Множественность задач, этапы и методы прикладных исследований 4 страница
Особенно большое влияние на строительство и эксплуатацию населенных пунктов, конструкцию и типы зданий оказывают геологические условия и характер грунтов (скальные, глинистые, песчаные, многолетнемерзлые и др.), обладающих разной несущей способностью, т. е. способностью выдерживать нагрузки. Инженерно-геологическому обоснованию городского строительства посвящены отдельные монографии (Р.Леггет, 1976 и др.) и разделы в учебниках по инженерной геологии. Обычно инженерно-геологические изыскания для градостроительства проводятся самостоятельно и преследуют цели выбора естественного основания, обоснования проектов фундаментов, их типов. В круг инженерно-строительных проблем включаются также строительные оценки территорий с развитыми на них современными физико-географическими процессами (карстовыми, оползневыми, эрозионными, разрушением склонов, затопления и подтопления и т.д.). По инженерно-геологическим показателям судят о пригодности территории для разных видов строительства.
Особенности рельефа влияют на решение проектно-планиро-вочных, композиционных, конструкционных проблем градостроительства, на выбор защитных сооружений. Велика роль рельефа в формировании общего силуэта города, отдельных городских районов, кварталов, зон отдыха. Для крупных городов важен учет антропогенного рельефа, возникающего в результате вертикальной планировки, подсыпки, срезания, террасирования склонов, создания дамб, путепроводов и т.д.
В процессе градостроительства изменяется не только рельеф, но и гидрографическая сеть, расход воды в реках (прежде всего за счет водоснабжения); процессы эрозии и русловые процессы; климатические условия (температурный и ветровой режим, количество осадков и испарение, и др.); уплотняются почвы, почвенно-грунтовый слой заменяется культурным или асфальтовым покрытием и т. д.
Важное значение в планировке городов, охране и улучшении их среды имеет учет биогеографических особенностей, изучение растительности и городской фауны. Растительность в городе снижает скорость ветра, в жаркую погоду понижает температуру и увеличивает влажность воздуха, уменьшает общее загрязнение воздуха и снижает шум, поэтому сохранение и увеличение площади зеленых насаждений в городе остается одной из важных градостроительных задач.
В качестве главного критерия взаимосвязи города с природной средой выступает характер застройки (степень ее расчлененности), тесно связанный с особенностями тех ПТК, которые размещены в черте города. Увеличению расчлененности застройки способствуют элементы гидросети (реки, озера, водохранилища, пруды), лесные массивы, парки, заповедные природные объекты и т.д. Таким образом, основой градостроительных композиций города является его ландшафтная структура, которая обладает и самостоятельной художественной ценностью.
Разные ПТК оказывают неодинаковое влияние на внешний облик различных частей города — на характер построек, архитектуру зданий, улиц, площадей, а также на городское хозяйство и жизнь горожан. Вследствие неодинаковой устойчивости тех или иных комплексов к антропогенным нагрузкам степень их измененности в процессе однотипного использования будет различной. Это должно учитываться при функциональной планировке города. Кроме того, разные ПТК обладают неодинаковой способностью к самоочищению, что приводит к неоднородности экологической ситуации в черте города. Следовательно, обладая разными свойствами, ПТК определяют архитектурно-планировочные решения, инфраструктуру, экологическую ситуацию. В связи с этим основным объектом S физико-географических исследований должны быть не отдельные компоненты природы, а ПТК как целостные образования.
Однако на начальном этапе географические исследования для градостроительных целей ограничивались изучением отдельных компонентов природы и лишь в 60-х гг. XX столетия появляются первые комплексные работы (Я. Р. Дорфман, 1964, 1966; А. С. Крюков, 1964, 1967; В.Д.Стерлигов, 1962, 1964 и др.). Наметился путь навстречу друг другу представителей ландшафтоведения и ландшафтной архитектуры, решавших по сути одинаковые задачи: познание процессов, происходящих при взаимодействии природных и архитектурно-планировочных комплексов; разработка рекомендаций по оптимальному использованию различных ПТК. Это вылилось впоследствии в тесное сотрудничество между географами-ланд шафтоведами и архитекторами, достигшее своего расцвета в 70-е гг. XX в. С 80-х годов усилился интерес к ландшафтно-экологическому изучению городов.
