Исторические этапы развития техники
Первый — зарождение примитивных технических приспособлений для хозяйственно-бытовых нужд: мотыга, топор, лопата, скребок, нож, шило и т.п. Хронологически это вся доисторическая эпоха: от её становления до первых древних цивилизаций IV—III тысячелетий до н.э.
Второй — ремесленное становление технических приспособлений. Хронологически отсчёт можно вести с IV тысячелетия до н.э. и до эпохи Нового времени конца XVI — начала ХУП в. Технические приспособления в этот период стали существенно отличаться от первобытных, но они всё ещё были приспособлениями, а не техникой, так как не произошло естественнонаучного скачка, человечество только готовилось к нему. Ремесло ремесленника не основывалось на науке и теоретических расчётах, базой выступали традиционные знания и практические навыки поколений.
Третий — машинная техника, в основе которой лежала инженерная деятельность, которая, как более развитая форма технической деятельности, ориентируется на науку, на теоретическое и прикладное естествознание. Машины — паровые, механические, электрические. Машинная техника не могла появиться как альтернатива ремесленной технике в одно с ней историческое время, так как не было реальных условий свободному развитию естествознания, а также инженерной деятельности, которые позднее были вызваны к жизни объективными потребностями в развитии производительных сил.
Четвёртый — информационная техника: автоматизированные системы управления и информационно-технические системы (АСУ/ИТС). Этот этап технического развития начался в середине XX в. и продолжается по сей день. На смену машинной технике пришло машинное производство, автоматизированные технические системы (линии, цехи, заводы), электронно-вычислительная техника. Резко выросла производительность труда, путь от изобретения до внедрения технических приспособлений значительно сократился.
Из всей совокупности технических средств определяющими в жизни общества и его развитии являются те, которые функционируют в области материального производства, те есть там, где создаются материальные продукты труда, необходимые для жизни и деятельности общества и конкретного человека.
В то же время и в общественный быт широко вошли самые разнообразные технические приспособления, которые воспринимаются просто как должное — автомобили, СВЧ-приспособления, хладоагрегаты, персональные компьютеры, жидкокристаллические телевизоры, мобильные телефоны, Интернет. Человек и техника стали постепенно превращаться в целостную взаимодействующую систему.
В силу отмеченных факторов, мыслители разных областей знания, философы стали задумываться над вопросом; а так ли всё просто во взаимоотношениях человека и техники? Стали появляться как оптимистические, так и пессимистические теории техники. Однако они основывались на методологической базе техницизма, при которой отношения между обществом и техникой представлялись в искажённом виде, потому как техника рассматривалась в виде некой силы, неподвластной человеку. Формировалось общественное сознание с оттенком технофобии, но параллельно этим взглядам в обществе, научном сознании шло концептуальное построение позитивного восприятия техники и результатов её влияния на человека.
В аспекте этого подхода целесообразно уяснить значение и сущность научно-технического прогресса для общества.
Научно-технический прогресс (НТП) характеризуется как взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой стороны, в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях.
В обоих случаях достигнутые результаты научно-технического прогресса представляются в виде материализованных в средствах и предметах труда результатов научных открытий, неких «ноу-хау». Материализация происходит в двух формах: во-первых, в прикладной (достаточно быстрая по времени); во-вторых, в фундаментальной (теоретической, требующей значительно большего времени, а также проверки идей, корректировки, уточнения).
Однако независимо от времени материализации, научно-технический прогресс стимулирует качественные преобразования, как материального производства, так и непроизводственной области, оказывает воздействие практически на все сферы общественной жизни: экономику, экологию, управление, науку, педагогику, искусство, медицину, физкультуру, оборону, общественную безопасность.
Научно-техническая революция (НТР) — наиболее масштабный по своим экономическим и организационным параметрам и последствиям этап интеграции науки и производства, приходящийся на 50 — 60-е годы XX века. В результате возник качественно новый в истории человечества тип экономики — инновационная экономика, в которой началом и определяющим элементом всего экономического цикла являются научные знания и их эффективное использование во всей экономической цепочке «производство — продажа — потребление». Вклад научной составляющей в общую стоимость высокотехнологического продукта составляет от 7 до 20%. Возможности научно-технической революции оказались наиболее эффективно используемыми в странах с развитой рыночной экономикой, позволившей им сделать существенный экономический рывок и выиграть в конце XX в. конкурентную борьбу у более инерционной планово-директивной экономики социалистических стран, несмотря на их огромные бюджетные расходы на развитие науки.
