Политические партии в досоветской и советской России
В качестве элемента, связывающего гражданское общество и государство, выступает политическая партия.Политическая партия – это организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти.
Главная специфическая особенность политической партии как общественного объединения – это открытая борьба за политическую власть. Другие общественные объединения (молодежные, женские, профессиональные, любительские и др. организации) не добиваются прямого контроля над политической, государственной властью.
Политическая партия в современном ее понимании возникла в ХIХ веке, как следствие развития парламентаризма и расширения числа избирателей, когда встала задача мобилизации сторонников тех или иных идей, того или иного лидера для обеспечения победы на выборах. Первыми преуспели в создании партий сторонники либерализма (виги в Великобритании, прогрессивная партия Германии, бельгийская либеральная партия и др.). Немного позднее возникли массовые рабочие партии.
В России первые политические партии возникли как революционные, нелегальные партии в конце 19-го - начале 20 вв. Так Российская социал-демократическая рабочая партия, сыгравшая громадную роль в истории России, была создана в 1898 г., а партия эсеров (социалистов-революционеров) – в 1901 г. Манифест 17 октября 1905 г., подписанный Николаем II под давлением революционных сил, открыл возможности для создания легальных политических партий. Уже на выборах в первую Государственную Думу России приняли участие десятки политических партий. В первой думе наиболее многочисленной была фракция центристской партии кадетов – конституционных демократов. Затем в результате изменения порядка выборов в думу – выборам по куриям, когда голос помещика приравнивался к голосам 260 крестьян или 543 рабочих, наиболее многочисленными стали фракции правых партий. На левом фланге находилась социал-демократическая партия. Следует сказать, что партии тогда, в условиях самодержавия, не имели того значения, какое они имели к этому времени в странах Европы. Главную роль в политической жизни страны играли император (верховная власть) и исполнительная власть в лице правительства.
После февральской революции 1917 партийный спектр полевел, а монархические партии и организации, по существу, прекратили политическую деятельность. Правый фланг демократического лагеря заняли кадеты, превратившиеся в «правительственную» партию. Кадетам удалось подойти к февральским событиям в качестве достаточно крупной общероссийской партии. Исследователи считают, что кадетов было около 100 тысяч человек, а число организаций достигло 350 по стране. Однако бессилие либерального, а затем и либерально-социалистического состава Временного правительства, способствовало тому, что реальная власть все более передвигалась от кадетов влево. В сложившихся условиях все более возрастала роль социалистических партий и их доминирование в политическом спектре. Стечение многих обстоятельств поставило в эти дни во главе революционных процессов блок, состоявший в значительной степени из социал-демократов (меньшевиков) и социалистов-революционеров. Социалисты-революционеры были самой многочисленной партией на протяжении всего 1917 г. и наиболее «коренной», «почвенной» партией по своим программным постулатам. Численность ПСР определялась, по разным оценкам, от 400 тыс. до 1200 тыс. человек. Партия привлекала радикальной и понятной крестьянам аграрной программой, теорией «трудовизма», предусматривавшей особый, постепенный путь России к социальной модернизации после свершения революции, требованием федеративной республики. Социал-демократов — меньшевиков в августе 1917 г. насчитывалось 193 тыс. чел. Социал-демократы – большевики были сравнительно малочисленны. В Петрограде действовало весной 1917 г. около 2 тыс. большевиков, а в целом по стране — 24 тысячи.
Большая часть населения России не была с большевиками ни в первые мирные месяцы революции, ни в июле-августе 1917 г. Большинство народа, поддерживало блок меньшевиков и эсеров, занимавших объективно центристские позиции в политической палитре России тех дней. Массы настораживало пораженчество большевиков во время войны и их зачастую экстремистский курс, предлагаемый в решении насущных вопросов.
Осенью 1917 г. в целом резко политизированное население требовало кардинальных перемен. Будущее его значительной частью виделось (если брать программные формулы) «социалистическим». Безусловно, что не только среди рабочих, солдат и крестьян, представлявших социализм не как прыжок в неведомое будущее, а как конкретный ответ на назревшие проблемы, но и между разными социалистическими партиями не существовало единого представления о «социалистическом» будущем страны.
Открывшийся 25 октября Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов утвердил состав Совета Народных Комиссаров во главе с Лениным и избрал многопартийный ВЦИК. В его состав вошли 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов, 3 украинских социалиста и один эсер-максималист. Подобное преобладание леворадикальных сил стало возможным в силу того, что представители более умеренных партий покинули съезд.
12 ноября 1917 г. прошли выборы в Учредительное собрание: за эсеров проголосовало 58 % всех избирателей, за социал-демократов — 27,6 % (причем 25 % за большевиков, 2,6 % — за меньшевиков), за кадетов — 13 %. Характерно также и то, что большевики имели преобладание в столицах, эсеры стали бесспорными лидерами в провинции.
Таким образом, большевики имели преимущество в верховных органах советов, доминировали в столице - Петрограде, но были в меньшинстве в Учредительном собрании. С целью сохранения власти в своих руках большевики распустили Учредительное собрание.
Единственной партией, которая поддержала большевиков в их действиях по роспуску Учредительного собрания, оказалась партия левых социалистов-революционеров (ПЛСР). Руководство ПЛСР дало согласие на вхождение в большевистское правительство; 9 декабря 7 представителей левых эсеров вошли в состав СНК, а затем и в состав ЧК. Это была первая и последняя коалиция в Советской России, сыгравшая важную роль в выживании большевистской власти и судьбе Учредительного собрания.
Решение же большевиков заключить мирный договор с Германией, несправедливый и грабительский, к тому же, как полагали их последние союзники — левые эсеры, наносивший удар по мировому революционному движению, побудил последних к выступлению. Подняв мятеж 6 июля 1918 г., левые эсеры разорвали союз двух партий. Победа над бывшими союзниками привела большевиков к полной политической изоляции, и теперь для удержания власти они вынуждены были опираться исключительно на насилие и террор.
В России к 1918 г. сложилась однопартийная система, исключавшая наличие других партий, система партийной диктатуры, просуществовавшая семь десятилетий, вплоть до конца 80-х гг. прошлого века.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 629;