Эти факторы обусловили выбор Руси не в пользу католической Европы. Союз с монголо-татарами создавал прочный тыл в борьбе с западноевропейской агрессией.
Раздробленная на самостоятельные княжества Русь не могла добиться независимости от Орды. Она нуждалась в укреплении государственности. Поэтому ни монгольское иго, ни внутренние противоречия не могли остановить нарастания объединительных тенденций.
В результате начинаются параллельно идущие процессы объединения русских земель вокруг Москвы и, как результат – централизация власти.
Решающий шаг в утверждении Москвы и в борьбе с татаро-монгольскими захватчиками был сделан Дмитрием Донским (1359-1389) - внуком Калиты.
Приложение 45 к теме 2.2. Портрет Дмитрия Донского.
Величайшая историческая заслуга Дмитрия Донского состоит в том, что он возглавил сопротивление русских против монголо-татар:
1. Доказательством политического авторитета московского правителя является его победа над татарами на реке Воже в 1378 г. (территория Рязанского княжества).
2. Однако настоящую славу Дмитрию Донскому принесла победа объединенных сил русских войск в Куликовской битве (8 сентября 1380 г.).
Куликовская битва – битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и ордынским войском под началом хана Мамая – стала поворотным пунктом в борьбе русского народа с игом Золотой Орды.
Приложение 46 к теме 2.2. Портрет хана Мамая.
Во второй половине 14 века фактическим правителем Золотой Орды стал один из старших эмиров – Мамай, который после поражения своих войск на реке Воже в 1378 году, решил сломить русских князей и усилить их зависимость от Орды. Летом 1380 года он собрал сильное войско и начал свой поход на Русь.
Великий князь Дмитрий Иванович, узнав о движении ордынского войска к Москве, обратился с призывом о сборе русского ополчения для отпора врагу. Сбор русских войск был назначен в Коломне, в нем приняли участие представители почти всех земель Северо-Восточной Руси.
Помимо подручных князей, прибыли войска из Суздальского, Тверского и Смоленского великих княжеств. Уже в Коломне был сформирован первичный боевой порядок. Русское войско на битву с Мамаем благословил преподобный Сергий Радонежский.
Сражение состоялось (8) 16 сентября 1380 года на Куликовом поле близ устья Дона и Непрядвы, и началось оно поединком русского воина инока Пересвета с монгольским богатырем Челубеем, в котором погибли оба. Далее разгорелась ожесточенная битва.
Приложение 47 к теме 2.2. Репродукция картина А. Ивона «Куликовская битва» (1859).
Бой был затяжной и долгий. Летописцы указывали, что кони уже не могли не ступать по трупам, так как не было чистого места. Лично князь Дмитрий Иванович сражался в первых рядах своих войск. Враг не выдержал напора и стал отходить, а затем пустился в бегство. Засадный полк преследовал татар до реки Красивой Мечи 50 вёрст, «избив» их «бесчисленное множество». Войско Мамая было полностью разгромлено.
Приложение 48 к теме 2.2. Схема по Куликовской битве.
Куликовская битва имела большое историческое значение в борьбе русского и других народов с монголо-татарским гнетом. Хотя она не привела к ликвидации татаро-монгольского ига на Руси, однако, на Куликовом поле был нанесен сильнейший удар по господству Золотой Орды, ускоривший ее последующий распад. Важным следствием Куликовской битвы было усиление роли Москвы в образовании Русского единого государства.
В настоящее время появились и другие точки зрения отечественных историков на Куликовскую битву, отчасти питаемые небесспорным творческим наследие Л. Гумилева. Приведем некоторые тезисы:
- Дмитрий Донской выступил против узурпатора ордынской власти – Мамая (происходил не из рода Чингисхана), а не против монголов, в целом.
Когда Московский князь разбил Мамая, Тамерлан и другие ордынские предводители поздравили его с победой над "общим врагом". Как известно, после Куликовской битвы московиты еще сто лет платили татарам дань.
- В Куликовской битве на сторону Дмитрия не стал ни один князь других княжеств Суздальской земли. Его поддержали лишь вассально от него зависимые князья и литовские удельные князья - два Ольгердовича, Андрей Полоцкий и Дмитрий Корибут Брянский. Даже тесть Димитрия Донского - князь Нижегородский Дмитрий Константинович - не направил ему в помощь ни одного дружинника. Не говоря уже о Великих князьях Тверских, Рязанских, дружинах Новгорода, Пскова и т.д.