Для двадцатого века большое значение имели достижения в области компьютерных разработок и искусственного интеллекта. В связи с возникновением «сложной техники» появляется такое понятие как демонизм - злое начало техники; проявление ею себя как силы, увлекающей за собой. Ещё в семидесятые годы двадцатого столетия широко обсуждались вопросы «Думает ли машина? Сможет ли она творить?». Утвердительные ответы строились на следующей логике: человек творит и открывает новое в науке или искусстве на основе накопленных им знаний; как именно соединяются в новые смыслы эти часто известные всем истины в голове отдельного человека, никто не знает; исключать возможность соединения старого в новое, или возможность появления новых знаний у машины (тем более, у компьютера), «обладающих довольно большим объёмом знаний», теоретически невозможно. В другой логике технику можно рассматривать как система, которая «сможет порождать новые смыслы из себя», в качестве примера может послужить процесс освоения языка ребёнком: какое-то время он познаёт слова и запоминает их, мучает всех вопросами и вдруг начинает говорить сложными предложениями, правильно соединяя слова и удивляя всех. Ещё один вариант «демонизации» - действие вируса или «ошибки, способных вызвать перестройку программы». Компьютер остаётся «только псевдосубъектом», до тех пор, пока деятельность созданной человеком техники подвластна его контролю. Как только уровень «самостоятельности» этой техники перешагнёт возможности человека, машина будет продолжать творить новые образцы техники и решать свои задачи, но не сможет отвечать за последствия «работы», или функционирования созданного. Для компьютера сегодня характерны выполнение функций аналогичных мыслительной деятельности и влияние, или воздействие на человека.
Понятно в этой связи, что чем выше уровень технических возможностей, тем выше должна быть ответственность человека за свои действия. В связи с новыми возможностями воздействия на человека, впервые возникает проблема самоидентичности человека.
[1] Толстой Л.Н. Война и мир //Собрание сочинений: в 20 т. - М.,1974.Т.7. - С.48.
[2] Подр. см.: Крымский С.Б., Кузнецов В.И. Мировоззренческие категории в современном естествознании. Киев, 1983. С. 88—120.
[3] В индийском обществе сформировались четыре группы, или варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, различавшиеся по своему общественному положению, правам и обязанностям. Брахманы — жрецы и кшатрии — воины составляли высший социальный слой, к вайшьям относились ремесленники, земледельцы, торговцы, низший же общественный слой составляли шудры. К этому времени относится и возникновение государства в Индии. Особенности социальной организации нашли свое отражение в Ведах.
[4] Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. - М.: Аграф, 1999. С. 16.
[5] По преданию, эта идея была принесена в дар Аполлону “семью мудрецами”. Как сообщает философ Платон в своем диалоге «Протагор», однажды Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисоне и Хилон (VI в. до н. э. ) собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгого диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине. Найденную истину — «познай самого себя» — они и написали на стене храма в Дельфах.
[6] Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия. Мифология в зеркале рефлексии. - М.: Изд-во МГУ, 1993. С. 41.
[7] Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. - М.: Аграф, 1999.
[8] Когда это понятие используется современным человеком, то он понимает его обычно в двух различных смыслах - во-первых, как вполне конкретный физический объект, определяющий тип вещества, и, во-вторых, как идею существования фундаментальных элементарных составляющих вещи, далее которых вещь уже не делится. В этом смысле и говорят, что именно современные элементарные частицы играют роль демокритовских фундаментальных «кирпичиков материи».
[9] Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. - М.: Аграф, 1999. С. 217.
[10] Ученик почитал учителя, говоря, что отцу обязан жизнью, а Аристотелю тем, что она значит. Многие достоинства Александра - мудрость в управлении, великодушие, гуманность, любовь к наукам, стремление не просто к завоеванию, но еще и к насаждению культуры - должны быть приписаны влиянию Аристотеля.
[11] При жизни Аристотель не был любим. Наружность его не отличалась привлекательностью. Он был малого роста, сухощав, близорук и картав; на губах его играла язвительная улыбка; он был холоден и насмешлив. Противники страшились его речи, всегда ловкой и логичной, всегда остроумной, подчас саркастической, что, конечно, доставило ему немало врагов.
[12] Термин «метафизика» происходит от названия «То, что идет после (греч. μετα-) физики», под которым Андроник Родосский в 1 в. до н. э. объединил сочинения Аристотеля по «первой философии», поместив их в своем издании «после» сочинений по физике.
[13] Аристотель. Политика. В кн.: Антология мировой философии. Т. 1. — М., 1969-1971.-С. 467.
[14] См. Гусев Д.А. Краткая история философии.
