Развитие науки, культуры и искусства (Н. Карамзин, М. Ломоносов, Г.Державин, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь).
В первой половине ХIХ в. в экономической и общественной жизни страны обозначались процессы, связанные с:
- разложением крепостнической системы,
- развитием капиталистического уклада,
- формированием новой социальной структуры общества.
Начало века - это время культурного и духовного развития общества. Отечественная война 1812 г. способствовала росту национального самосознания русского народа, сплочения всех слоёв населения в борьбе с неприятелем.
Важнейшей особенностью русской культуры первой половины XIX в. является ее демократизация.
В русскую культуру всё больше приходят представители непривилегированных сословий: мелких дворян, разорившихся помещиков, мещан, крестьян. Демократизация культуры проявлялась и в изменении тематики произведений литературы, живописи, музыки: с 30-40-х гг. сильнее стала звучать тема простого народа.
Было создано Министерство народного просвещения, которое встало во главе российской учебной системы.
В стране создавалось три ступени школ:
- низшая (приходские, уездные училища),
- средняя (гимназии, лицеи - Особенно прославился Царскосельский лицей, из которого вышли А.С.Пушкин, будущий министр иностранных дел князь А.М.Горчаков и др.)
Приложение 131 к теме 4.1. Триптих «Царскосельский лицей»,
- высшая (университеты, специальные высшие учебные заведения).
Был основан целый ряд университетов: Виленский (после польского восстания 1830 г. он был закрыт, а в Киеве открылся университет святого Владимира), Дерптский, Харьковский, Казанский, Петербургский.
Были основаны специальные высшие учебные заведения, учреждение которых связывалось с техническими, хозяйственными потребностями страны. В первой половине столетия в этой сфере было сделано немало: возник Технологический институт в Петербурге, Горный и Межевой институты в Москве и др.
Возросло влияние Церкви на школу.
Показателем развития просвещения в России был рост изданий книг, журналов и газет. Помимо государственных типографий, появились и частные. Число периодических изданий за половину века увеличилось в 3,5 раза. Большую роль в общественной жизни играли журналы, особенно "Современник", "Отечественные записки".
Росло число общественно-культурных заведений (библиотеки, выставки, музеи). Первой публичной библиотекой стала Петербургская (1814 г.).
Приложение 132 к теме 4.1. Е. Т. Соколов. Угловой корпус Публичной библиотеки в Ленинграде (ныне им. М. Е. Салтыкова-Щедрина; 1796—1801).
Развитие просвещения создавало почву для подъема науки.
В первой половине XIX в. основывается ряд научных обществ — Общество любителей российской словесности, Русское географическое общество и др.
Мореплаватели И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803-1806), а Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев в 1819 г. открыли Антарктиду.
Существенных успехов в первой половине века добилась русская наука:
Переворот в геометрии произвели исследования Н.И.Лобачевского.
Больших успехов в медицине достиг хирург Н.И.Пирогов. Он сумел
превратить хирургию в науку, вооружив врачей научно обоснованной методикой оперативного вмешательства.
Впервые в истории медицины Пирогов:
- начал оперировать раненых с эфирным обезболиванием в полевых условиях;
- применил гипсовую повязку;
- создал военно-полевую хирургию.
Приложение 133 к теме 4.1. Портрет Николая Ивановича Пирогова.
Захоронен в Виннице. Официально гробница Пирогова именуется «церковь-некрополь», тело находится ниже уровня земли в крипте — цокольном этаже православного храма, в застекленном саркофаге, к которому возможен доступ желающих отдать дань уважения памяти великого ученого
Химик Н.Н.Зинин разработал теорию синтеза анилина, употребляющегося для закрепления краски в текстильной промышленности.
Физик Б.С.Якоби сконструировал первый практически пригодный электромотор.
В 1839 г. открылась Пулковская обсерватория.
Успешно развивались историческая наука: Н.М. Карамзин написал "Историю государства Российского" в 12-ти томах.
Приложение 134 к теме 4.1. Портрет Николая Михайловича Карамзина.
Изучение всеобщей истории было представлено трудами профессора Московского университета Т.Н.Грановского.
В ХIХ в. ведущей областью культуры становится литература, для которой была характерна быстрая смена различных направлений: классицизм ХVIII в. сменяется сентиментализмом, на смену ему идет романтизм, а затем и реализм.
Для романтизма декабристов, раннего А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова характерны оптимизм, героика, борьба за идеалы свободы и достоинство личности.
Реализм в русской литературе связан с именами А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.И. Герцена, Н.А. Некрасова и др.
Крупное общественное значение приобрел русский театр. Классическими произведениями драматургии этого периода являлись "Ревизор" Н.В. Гоголя, "Горе от ума" А.С. Грибоедова и позднее, к 50-м гг. - пьесы А.Н. Островского. Лучшими актерами были М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, А.Е. Мартынов и др., ведущими драматическим театром был Малый театр в Москве.
В первой половине ХIХ в. в России формируется музыкальная школа. Впечатляющи были достижения русской музыки в создании национальной оперы (А.А. Алябьев, А.Н. Верстовский, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский).
В направлении классицизма развивалось русское зодчество. В столице было возведено здание Главного Адмиралтейства (арх. А.Д. Захаров), ансамбль стрелки Васильевского острова со зданием Биржи (арх. Тома де Томон), Главный штаб, Александринский театр, Сенат и Синод (К.И. Росси). В этот период построены два собора в Петербурге - Казанский (А.Н. Воронихин) и Исаакиевский (А.А. Монферран). В Москве О. И. Бове создает в классическом стиле ансамбль Театральной площади с Большим театром, здание Московского университета на Манежной площади возводит Д.И. Жилярди.
Лучшими произведениями скульптуры этой эпохи были: памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади в Москве (скульптор И.П. Мартос), монумент М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли (скульптор Б.И. Орловский), скульптура "Укрощение коня" на Аничковом мосту через реку Фонтанка в г. Петербурге (П.К. Клодт).
В живописи происходил отход от академизма, для которого были характерны библейско-мифологическая тематика, преклонение перед канонами античного искусства.
Новые тенденции в русской живописи развивалась вне ее стен. В.А. Тропинин, О.А. Кипренский (оба крепостные) в портретах передают духовный мир человека. А.Г. Венецианов создавал картины бытового жанра, изображавших сельский быт крестьян, его называют "отцом русского жанра". Его кисти принадлежали картины "Гумно", "На пашне". В духе критического реализма работал П.А. Федотов, его называли "Гоголем в живописи". В жанровых картинах и в больших полотнах он высмеивал царство купечества, армейский быт офицерства, спесь чиновничьего мира ("Свежий кавалер", "Сватовство майора", "Игроки" и др.). П.А. Федотов был предшественником передвижников. Картины и портреты К.П. Брюллова отражают его тяготение к реализму ("Последний день Помпеи", "Автопортрет" и др.). Особое место в живописи занимает творчество А.А. Иванова. Главным его произведением стала картина "Явление Христа народу", которую он писал в течение 20 лет. Лучшие творения мастеров попадали в коллекции дворян, оставались в запасниках Академии Художеств, их мало кто видел.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1164;