ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
В самом общем виде конституционные права и свободы можно определить как меру возможно поведения человека и гражданина, предусмотренную рамками конституции.
Конституционные права и свободы характеризуются следующими признаками:
1. особый источник – конституция;
2. они являются основными, т.е. важнейшими, относятся к самым главным потребностям личности;
3. конституционные права и свободы обладают учредительным характером, т.е. являются базовыми для отраслевых прав и свобод;
4. повышенная охрана; во многом это обуславливается тем, что эти права и свободы содержатся в источнике, подлежащем особой правовой охране.
Различные науки (философия, теория государства и права и др.) пытались развести категории «право» и «свобода». В конституционно-правовом отношении «право» и «свобода» тесно переплетаются и зачастую не разграничиваются. Так, ч.1 ст.11 Основного закона ФРГ 1949 г. свободу передвижения называет «свободой», а ч.2 этой же статьи определяет ее как «право».
С точки зрения В.В. Маклакова, «право» есть закрепленная возможность индивида действовать определенным образом или сохранять определенное отношение. Термин «свобода» представляется как выбор деятельности в какой-либо сфере. Если «право» предполагает достаточно четко обозначенного обладателя провозглашенного права, то «свобода» –наличие неопределенного числа обладателей.[58]
Существует два основных способа конституционного формирования прав и свобод:
1. позитивный – устанавливается, что субъект обладает определённым правом.
Это самый распространенный способ. Конституция Азербайджанской Республики 1995 г. гласит: «Каждый обладает правом свободно выбирать себе на основе своей способности к труду вид деятельности, профессию, занятие и место работы» (ч.2. ст.35).
2. негативный – представляет собой конституционное запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать определенное право или определенную свободу.
Очень часто негативное регулирование осуществляется словами «никто», «никому» и т.п. Например, «Никто не может подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство наказанию или обращению» (ч.2 ст.24 Конституции Республики Молдова 1994 г.).
Дифференциация прав и свобод зачастую весьма условна, что связано с нередкой принадлежностью одного и того же права (свободы) к нескольким классификационным группам.
В зависимости от субъекта обладания правом выделяют:
- права человека;
- права гражданина (подданного);
Права человека проистекают из естественного права, являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми; принадлежат каждому человеку в силу его биологического происхождения. К таковым относятся – право на жизнь, достоинство личности и др. Права гражданина являются порождением позитивного права, проистекают из связи между личностью и государством (монархом). К числу таких прав относятся – право избирать и быть избранным, иные политические права. Подобное деление прав и свобод зачастую приводит к выделению естественных (принадлежащие человеку в силу факта рождения) и позитивных (предоставляемые государством) прав.
По форме осуществления права и свободы делятся на:
- индивидуальные;
- коллективные.
Индивидуальные права (право на жизнь) осуществляются каждым человеком самостоятельно, в то время как коллективные (право на объединение) лишь при участии иных членов общества. Следует добавить, что многие индивидуальные права могут осуществляться коллективно.
«... дихотомия индивидуальные права – коллективные права не совсем точна, потому что не всякую общность и даже не всякую организацию (ее человеческий субстрат) можно считать коллективом... Поэтому от индивидуальных прав следует отличать групповые права, а коллективные права суть вид групповых».[59]
По степени абсолютизации выделяют:
- абсолютные права (абсолютно основные; исходные; фундаментальные; незыблемые; обладающие полным и абсолютным иммунитетом);
- относительные (относительно основные).
Абсолютные (от лат. absolutus — безусловный, неограниченный) права не подлежат ограничению ни при каких условиях. Таких прав не так уж и много — например, достоинство личности. Ведь даже право на жизнь ограничено в странах, применяющих смертную казнь, и т.д.
Международное право к числу абсолютных прав относит те, которые не подлежат приостановлению и ограничению в условиях чрезвычайного положения (ст.4 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.). К числу таких прав отнесено: право на жизнь, право на признание правосубъектности и др.
В ряде государств с учетом национальных особенностей конституционно предусмотрены и некоторые иные права и свободы, которые не могут быть ограничены. В частности: свобода наук и искусства (Турция); доступ к всемирным и национальным культурным ценностям (Румыния); запрет общей конфискации (Люксембург); право на достойный образ жизни (Кипр) и др.[60]
Права можно различать по времени возникновения. Так появилось понятие «поколения прав человека».
Первым поколением признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы законодательстве демократических государств, - право на свободу мысли, совести и религии и др.
Второе поколение прав человека возникает со второй волной конституций. В эту группу прав входят социальные, экономические и культурные права.
В период после Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Некоторые авторы называют их правами народов: право на мир, на здоровую окружающую среду и др. Зачастую такие права являются коллективными.
В современных теориях прав человека наблюдается тенденция относить к новому поколению такие права, которые конкретизируют индивидуальные права первых двух поколений (право на отличие, право на тишину и покой и др.), а также ряд коллективных прав (право на солидарность и на общение).
Кроме того, имеет место быть точка зрения о возможности выделения еще одного поколения прав человека. Так, О.Ю. Малинова предполагает, что «…возможно, на горизонте – пятое или шестое поколение прав...». Аргументирует она это тем, что корпус прав, требующих защиты, неизбежно будет расширяться. Вместе с тем этот процесс нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, расширение круга признаваемых прав должно усиливать правовую защищенность личности. С другой – каждое поколение приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежные конфликты новых прав со старыми, в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться.[61]
Классифицировать прав и свободы, а равно и обязанности, можно на:
- основные;
- дополнительные.
Последние производны от первых и конкретизируют их. Например, право участвовать в управлении государством – основное право, а избирательные права производны от него, суть одно из его проявлений.
Но наибольшее значение имеет традиционная классификация соответствующих прав, свобод и обязанностей по содержанию на личные (гражданские), политические, социально-экономические, духовно-культурные.
Личные (гражданские) права и свободы относятся к естественным, неотъемлемым правам человека. К числу таковых относятся: достоинство личности; право на жизнь; свобода и неприкосновенность личности и др.
Политические права предоставляют гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни. Политическими правами являются свобода союзов и ассоциаций; свобода демонстраций и собраний, печати, радио и телевидения, право на участие в отправлении правосудия.
Экономические (право частной собственности, свобода предпринимательской деятельности), социальные (трудовые права, право на социальное обеспечение) и культурные (свободный доступ к культурным ценностям, свобода творчества и научных исследований) права являются возможностями каждого человека, имеющимися в указанных сферах.
Дата добавления: 2015-09-21; просмотров: 1272;