[15] Эвдемонизм (от греч. eudamonia блаженство) - этическое направление, рассматривающее блаженство, счастье как мотив и цель всех стремлений. Приверженцы эвдемонизма считали счастливым и в то же время добродетельным человека, духовные и телесные способности которого могут беспрепятственно развиваться, который благодаря всестороннему развитию этих способностей доставляет удовольствие себе и другим, так что ему обеспечены уважение современников и славная память потомков. Представители эвдемонизма – Сократ, Эпикур.
[16] Через несколько лет после взятия Рима вестготами (410 г).
[17] Декарт Р. Рассуждение о методе. Сочинения в 2 т. Т. 1. — М., 1989. — С. 263-264.
[18] Маркс К. К критике политической экономии - Предисловие. // Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2-е изд. Т. 13. -М.: Государственное издательство политической литература, 1961. С. 6.
[19] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 278.
[20] Там же.
[21] Там же. С. 281.
[22] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 384.
[23] Там же. С. 145.
[24] Там же. С. 367.
[25] Там же. С. 25.
[26] Основной принцип здесь: «Нужно наслаждаться жизнью!». Примером и символом человека, ведущего такой образ жизни, является для Кьеркегора Дон-Жуан. Дон-Жуан — это человек, который стремится заполнить свою жизнь острым неординарным содержанием, а не просто коллекционирует романы из спортивного интереса.
[27] Именно здесь человеку открывается настоящий смысл дилеммы «или — или»: ее не могут уяснить себе люди, душа который расслаблена, личности которых недостает энергии.
[28] Здесь человек служит уже не всеобщему моральному закону, а воле личного существа — Бога.
[29] Вражда Шопенгауэра к Гегелю была неслучайной — она вызвана коренной противоположностью их мировоззрений. Шопенгауэра возмущает сама идея разумности мира. Сущность мира для него — не разум, а воля. В своем творчестве он выступал против диалектики и историзма Гегеля, призывал вернуться к кантианству и платонизму, а универсальным принципом своей философии провозгласил волюнтаризм, согласно которому главной движущей силой, определяющей все в окружающем мире является воля.
[30] Фатализм — учение о предопределенности мира и жизненного пути человека (Богом, судьбой, или естественными законами).
[31] Заратустра (или Зороастр) — древнеиранский пророк, основатель религии зороастризма.
[32] В книге «Так говорил Заратустра» Ницше провозглашает программу «переоценки всех ценностей», которая реализуется в последующих работах. Он хотел бы разоблачить традиционные для европейской цивилизации ценности как ложные предрассудки.
[33] Эдипов комплекс - это совокупность проблем, которые испытывают молодые мальчики, когда вступают в соревнование с отцом за любовь матери. Этот комплекс иногда присутствует и в более поздние периоды жизни.
[34] Съедение здесь — магический обряд. Первобытные люди верили, что подобное вызывает подобное, что съедая что-либо, мы присваиваем себе его качества. Поэтому мальчикам, например, не рекомендовалось питаться мясом робкого дикобраза и т.п. Т.е. братья должны были съесть отца для усвоения его силы и могущества.
[35] В химии сублимация — это возгонка, переход вещества из кристаллического состояния непосредственно, т. е. без плавления, в газообразное.
[36] Представьте себе, что кто-то просит у Вас денег в долг. Вы не даете, причем, вовсе не из рационального опасения не получить их назад. Но Ваше Срерх-Я не одобряет жадности. Чтобы не вступать с ним в конфликт, Вы не только для других, но и для себя придумываете вполне рациональное объяснение своего отказа: я не хочу потакать его иждивенческим настроениям, стремлению жить за счет других, для него самого же будет лучше, если он будет рассчитывать только на свои силы и т. д.
[37] На этом основании он часто рассматривается и как основоположник социологии как науки. Это вряд ли справедливо, ведь им выдвинута лишь идея такой научной дисциплины, к конкретным исследованиям общества он не приступал. Рассуждения самого Конта об общественной жизни укладываются в рамки традиционной умозрительной социальной философии.
[38] Агностицизм – философское течение, отрицающее или ограничивающее познаваемость мира.
[39] От греческого слова «образец», «модель».
[40] Например, масса Ньютона и масса Эйнштейна — это разные понятия. Первая — мера материальности тела, она ни от чего не зависит, абсолютна. Вторая — изменчива и зависит от энергии.
[41] Это можно считать примером того, как влияют на науку культурные и социальные факторы.
