На территории Белгородской области на начало 2010 г. существовали региональные организаций всех 7 общероссийских партий.
По своей численности самой крупной партией является «Единая Россия» - около 2 млн. Достаточно крупными можно считать «Справедливую Россию» – около 400 тыс., КПРФ – около 200 тыс.
Не все исследователи одобряли подобное уменьшение политического плюрализма и укрупнение партий, так М.А Краснов ратовал за партийный плюрализм, чтобы небольшие политические силы (малые партии) не выталкивались из политики. Он считает, что их присутствие затрудняет принятие политических решений, но делает политику более взвешенной3. Высказывались и такие опасения, что партии не прошедшие регистрации, например партии левой оппозиции РКРП, РПК, РКП-КПСС, станут оппозицией прямого действия, которая в случае социальных потрясений может перейти в вооруженную оппозицию. Их уличная оппозиционность уже проявлялась при протестах против принятия закона о монетизации льгот4. Иными словами, законодательное сужение партийного спектра сможет спровоцировать политический радикализм, быть толчком к экстремистским, насильственным действиям.
Подобные опасения подтвердились: масштабными были протесты оппозиции и против фальсификации на выборах ГД РФ в декабре 2011 г. и Президента РФ в марте 2012 г. То есть, иными словами, законодательное сужение партийного спектра в определенное мере спровоцировало политический радикализм. В настоящее время принят закон об изменении порядка регистрации партий. Предполагается, что для их создания необходимо будет наличие 500 человек, представляющих не менее 50% субъектов федерации. Это приведет к резкому увеличению количества партий, что вызывает неоднозначные оценки исследователей и политических практиков.
Роль партий в России сравнительно невелика. В значительной мере это связано с тем, что победившая партия не может проводить своей политики, ибо она не формирует правительство, не определяет программу развития страны. Не являются партии и необходимым институтом при выборе высшего государственного лица – президента. Партии по существу управляются из государственного аппарата и являются механизмом удержания власти теми, кто находится уже у власти.
Хотя последние события - победивший на выборах президента РФ Д. Медведев был выдвинут в качестве кандидата партией «Единая Россия», предоставление партии, победившей на региональном уровне, возможности вносить на утверждение президентом кандидатур на должность главы региона - позволяют надеяться на повышение роли партий в формировании исполнительной власти.
Оценка населением роли партий в жизни страны невысока. Так согласно опросу, проведенному в 2006 г., 46% населения полагает, что партии играют незначительную роль в жизни страны; 30% - уверены, что в ближайшие 5-10 лет влияние партий не изменится; 10% - это влияние даже ослабнет; 19% считают, что партии вообще не нужны5. Согласно опросу «Левада-Центра», 62% граждан выступают за то, чтобы президент России оставался непартийным и выполнял функции «независимого» арбитра. Лишь 21% россиян за партийность президента. К тому чтобы Путин стал лидером «ЕР» положительно отнеслись 34%, а 43% высказались против6.
Следует отметить, что большинство населения страны видят в партии, не средство завоевания власти и контроля ее самим населением, а некий элемент власти, призванный помогать населению. Большинство населения не находит какого-то смысла в межпартийной полемике в парламенте и вне стен его, считая это пустой говорильней и отклонением от прямых обязанностей партий – решать конкретные проблемы, помогать людям.
Многие политологи и практические политики современной России считают, что оптимальной для России была бы двухпартийная политическая система. После выборов в декабре 2003 г. в Государственную Думу в России начала складываться модель многопартийной системы с одной доминирующей партией, роль которой выполняет партия «Единая Россия». Эта модель упрочилась после выборов 2007 г.
Согласно опросу, проведенному в 2006 г. 35% населения России выступили против многопартийности: 19% полагают, что партии вообще не нужны, а 16% предпочли бы, чтобы партия в стране была одна. В пользу многопартийности выступили 40% населения, причем 14% считают оптимальным для России вариант бипартийности, и лишь 26% настаивают на том, что партий должно быть не менее трех. Остальные участники опроса затруднились с ответом на этом вопрос. 47% населения считают конкуренцию партий вредной для России (лишь 31% видит в ней определенную пользу) 7.
Российские политические партии не устраивают как тех, кто хотел бы в них видеть, помощницу населению, руководящую и направляющую силу, так и тех, кто ориентируется на ту роль, которую партии выполняют на Западе - выражение интересов различных групп населения, обеспечение суверенитета народа - в силу того, что партии в России играют сервильную роль по отношению к существующей государственной власти.
По данным опроса, проведенного ВЦИОМ в апреле 2003 г., только 18% опрошенных объяснили свое голосование за какую-либо политическую партию, тем, что «эта партия может защитить интересы таких людей как я». Политическим партиям как политическому институту стабильно доверяли лишь 10% граждан. Поэтому можно согласиться с мнением, что в ближайшее время российские политические партии будут развиваться не как посредники между гражданским обществом и государством, а как инструменты политической борьбы между элитными группами8.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 527;