Политические основы конституционного строя
Политические отношения посвящены осуществлению власти, поэтому политические основы конституционного строя характеризуют отношения по поводу управления государством, организации публичной власти.
«Политические отношения, образующие в своей совокупности политическую систему, – это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть».[32]
Политическим отношениям посвящается значительная часть объема текста конституций. Но лишь в некоторых из них выделяются специальные главы или разделы, посвященные целиком политической системе и имеющие соответствующее наименование.
Структура власти. В первую очередь конституции зарубежных государств устанавливают характеристику структуры власти – строиться ли она по принципу единства власти или по принципу разделения властей.
Принцип единства власти положен в основу организации и деятельности государственной власти в социалистических государствах. Единство власти предполагает наличие единой системы представительных органов и иных, производных от них, органов. При этом в целом присутствует подчиненность (подконтрольность) всех органов правящей партии.
Принцип же разделения властей предполагает выделение нескольких самостоятельных ветвей власти (обычно законодательной, исполнительной и судебной), которые обладают собственными полномочиями.
Как отмечает В.В. Маклаков, четкость закрепления каждого вида власти в конституционных актах различна. По его мнению, в ряде конституций отсутствует подобная четкость и определенность – в них даже не употребляются термины «законодательная власть», «исполнительная власть». Однако даже в таком случае из содержания акта видно, какие органы осуществляют эти функции. Примером может служить Основной закон ФРГ 1949 г.[33]
Идеология. Любая конституция выполняет идеологическую функцию. Однако проявление это функции и сама идеология могут быть различны.
Так, некоторые конституции провозглашают официальную идеологию: мобутизм – Заир, нкрумаизм – Гана (от имени соответствующих президентов), марксизм-ленинизм в идеях Мао Цзедуна – Китай, принципы чучхе – КНДР, принципы пенча-сила – Индонезия и др.[34]
В тоже время, установление на конституционном уровне положения о том, что в обществе отсутствует обязательная или государственная идеология, является своего рода идеологической установкой. Отсутствие идеологии – есть идеология.
Суверенитет. Термин «суверенитет» (от франц. «souverainete» - верховенство, верховная власть) прочно утвердился в науке и общественно-политической практике. Считается, что впервые он был введен в XVI веке французским юристом Жаном Боденом, который рассматривал его как постоянную и абсолютную власть государства в лице монарха.
Идея суверенного государства призывалась обосновать самостоятельность, верховенство на собственной территории национальных государств, находившихся на развалинах бывшей Римской империи. И идея суверенитета как верховенства государственной власти позволяла государству противостоять таким серьезным противникам, как исповедующей вселенскую идеологию католической церкви, силам, отстаивающим идею всемирной государственности, а также склонным к сепаратизму феодалам.[35]
В современном конституционном праве под суверенитетом понимают три вида суверенитета:
1) государственный;
2) народный;
3) национальный.
Под государственным суверенитетомследует понимать верховенство и независимость государственной власти, которая проявляется во внутренней и внешней политике государства.
Понятие народного суверенитета появилось в новое время благодаря трудам Локка, Руссо и других представителей либеральной демократии в результате возникших противоречий между гражданским обществом и абсолютной властью.
Народный суверенитетвыражает верховное и неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ничего независимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе.
В настоящее время понятие народного суверенитета рассматривается в комплексе с государственным. Можно сказать более: государственный суверенитет является производным от народного.
Государственный и народный суверенитеты нераздельно существуют в общественной и государственной жизни, и это сосуществование можно определить как свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиты прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права.[36]
Наибольшую проблему представляет определение сущности национального суверенитета, который понимается как верховное неотчуждаемое право нации на самоопределение, т.е. право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных исторических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей.[37]
Определение понятия «национальный суверенитет» может быть двояким:
1) общегражданским – при этом подходе он отождествляется с государственным и народным суверенитетом, а понятие нации охватывает всех граждан государства вне зависимости от их национальной принадлежности, выступающих в данном случае как сограждане одной нации, создавшей государство;
2) этническим – в данном случае он рассматривается как право этнической общности на самосохранение, вплоть до выбора определенного политического устройства; это – право «коренной нации» на самоопределении.