[42] Например, при решении важнейших проблем общество вынуждено полагаться на мнение ученых экспертов, заключения которых оно неспособно проверить. В результате, мы все становимся заложниками научной экспертизы. А ведь ученые могут заблуждаться, или исходить из недостоверной теории, которая пока кажется верной, или вообще быть необъективными.
[43] Субстрат (от лат. sub – под и stratum – слой, пласт; позднелат. substratum – основа, фундамент) – основа существования, выступающая в качестве всеобщей сущности, неизменных первоначал и принципов, единство всего многообразия существующего. Термин «субстрат» введен схоластами XIV в. для обозначения реальных индивидных объектов.
[44] Субстанция (substantia – под-лежащее, лежащее в основе - то, что существует самостоятельно, само по себе.
[45] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.18 («Материализм и эмпириокритицизм»). С. 131.
[46] Толанд Дж. Избр. соч., М.–Л., 1927, с. 92.
[47] К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 20. С. 391.
[48] Эту самостоятельность следует понимать почти буквально. Термин «культура» в латинской традиции использовался лишь с дополнением в родительном падеже, означая культуру чего-либо (ума, души). Новое употребление освободило его от этой служебной роли. Слово «цивилизация» вообще было новым словом, возникшим на основе преобразования близких ему глагола и причастия, а затем отделившимся от своей «обветшалой родни» (Люсьен Февр).
[49] См.: Каган М.С. Общее представление о культуре // Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. - СПб., 2003. - С. 8-9.
[50] См.; Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб. : Петрополис, 1996. – C. 221–253.
[51] См.: Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб, 1997. - С. 164.
[52] См.: Каган М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб. : Петрополис, 1996. – C. 221–253.
[53] Каган М.С. Философия культуры. - С. 264.
[54] См.: Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996.
[55] Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга первая. 2-е изд. - СПб, 2003. – С. 43-44.
[56] Флиер А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2000. - С. 25-26.
[57] См.: Каган М.С. Философия культуры. - С. 96.
[58] Цивилизация (лат. civilis - государственный, гражданский) - в высшей степени эклектичное и многозначное понятие. В своем происхождении термин «цивилизация» восходит к латинскому слову «civilis», относящемуся к качествам «гражданина» как «городского жителя». До нашего времени это значение сохранилось в слове «цивильный», по-прежнему несущем в себе (в западных языках) качества, подобающие гражданину — учтивость, любезность, приветливость и привычность к городской среде.
[59] Рус. пер.: Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. – М.: Мысль, 1993; т. 2. – М.: Мысль, 1998.
[60] На русском языке опубликованы следующие работы Г.Чайлда: 1) Чайлд Г. Прогресс и археология. - М., 1949 ; 2) Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации. - М., 1952 ; 3) Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. - М., 1956; 4) Чайлд Г. Арийцы. Основатели европейской цивилизации. – М., 2007.
[61] Свободные граждане, имеющие гражданские права, но не принадлежащие к аристократии
[62] Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006. С. 135.
[63] В разделе использован материал: Мерцалов В.Л. Происхождение человека//URL: http://filosofia.ru/70014/
[64] Борн М. Физика в жизни моего поколения. М., 1963. - С. 81.
[65] Полани М. Личностное знание. На пути к посткритический философии. М., 1985. С. 299.
[66] Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 124
[67] См. подр.: Кон И.С. Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV № 1. С. 51-65; см. также: Посткдассические гендерные исследования: Коллективная монография/отв. редактор Н. X. Орлова. -СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2011. С. 8-32.
[68] Кон И.С. Человеческие сексуальности на рубеже XXI века. Доклад на семинаре "Гендер и сексуальность",
Европейский университет в Санкт-Петербурге, 19-21 января 2001 года //URL: http://www.pseudology.org/Kon/Articles/HumanSexualities.htm
[69] Кон И., Темкина А. Homo sexualis и cовременноcть: закончилась ли сексуальная революция? // Гендер для чайников-2. - М., Звенья, 2009. С. 140-141.
[70] См.: Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М., 2009. С. 99-103; Кон И.С. Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV № 1. С. 56.
[71] Кон И.С. Три в одном: сексуальная, гендерная и семейная революции // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. XIV № 1. С. 58.
[72] Использовано: Ойзерман Т.И. Философия как единство научного и вненаучного познания //
Научные и вненаучные формы мышления. М.-Киль, 1996
[73] Словарь иностранных слов и выражений /Авт.-сост. Е.С. Зенович. М., 1998. С. 100.
[74] Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2000. С. 18.
[75] Там же.
[76] Борчиков С.А. Метафизика виртуальной реальности (Опыт единой теории виртуальной реальности) // Труды лаборатории виртуалистики. М., 2000. № 8. С. 34.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1034;