В процессе физико-географических исследований для целей градостроительства необходимо установить средообразующую роль ПТК в пределах современной и перспективной городской застройки; дать оценку ПТК как фактора планировочных решений; обосновать необходимость сохранения тех или иных особенностей ПТК как элементов планировочной структуры; дать прогноз изменения ПТК под воздействием градостроительства. Материалы физико-географических исследований используют при проведении функционального зонирования города и выделении планировочных районов, для установления степени соответствия между природной средой и хозяйством в разных районах города, для разработки рекомендаций по перспективному развитию города.
Научной основой для прикладных исследований служит ландшафтная карта территории города, на которой отображены ПТК ранга местностей и урочищ (иногда ландшафтов). Для каждого типа ПТК дается набор характеристик, по которым оценивается пригодность комплекса к тому или иному виду использования. Критерии при этом определяются требованиями технологии природопользования. После этого ПТК группируют по степени их благоприятности для разных видов использования (промышленной или жилищной застройки, рекреации и т.д.). На основе этой карты проводят районирование (функциональное зонирование) территории для целей градостроительства. Она же служит основой для обоснования проектных решений с учетом хозяйственного воздействия на ПТК.
Иногда прикладные физико-географические исследования проводят специально для решения конкретных градостроительных задач, например: 1) типизация ПТК для градостроительства; 2) создание архитектурно-планировочного плана города; 3) функциональное зонирование города; 4) проведение специальных тематических исследований и т.д.
Остановимся детальнее на одном из видов таких исследований — создании архитектурно-планировочной карты города.
Как уже отмечалось, современное проектирование городов и \ сел, привязка застройки к тем или иным элементам рельефа, осо- I бенности планировки селений, тип застройки, ориентация улиц и ] строений требуют специальных географических обоснований. Еще недавно проектировщики использовали лишь материалы по от- I дельным компонентам природы и не учитывали в полной мере взаимосвязистроительства с окружающей природной средой. Про- 1 ектировщики ограничивались обычно тремя картами: опорным пла- \ ном (топологической основой), инженерно-геологической картой (строительная характеристика грунтов), картой природных ограничений (заболоченность, просадки, оползни и т.д.). Такие карты и \ соответствующие текстовые характеристики не дают комплексной оценки территории с архитектурно-строительной точки зрения и не обеспечивают необходимого зонирования территории. Поэтому возникает потребность в изучении влияния географической среды на планировку и застройку города, а также обратного влияния — изменения природных условий под влиянием города.
Для решения этих задач проводят специальное комплексное географическое изучение территории города и создание ландшафт- , но-архитектурной карты. Картографической основой таких исследований является крупномасштабная топографическая карта на территорию города и план города.
Первый этап исследования заключается в составлении крупномасштабной ландшафтной карты города. Основная сложность по сравнению с традиционной ландшафтной съемкой заключается втом, что на значительной части территории города приходится картировать природные комплексы, сильно измененные деятель- \ ностью человека, которая преобразила не только индикаторные 1 компоненты ландшафта — растительность и почвы, но часто отра-зиласьи на литогенной основе комплексов. В застроенной части города поэтому иногда не удается выделить не только фации, но и урочища. Подчас возникает необходимость в выделении в качестве самостоятельных единиц антропогенно измененных ПТК, их систематике и установлении диагностических признаков. Картографирование слабо измененных городских территорий (недавно включенных в черту города территорий, участков со сложными инженерно-геологическими условиями, массивов индивидуальной застройки с огородами, незастроенных участков, парков и лесопар- , ков и т.д.) сложностей обычно не вызывает. Здесь легко картиру- .1 ются все урочища, а подчас и фации.
Второй этап исследования — инженерно-строительная оценка всех природных комплексов (фаций, урочищ, местностей), выделенных на ландшафтной карте города. Для этого используют специальные нормы и правила, разработанные Академией строительства и архитектуры, в соответствии с которыми все природные ] факторы по степени пригодности для строительства разделяют на \
три категории: П — пригодные, ОП — ограниченно пригодные, Н — непригодные.
Рельеф. Для жилищного и гражданского строительства: П — с уклонами от 0,5 до 10 %; ОП — с уклонами < 0,5 и от 10 до 20 %, а в горах — до 30 %; Н — с уклонами свыше 20 %, в горах — свыше 30 %. Для промышленного строительства: П — с уклонами от 0,3 до 3%; ОП — с уклонами <0,3 и от 3 до 5 %; Н — с уклонами > 5 % (кроме случаев, когда это допускается технологией производств).