Теорией конституционного права выделяются 4 основные элемента суверенитета:
1. верховенство;
2. неотчуждаемость;
3. единство;
4. независимость.
Хотя иногда встречаются и иные мнения о количестве элементов суверенитета.[38]
Характеристика политической системы. Можно признать, что в целом политические основы конституционного строя посвящены не только элементам и субъектам политической системы, но и «правилам политической игры».
Конституционное выражение получают различные элементы политической системы. Причем набор компонентов политической системы разнообразен и зависит от многих факторов.[39]
В рамках политических основ конституционного строя находят свое выражение характер политического процесса, положения о суверенитете и источнике власти, некоторые вопросы, посвященные выборам, референдумам, правовой культуре в целом и др.
Особо выделяются положения о форме правления, форме государственного устройства, а также политическом (и государственном) режиме. Рассмотрим подробнее основной элемент политических отношений – государственный режим.
Традиционное понимание государственного режима позволяет определить его как совокупность средств, приемов, методов и способов осуществления государственной власти.
«Это категория, выражающая меру и характер участия субъектов государственного общения (граждан или подданных, социальных групп, общественных объединений) в формировании и осуществлении государственной власти».[40]
В учебной и научной литературе продолжительное время ведется диспут о соотношении категорий государственного и политического режимов. Выделены следующие подходы.
Первый подход. Государственный режим – часть политического режима.
По мнению М.Н. Марченко, государственный режим является составной частью политического режима. «Политический режим как явление и понятие более общее и более емкое, нежели государственный режим, включает не только методы и способы осуществления государственной власти, но и приемы, способы реализации властных прерогатив негосударственных общественно-политических организаций – составных частей политической системы общества».[41] «Государственный режим как бы является соединительным звеном между формой правления и политическим режимом… Он (государственный режим – прим С.П.) характеризуется реальным механизмом осуществления государственной власти, раскрывает не юридически закрепленные взаимоотношения властей, а их фактическое положение в этом механизме, прежде всего реальные взаимоотношения между законодательной и исполнительной властями».[42]
Сторонники такого подхода выделяют такие государственные режимы как дуализм, парламентское правление, монистический парламентаризм, дуалистический парламентаризм, кабинетное правление и др.
Второй подход. Государственный режим – отдельная от политического режима категория.
При таком подходе государственный режим представляет собою реальный порядок функционирования и взаимодействия высших государственных органов. В то время как политический режим это система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) власти в обществе.[43]
В последнее время в конституционном праве чаще употребляется термин государственный (государственно-правовой) режим, нежели политический режим (это скорее явление политологии). Но в целом следует признать, что два рассматриваемых понятия нельзя отделять друг от друга, тем более противопоставлять. Ведь они практически полностью соответствуют друг другу в том плане, что при демократическом политическом режиме и государственный режим будет демократический, а авторитаризм накладывает свое отражение, как на политический, так и на государственный режим.
Анализ конституций различных государств позволяет сделать вывод о том, что является элементом государственного режима. К их числу относятся:
1) природа государственной власти, имеющая своей основой политическую власть, исходящую от народа;
2) организационно-правовое разделение властей и единство государственной власти;
3) деятельность органов публичной власти;
4) политические свободы (а также их реальность и гарантированность государством), партиципация (участие) граждан в решении вопросов государственной политики;
5) основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов;
6) самоуправление территориальных коллективов или, напротив, полное подчинение их назначенным сверху чиновникам.
