Социальные основы конституционного строя
В самом общем виде социальную систему можно понимать как совокупность отношений, взаимодействия и связей между людьми в конкретно рассматриваемом обществе. Именно социальная система общества определяет характер взаимоотношений между людьми, различными слоями и классами, трудом и капиталом, различными национальностями и др.
Важней задачей конституционного регулирования основ социальной системы является предотвращение социальных конфликтов, возникающих в обществе.
«В сфере социальных отношений конституционные приоритеты – социальный диалог, социальная солидарность и социальная справедливость. Это – совершенно новые подходы, которых не знали конституции XVIII-XIX вв., проникнутые индивидуализмом. Современные конституции не исключают противоречий в обществе, состязательности социальных и политических сил, напротив, они их предполагают, ибо без этого нет развития, но они призваны решать также противоречия на основе компромиссов, на путях поисков социальной солидарности по решению «общих дел» общества».[53]
Социальная структура общества. Конституционная практика знает различные подходы к регулированию социальной структуры общества – от фиксации классов (слоев, каст и др.) до социальной солидарности (единства общества).
Классовое разделение государства характерно для тоталитарных конституций. В ранее действовавшей Конституции Йемена 1978 г. говорилось, что рабочий класс будет в перспективе ведущим, а статус крестьянства различается в зависимости от того, является оно кооперированным или единоличным, а интеллигенции отводится промежуточное положение.[54] А ст.1 Конституции Китая 1982 г. провозглашает КНР социалистическим государством народно-демократической диктатуры под руководством рабочего класса, базирующимся на союзе рабочих и крестьян.
В противовес приведенным выше конституциям, ст.2 Конституции Италии 1947 г. провозглашает: «Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека – как отдельной личности, так и в социальных образованиях, в которых проявляется эта личность, и требует выполнения неотъемлемых обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности». Аналогичные положения имеются и в других конституциях (Португалии, Египта и др.).
Социальное государство. Социальное государство представляет собою государство, обеспечивающее достойную жизнь личности, вне зависимости от образования, положения, происхождения человека и др.[55]
Понятие «социальное государство» впервые было выдвинуто в середине ХIХ века знаменитым немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном, чья теория социального государства сложилась под влиянием философии Гегеля, французских социалистических доктрин, в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Он считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно «осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого и в этом смысле мы говорим об общественном или социальном государстве». Впервые социальное государство в качестве конституционного принципа было зафиксировано в ст.20 Основного ФРГ 1949 года, провозгласившей Германию демократическим и социальным федеративным государством.[56]
Впоследствии социальный характер государства был провозглашен конституциями Франции 1958 г., Швеции 1973 г., Испании 1978 г. и др. Эту тенденцию поддержали даже бывшие социалистические страны.
Так, например, согласно ст.2 Конституции Польши 1997 г.: «Республика Польша есть демократическое правовое государство, осуществляющее принципы социальной справедливости». А ч.3 ст.1 Конституции Румынии 1991 г. определяет, что Румыния – правовое, демократическое и социальное государство, в котором достоинство человека, права и свободы граждан, свободное развитие человеческой личности, справедливость и политический плюрализм представляют собой наивысшие ценности и гарантируются. В настоящее время все развитые страны мира в большей или меньшей степени де-факто являются социальными государствами, независимо от уровня конституционного оформления.
Важным фактором социальной направленности государства является конституционное оформление равенства между людьми вне зависимости от любых признаков, в первую очередь, принадлежности к той или иной социальной группе. Конституции ряда государств закрепляет социальную справедливость как одну из главнейших направленностей государства и его органов.
Конституции Индии 1949 г. гласит: «…Государство стремиться поднять благосостояние народа, обеспечивая и охраняя возможно более эффективным образом социальный порядок, при котором социальная, экономическая и политическая справедливость определяет сущность всех учреждений, в которых воплощается жизнь нации…» (ст.38).
Конституционное регулирование различных социальных отношений. Социальное регулирование охватывает многие вопросы жизнедеятельности общества. К их числу будут относиться вопросы образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, труда и отдыха. В эту сферу относится даже защита прав потребителя. Так, ст.51 Конституции 1978 г. устанавливает, что: «…1. Органы публичной власти гарантируют защиту интересов потребителей и лиц, имеющих право пользования, обеспечивая эффективными средствами их безопасность, здоровье и их законные экономические интересы. 2. Органы публичной власти содействуют распространению информации и необходимых знаний для потребителей и лиц, имеющих право пользования, поддерживают их организации и рассматривают вопросы, которые могут затрагивать интересы потребителей в соответствии с условиями, устанавливаемыми законом…».
К социальным отношениям относятся вопросы семьи, брака, демографии.
Многие конституции признают семью базисом общества. «…Семья как основа сохранения и приумножения народа и как основа общества пользуется защитой государства…», устанавливает ст.27 Конституции Эстонии 1992 г. «Государство защищает и поддерживает брак, семью, права родителей и ребенка. Государство оказывает особую поддержку детям-инвалидам, детям, оставшимся без родительского попечения или пострадавшим от насилия...» – ст.110 Конституции Латвии 1922 г.
Конституция Китая 1982 г. гласит, что государство стимулирует планирование семьи, с тем, чтобы рост населения соответствовал планам социально-экономического развития (ст.25), а ст.49 провозглашает, что брак, семья, мать и ребенок находятся под защитой государства, но муж и жена обязаны практиковать планирование семьи.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 803;