Которые предлагают свои концепции исторического развития России.
Приложение 120 к теме 4.1.Схема «Западники и славянофилы. Идейные воззрения».
Западники (Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, Е.Ф. Корш, К.Д. Кавелин) исходили из твердого убеждения, что Россия идет по европейскому пути — единственно возможному для цивилизованной страны.
Россия вступила на этот путь с опозданием, только в начале XVIII в., в результате реформ Петра Великого. Естественно, что по уровню развития она значительно отстает от передовых стран Западной Европы. Однако движение «в западном направлении» неизбежно должно привести к таким же переменам в русской жизни, какие в свое время уже пережили эти страны, — к замене подневольного, крепостного труда свободным и преобразованию деспотического государственного строя в конституционный.
Основная задача «образованного меньшинства» в этих условиях - подготовить русское общество к мысли о необходимости преобразований и воздействовать в должном духе на власть. Именно в живом сотрудничестве власть и общество должны подготовить и провести хорошо продуманные, последовательные реформы, с помощью которых будет ликвидирован разрыв между Россией и Западной Европой.
Радикально настроенные А.И. Герцен, Н.П. Огарев и В.Г. Белинскийв конце 1830-х — начале 1840-х годов разделяли основные идеи западников.
Однако уже в это время между представителями этих двух течений общественной мысли возникают серьезные теоретические разногласия, которые становятся все более острыми впоследствии.
Будучи полностью согласными с тем, что Россия идет по западному, европейскому пути, на котором ее неизбежно ждет отмена крепостного права и введение конституции, радикалы не склонны были идеализировать современную им Европу.
Буржуазный строй они подвергали самой разной критике. С их точки зрения, Россия в своем развитии не только должна догнать западноевропейские страны, но и совершить вместе с ними решительный шаг к принципиально новому строю жизни — социализму.
Кроме того, если западники считали реформы, проводимые сверху, единственно допустимым средством преобразования России, то Белинский и его единомышленники склонялись к средствам более решительным — революционным.
Резкой реакцией на правительственную идеологию стало выступление П.Я.Чаадаева.
Пётр Яковлевич Чаадаев, устар. Чадаев, Чедаев (7 июня 1794, Москва — 14 (26) апреля 1856, Москва) — русский философ (по собственной оценке — «христианский философ») и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России.
Приложение 121 к теме 4.1. Портрет Петра Яковлевича Чаадаева.
Блестящий гусарский офицер в прошлом, друг Пушкина и декабристов, Чаадаев был оригинальным и сильным мыслителем.
Относительная стабильность российского жизнеустройства была в его глазах свидетельством косности, пассивности общественных сил.
В 1836 г. Чаадаев опубликовал "Философическое письмо", в котором высказал мысли, диаметрально противоположные официальным.
"России нечем гордиться перед Западом, — заявлял Чаадаев, — напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества".
Виной тому, считал Чаадаев, был отрыв России от Европы и в особенности православное мировоззрение.
За свое выступление Чаадаев по повелению царя был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. Выступление Чаадаева коснулось проблемы, занимавшей лучшие умы России, и способствовало более четкому оформлению исподволь вызревавших идейных течений.
Поражение декабристов показало, что прежде чем браться за коренное переустройство России, необходимо понять, что она собой представляет — каково ее место в мировой истории, какие силы направляют ее развитие. Обращению общества к подобным вопросам — историософским и философским — способствовало и само правительство, жестко и оперативно пресекавшее любые попытки представителей общества заняться политической деятельностью.
Центрами идейной жизни в 1830-40-х гг. становятся не тайные общества, а светские салоны, журналы, университетские кафедры.
Формируется особое направление, представителями которого были А.И.Герцен, Н.П.Огарев и крупнейший литературный критик В.Г.Белинский.
Александр Иванович Герцен (25 марта [6 апреля] 1812, Москва — 9 [21] января 1870, Париж) — русский публицист, писатель, философ.
Личная жизнь была омрачена беспрерывными трагедиями: смерть детей, самоубийство 17 летней дочери из-за неразделенной любви, гибель глухонемого сына и матери в морской катастрофе.
Приложение 122 к теме 4.1. Портрет Александра Ивановича Герцена.
Занимая радикальные позиции, они пришли к отрицанию уклада современной им Европы: предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал тысячи людей от нищеты.
За свои революционные взгляды был отправлен в ссылку, по окончании которой в 1852 г. Герцен переехал в Лондон, где основал Вольную русскую типографию для печатания запрещённых изданий и с 1857 года издавал еженедельную газету «Колокол»
Приложение 123 к теме 4.1. «Колокол» А. И. Герцена, 1857.
Николай Платонович Огарев (24 ноября (6 декабря) 1813, Петербург — 31 мая (12 июня) 1877, Гринвич) — русский поэт, публицист, революционер. Ближайший друг А. И. Герцена.
Приложение 124 к теме 4.1. Портрет Николая Платоновича Огарёва.
Разработал социально-экономическую программу уничтожения крепостного права посредством крестьянской революции.
Развил теорию «русского социализма», выдвинутую Герценом.
В социалистических воззрениях Огарёва важную роль играли народнические тенденции. Участвовал в создании революционной организации «Земля и воля» (1860—1861), в пропагандистской кампании М. А. Бакунина и С. Г. Нечаева (1869—1870).
Виссарион Григорьевич Белинский (30 мая [11 июня] 1811, крепость Свеаборг, Великое княжество Финляндское — 26 мая [7 июня] 1848, Санкт-Петербург) — русский мыслитель, писатель, литературный критик, публицист, философ-западник.
Приложение 125 к теме 4.1. Портрет Виссариона Григорьевича Белинского.
Значение Белинского и его влияние в русской литературе было громадно и чувствуется до сих пор.
Он не только указал тот путь, по которому должна идти литература, чтобы стать общественной силой, но явился учителем и руководителем молодого поколения писателей, — плеяды 40-х годов, все представители которой, прежде всего и больше всего обязаны идейной стороной своих произведений именно Белинскому.
Выработанные им теоретические положения сделались общим достоянием и в большинстве сохраняют свою силу до настоящего времени; а благородное и неустанное искание истины и высокий взгляд на просветительное и освободительное значение литературы останется навсегда дорогим заветом для новых литературных поколений.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 584;