Формирование государственного режима складывается под воздействием некоторых объективных факторов. К их числу можно отнести политические, экономические, социальные факторы и др. В то же время возможно выделение и субъективных факторов, влияющих на характеристику государственного режима. Среди таких факторов обычно называется дух и воля народа (нации).[44]
Выделяются различные способы (методы) осуществления государственной власти, государственного управления:
1) метод стимулирования (поддержки);
2) нейтрализма;
3) либерализма;
4) принуждения и др.
Особенности осуществления того или иного метода (совокупности методов) приводит к возникновению соответствующей разновидности государственного режима.
Традиционная классификация государственных режимов – на демократические и недемократические (иногда тоталитарные) – является не совсем точной и не дающей полной картины при исследовании формы государства современных зарубежных стран.
Теорией государства и права допускается классификация государственных режимов по типу государства. Так, при рабовладельческом строе выделяют деспотический, теократически-монархический, аристократический (олигархический) режим и режим рабовладельческой демократии. При феодальном строе – абсолютистский, феодально-демократический, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский и режим «просвещенного» абсолютизма. При капитализме – буржуазно-демократический, бонапартистский, военно-политический и фашистский.[45]
Возможно подразделение государственных режимов на легитимные и нелегитимные.[46] Легитимные режимы основываются на свободно выраженном согласии населения. Зачастую легитимные режимы поддерживаются легальностью (законностью). Нелегитимные режимы возникают в результате основания государственной власти на силе, а не на праве. При этом легализация власти не является обеспечением легитимности режима, возникшего в результате революции, военного переворота и т.п.
Дадим характеристику основным государственным режимам, встречающимся в современных странах.
Демократический (от греч. democratia – народовластие) режим представляет собой реальное участие граждан в осуществлении государственной власти.
Признаками демократического режима являются:
- формирование политической воли народом; закрепление на конституционном уровне принадлежности государственной власти (а также суверенитета) народу;
- признание и гарантированность государством прав граждан (в первую очередь политических);
- многопартийность (свободно существование оппозиции);
- выборность (сменяемость) органов публичной власти;
- разделение властей;
Первоначально демократический режим был исключительно либеральным (от лат. liberalis – касающийся свободы, достойный свободного человека, достаточный) и характеризовался ограничением роли государства административно-полицейскими функциями, невмешательством в экономическую и социальную функцию общества. Такой режим иногда называют синонимом «свободная демократия». На сегодняшний день существование либерализма вряд ли возможно. Скорее приходиться говорить о неолиберализме.
Впоследствии возник режим социальной демократии, при котором государство в своей деятельности руководствуется интересами всего общества, стремиться повлиять на распределение экономических благ в духе принципов социальной справедливости.
Характеристика демократического режима несколько различается при использовании соответствующей теории демократии.
Согласно теории плюралистической демократии, различные социальные, профессиональные, возрастные и иные группы давления обладают определенной долей политической власти и осуществляют давление на центры государственной власти. В результате решения принимаются в интересах всего общества.
Консенсусная (социентальная, консоциативная) демократия устанавливает, что по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития между различными группами людей есть согласие, а по частным вопросам – компромисс.
При плебисцитной демократии (от лат. plebs – плебс, народная масса, простой народ, толпа; и scitum – постановление, определение, решение) во главе государства должен стоять профессиональный аппарат управления, а принципиальные вопросы решаться на референдуме.
Для концепции консолидированной демократии, применяемой в условиях регулируемой государством экономики, характерно наличие активного гражданского общества; относительно автономного от экономики политического сообщества; правового государства, действенного государственного механизма, экономического сообщества.
При корпоративной демократии у всех членов общества имеются общие цели, нация (народ) являются единый целым (корпорацией). В силу чего отсутствует необходимость в плебисците, компромиссах и т.д. Сходной с данной теорией является идентитарная демократия (от лат. identitas – тождественность, идентичность), при которой воля народа и действия власти должны совпадать. Такое состояние возможно только лишь в случае однородности народа как источника власти, т.е. когда все члены общества обладают едиными взглядами, едиными стремлениями и их власть осуществляется непосредственно.
