Индуктивные методы установления причинных связей
Выражая в мышлении взаимосвязи и взаимообусловленности предметов универсума, мы исходим из фундаментального представления, что любой из этих предметов (явления, свойства, процессы, функции и т. д.) обусловлен в своём возникновении, существовании и исчезновении какими-то другими предметами. Что какая угодно предметная область универсума предстаёт перед нами по существу в качестве причинно обусловленной (детерминированной) совокупности явлений. Что в мире в целом объективно вообще нет предметов ничем не обусловленных, т. е. в принципе не имеющих известные или неизвестные нам причины. Такая детерминистская точка зрения, согласно которой понятие о «беспричинном предмете» является пустым, есть необходимая интуитивная предпосылка всякой логики, как и собственно здравого смысла. Именно эта точка зрения была на ещё на заре античной философии афористично выражена Демокритом — великим атомистическим философом и одним из разработчиков индукции (в недошедшем до нас произведении «Канон»): «Я предпочитаю одно причинное объяснение персидскому престолу». Итак, каждый предмет из всего многообразия предметов мысли является носителем универсального признака: «быть причинно обусловленным». Это значит, что существенной стороной наших правильных рассуждений является их соответствие исходным причинно-следственным закономерностям. В связи с чем вкратце охарактеризуем то, что мы понимаем под причиной: причиной принято называть всякое явление (или совокупность явлений), которое непосредственно обусловливает, порождает другое явление, называемое следствием. Кратко обозначим характерные черты всякого, выступающего в качестве причины явления: 1) всеобщность, означающая, как это было показано выше, что в универсуме объективно не существует беспричинных явлений, поскольку какой бы то ни было предмет мысли причинно обусловлен; 2) последовательность во времени, означающая, что причина всегда предшествует явлению-следствию. Это значит, что не может быть причиной какого-либо явления такое иное явление, которое либо наступает позже первого, либо существует с ним синхронно.
Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 780;