- Войско Мамая практически состояло из одних наемников:
-- ясы и аланы (народы Кавказа);
-- половцы и печенеги (народы Прикубанья);
-- бродники и черкасы (народы Причерноморья);
-- фряги и бессермены (народы Крыма).
Среди войска Мамая мы почти не видим коренных жителей Золотой Орды - татар.
- По повествованию Н.М. Карамзина Куликовская битва длилась не более 3-4 часов.
- Количественный состав войск татаро-монголов в количестве (вместо 300 тысяч человек их оказалось 30).
- Странное поведение Дмитрия.
Перед сражением он замаскировался в одежду простого воина, отдал свой княжеский убор и своего коня простому боярину, велел тому одеться в великокняжеские доспехи и стать под великокняжеским Московским Знаменем, после чего сам ушел в ряды простолюдинов. Там он и сражался среди рядовой массы людей, где был оглушен и лежал без сознания у "срубленного дерева".
Князь не руководил битвой, как полководец, не управлял войсками в ходе сражения, а отчего-то запрятался среди простых воинов. Создается впечатление, что князь Димитрий Донской очень боялся появиться на Мамаевы глаза в своем княжеском обличье.
3. И, наконец, еще один, последний, фактор победы на Куликовом поле - характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды существенно изменился. В 1389 г. Дмитрий Иванович впервые передал великое княжение без ярлыка своему сыну Василию (1389-1425).
И все же русским землям не удалось окончательно освободиться от ордынской зависимости. В 1382 г. хан Тохтамыш сжег Москву, восстановив формальное подчинение Руси.
Причины возвышения и роль Москвы в объединении русских земель и формировании российского государства. Освобождение от власти Золотой Орды. Деятельность И. Калиты, Д.Донского, Ивана Ш.
Причины возвышения и роль Москвы в объединении русских земель и формировании российского государства.
Как известно, Москва сумела выполнить историческую миссию собирания русских земель и превращения их из разрозненного конгломерата уделов - в единое и мощное государство.
Первые упоминания о Москве относятся к 1147 году. В те времена Москва была маленьким поселком, стоявшем на Боровицком холме, и входила в состав Владимиро-Суздальского княжества.
Самостоятельная история Москвы начинается с того времени, когда она стала центром маленького удельного княжества, которое получил в наследство младший сын Александра Невского – Даниил Александрович (1276-1303).
Возвышению Москвы – одного из многочисленных удельных княжеств Владимиро-Суздальской земли – способствовали:
– выгодное географическое положение (город находился на перекрестке важных торговых путей и был изолирован от внешних врагов другими княжествами);
– целеустремленная политика московских князей (далеко не безупречная с точки зрения морали, но свидетельствующая об умении пользоваться обстоятельствами).
Будучи ловкими и гибкими политиками, они поняли, что на Орду гораздо выгоднее действовать деньгами, чем оружием, и усердно ухаживали за ханом, сделав его орудием своей политики. Проводя политику «смиренной мудрости», они сумели завоевать доверие ханов Золотой Орды.
Начиная с Ивана Калиты (1325-1340), право сбора дани (выхода) с русских княжеств, практически полностью перешло к Москве.
Приложение 49 к теме 2.2. Портрет Иваны Калиты.
Незадолго до кончины в 1339 г. Калита с двумя своими сыновьями съездил в Орду и утвердил там свое завещание. Таким образом, уже потомкам Ивана Калиты удалось получить грамоту на то, что великое княжение является наследственным правом этого рода;
– имея значительные денежные поступления, московские князья могли привлекать на свои земли, на выгодных для переселенцев условиях, массы пришлого населения из других мест. С этого времени начинает формироваться служилое московское боярство, сыгравшее важную роль в возвышении и укреплении Москвы. А, как известно – люди являются главным богатством страны
– поддержка русской православной церкви, политическим идеалом которой соответствовало собирание земель вокруг Москвы. Благодаря умелой политике Ивана Калиты в 1326 году в Москву из Владимира перебрался глава Русской Православной церкви митрополит Петр. С этого времени Москва стала центром русского Православия.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 951;