В основу теории представительной демократии положен принцип функционирования представительных учреждений, а теория непосредственной демократии базируется на прямом волеизъявлении народа. В современных государствах более распространенной является опосредованная демократия, осуществляемая не лично народом, а «от имени народа» и формально «в интересах народа», «для народа».
Близкими по своему содержанию являются демократия партии, при которой происходит соревнование политических партий в борьбе за власть, и популистская демократия, характеризующаяся стремлением властных элементов осуществлять мероприятия в интересах народа, или по крайней мере выдвигать соответствующие лозунги.
Выделяются и иные теории: тоталитарной демократии (неограниченная власть меньшинства над большинством), элитарной демократии (в основе имеющей правление конкурирующих между собой элит, а не народа) и др.[47]
Авторитарный режим (от лат. auctor – зачинатель, основатель, творец; и auctoritas – мнение, решение, право) представляет сосредоточение власти в руках одного субъекта власти, при котором допускается ограниченный и контролируемый идеологический и политический плюрализм, наличие оппозиции.
Признаками авторитарного режима являются:
1) ограниченность прав и свобод граждан;
2) формальность конституции;
3) сосредоточение полномочий по управлению государством в руках одного лица или органа;
4) отказ от разделения властей;
5) ликвидация центральных и местных представительных органов;
6) усиление роли исполнительной власти;
7) резкое возрастание репрессивного аппарата;
8) широкое применение карательных мер;
9) наличие цензуры;
Тоталитарный режим (от лат. totaliter – целиком, вполне) представляет режим власти, при котором государство контролирует все аспекты жизни в стране – общественную, профессиональную, личную.
Признаками тоталитарного режима являются:
- сращивание партийного и государственного аппарата (господство номенклатуры, партократии);
- наличие монолитной, строго иерархичной политической партии
- полное запрещение любых оппозиций; обязательная государственная идеология;
- формальность провозглашенных прав и свобод личности (в первую очередь политических)
- зависимость социального положения человека от его места в партийном и государственном аппарате;
- приниженное положение суда в государственном механизме
- внеэкономическое принуждение к труду (возможна ее милитаризация);
Фашистский режим (от итал. fascio – пучок, связка, союз, объединение) представляет собой режим личной власти, при котором вся полнота власти сосредотачивается в руках одного человека, являющегося главой государства (главой правительства) и главой единственной политической партии.
Признаки фашистского режима (гитлеровская Германия, франкистская Испания):
- ликвидация демократических прав и свобод;
- уничтожение оппозиционных организаций и учреждений;
- использование террористических методов управления;
- непререкаемая власть партийного лидера (фюрера, дуче, вождь, кормчий, кондукатор и др.);
- ограничение (вплоть до лишения) законодательных полномочий парламента; доминирование исполнительной власти над законодательной.
Военный (военно-диктаторский) режим представляет разновидность авторитарного режима, возникающего в результате государственных переворотов. Данный режим характеризуется тем, что во главе государства становятся военные. В отличие от коммунистического и фашистского военные режимы характеризуются беспартийностью.
Каудилизм – разновидность авторитарного режима, характерного для испаноговорящих стран. От простых военных режимов их отличает вождизм и сохранение патриархальных и близких отношений каудильо со своим окружением.
Клерикальный режим характеризуется сильными религиозными воззрениями населения, которые касаются всей государственной жизни. Признаками клерикального режима являются: несветский характер государства; наличие специализированных органов религиозного контроля, призванных проверять соответствие правовых норм религиозным; и др. Теократический режим характеризуется порядком деятельности государства, при котором власть принадлежит церковной иерархии.
Таким образом, мы рассмотрели основные виды государственных режимов. Однако, в науке конституционного права иногда выделяют и иные виды режимов: конституционно-авторитарный, режим личной власти, монократический, олигархический и др.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1350;