Грунты. П — грунты (пески, суглинки, глины, лёсс непроса-дочный и др.), выдерживающие нагрузку не менее 1,5 кг/см2; сооружения не требуют специальной основы или сложных фундаментов. ОП — грунты с допустимыми нагрузками 1,0—1,5 кг/см2; сооружения требуют укрепления фундамента (специальная основа, сложные фундаменты). Н — макропористые просадочные грунты, плывуны с допустимыми нагрузками менее 1 кг/см2; строения требуют особо сложных специальных основ и фундаментов.
Грунтовые воды. П — безнапорные водоносные горизонты залегают глубже 3 м; строительство ведется без работ по снижению уровня грунтовых вод и без установки гидроизоляции. ОП — грунтовые воды залегают на глубинах от 1 до 3 м; необходимо снизить уровень грунтовых вод, установить гидроизоляцию или применять антикоррозийные меры. Н — грунтовые воды на глубинах менее 1 м; необходимы особенно сложные инженерные меры, чтобы снизить уровень грунтовых вод.
Заболоченность. П — отсутствует. ОП — незначительная заболоченность за счет атмосферного питания, торфяники мощностью до 2 м; необходимы экономически оправданные осушительные работы. Н — значительная заболоченность, торфяники мощностью более 2 м.
Затопляемость. Для жилищного и гражданского строительства: П — незатопляемые паводками 1%-й обеспеченности (повторяемость 1 раз в 100 лет). ОП — затопляемость паводками 1%-й обеспеченности не более чем на 0,5 м и незатопляемость паводками от 1 до 4%-й обеспеченности (1 раз в 25 лет). Н — затопляемость более чем на 0,5 м паводками 4%-й обеспеченности. Для промышленного строительства: П — незатопляемые паводками 1%-й обеспеченности для предприятий важного хозяйственного и оборонного значения; для остальных — 2%-й обеспеченности (1 раз в 50 лет); для предприятий с коротким сроком эксплуатации (10 — 15 лет) — 10%-й обеспеченности (1 раз в 10 лет). ОП — затопляемость не более чем на 0,5 м паводками, которые указаны для пригодных территорий (1%, 2%, 10%-й обеспеченности для соответствующих предприятий); требуют экономически обоснованных мероприятий по инженерной подготовке территории. Н — затопляемость паводками частой повторяемости.
10 Жучкова 289
Овраги. П — незначительное количество задернованных ов- I рагов глубиной до 3 м. ОП — слабо растущие овраги глубиной до Юм. Н — молодые овраги с крутыми склонами и интенсивным ростом глубиной более 10 м. Требуют выполнения сложных инже- ■ нерных мероприятий по подготовке территории.
Размыв берегов. П — не наблюдается. ОП — иногда на- ] блюдается размыв шириной до Юм. Н — блуждающие русла с шириной размыва более 10 м.
Оползни, карст. П — не наблюдаются. ОП — мало распространены, старые и молодые оползни, старые и современные карстовые формы, требующие несложных инженерных мер по подготовке площадок. Н — значительно распространены современные j оползни и карстовые формы, значительное количество старых карстовых форм с обширными пустотами; требуются сложные инженерные мероприятия.
Третий этап работ — типология ПТК для целей градостроительства и выделение ландшафтно-архитектурных районов. После завершения оценки по всем параметрам отображенных на карте ПТК природные комплексы объединяют в группы с однотипными ) инженерно-строительными оценками. В дальнейшем каждая такая \ группа независимо от того, является ли она территориально целостным образованием или представлена в пределах города отдельными фрагментами, выступает как единый по инженерно-строитель- I ным оценкам ландшафтно-архитектурный комплекс.
При выделении ландшафтно-архитектурных районов произведенную группировку комплексов увязывают с существующим планировочным и функциональным зонированием территории города. Если, например, в промышленной зоне города встречаются неболь- « шие участки природных комплексов, ограниченно пригодных для промышленной застройки, но полностью пригодных для жилищной застройки, то с учетом функциональной характеристики этой части города такие комплексы не следует относить к ландшафтно-архитектурному району жилищного и гражданского строительства. 1
В процессе районирования разрабатывают номенклатурный список (полное упорядоченное перечисление) ландшафтно-архитектурных районов — основу легенды будущей ландшафтно-архитек- \ турной карты города. Каждый из районов должен быть привязан к определенным природным комплексам, иметь характеристику своей территории по основным природным компонентам с соответствующей инженерно-строительной оценкой. Не следует перечислять i обязательно все приведенные выше природные факторы, достаточно выделить среди них те, которые прежде всего определяют ' общую градостроительную оценку данного района, опуская несу- ! щественные характеристики и факторы.
