский в 1610 году увеличил срок сыска беглых крестьян до 15 лет.
Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска.
Произошло окончательное юридическое закрепление оформления крепостного права. Феодал полностью получал крепость на личность крестьянина и его имущество.
Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.
Холоп признается личностью, получает имущественные права, жизнь его охраняется законом. Он становится субъектом права близким по статусу к крепостному крестьянину.
В XVII веке в общественном строе Московского государства продолжали сохраняться основные тенденции развития.
Все сословия полностью сформировались. Всё больше ограничивались привилегии старой боярской знати и духовенства, расширялись права поместных землевладельцев-дворян.
Процесс полного закрепощения крестьян завершился принятием «Соборного уложения» 1649 г., которое «прикрепило» к своим сословиям и основную массу городского населения.
В то же время торговцы и промышленники всё более сознавали и формулировали свои сословные интересы, иногда добивались их реализации (ликвидация «белых» слобод, принятие ограничений в торговле для иностранцев и т.п.).
На государственных землях в 17-м веке проживали крестьяне трех сословных категорий. На севере в районе Белого моря и соседних областях вели хозяйство черносошные крестьяне. Помимо государственного тягла, они должны были платить государству денежный и натуральный оброки за пользование землей.
В Заволжье и на Урале нерусские народы (мордва, татары, башкиры…) при переходе от скотоводства к земледелию попадала в состав ясачных крестьян. Они платили только натуральный оброк - ясак.
В Сибири в отсутствие общин, каждый крестьянин должен был обрабатывать десятую пашню в пользу государства. Там сформировалось сословие «пашенных людей».
Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1964;