Четвертый этап — составление ландшафтно-архитектурной картыгорода. Возможны два варианта представления результатов 1
исследования. В первом, упрощенном варианте работа завершается составлением картосхемы ландшафтно-архитектурного районирования территории города. Основной нагрузкой картосхемы являются границы выделенных районов. Возможна определенная детализация таких границ с помощью дополнительных знаков и ориентиров с целью более точной привязки схемы ландшафтно-архитектурного районирования к плану города.
Предпочтительнее, конечно, другой вариант — составление ландшафтно-архитектурной карты города. В отличие от картосхемы карта точнее и детальнее вписывает границы ландшафтно-архитектурного районирования в реальную планировочную и хозяйственную ситуацию города. Вместе с тем с помощью условных знаков карта дает развернутую природную, функциональную, планировочную и архитектурно-строительную характеристику каждого
района.
Итак, ландшафтно-архитектурная карта — это комплексная географическая карта, с помощью которой можно сопоставить функциональную и планировочную структуру города с его природной средой, наметить и проанализировать закономерные соотношения между ними, выявить и территориально ограничить несоответствия между природной средой и хозяйством города.
Нагрузка ландшафтно-архитектурной карты включает не только ландшафтно-архитектурные районы, но и существующую застройку, зеленые насаждения, участки с проявлением современных физико-географических процессов, затопляемые участки, места высокого стояния грунтовых вод, водозаборные сооружения, источники, карьеры и т.д. Чтобы с такой картой удобно было работать, ее оформление должно быть хорошо продумано и четко выдержано.
Ландшафтно-архитектурные районы обычно показывают красочным фоном. Градации пригодности для строительства, если они варьируют в пределах района, дают оттенками основного цвета. В легенде приводятся названия характерных для каждого района ПТК, дается краткая инженерно-геологическая характеристика их природных особенностей, оценка пригодности для строительства (пригодны, ограниченно пригодны, непригодны). Наиболее детально характеризуются ПТК склонов долин и уступов террас, для которых дается крутизна, протяженность, ветровая и солярная экспозиция и т.д.
Существующую застройку показывают в зависимости от масштаба карты кварталами, массивами или зонами застройки, для которых разной штриховкой и дополнительными значками дается характер застройки (промышленная, гражданская, жилищная, индивидуальная), этажность, материал застройки. Зеленые насаждения показывают топографическими условными знаками или зеленой штриховкой. Для них должен быть указан породный состав
насаждений и их основные параметры (сомкнутость, высота дере-1вьев, кустарники и т.д.). Сады, луга, парки, придорожные насаж-1 дения показывают общепринятыми условными знаками.
Участки активного проявления современных физико-географи-1 ческих процессов (оползни, карст, селевые потоки, растущие ов-рати,размыв берегов и т.д.), а также резкие перегибы рельефа показывают разными знаками красного цвета. Водозаборные сооружения, источники, затопляемые участки, места высокого стоя-1 ния грунтовых вод дают значками голубого (синего) цвета, а места разработки месторождений полезных ископаемых — коричневыми фигурными значками. Для отдельных районов города могут быть приведены характерные розы ветров.
К ландшафтно-архитектурной карте прилагается специальный ! отчет, в котором содержится ландшафтно-архитектурная и плани- j ровочная оценка с точки зрения разного функционального ис-j пользования всей территории города в целом, а также отдельных его частей. Даются рекомендации относительно функционального использования отдельных частей города на перспективу, сохранения и обогащения отдельных ПТК, предлагаются мероприятия по борьбе с неблагоприятными природными процессами и по мели- ] орации отдельных комплексов.
Необходимо помнить, что анализ функциональной и планиро-вочнойструктуры города и сопоставление их с природной средой на его территории требуют глубокого знания истории формирова- > ния и развития города, без чего невозможно понять сложность и противоречия отношений между его природной средой и хозяй- I ством.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1076;