Компьютеризация и ее социальные последствия. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества
Компьютеризация науки - это процесс, сутью которого является оснащение научного пространства новой производительной силой - искусственным интеллектом компьютера. Как новая производительная сила, компьютеризация позволяет не только хранить сумму накопленных знаний более совершенным способом, но и особым образом обрабатывать интеллектуальный материал, анализировать его.
Компьютеризация - это новый формат научного знания. В таком случае компьютер выступает как инструмент получения и обработки научного знания.
Компьютеризация науки начинается с 70-х гг. XX в. Она позволяет создать новый уровень научного пространства существования и развития знания, создаются новые возможности для распространения научного знания. Одна из таких возможностей - ведение научного диалога на расстоянии, организация виртуальных конференций и форумов. Это не только значительно экономит человеческое время, энергию и материальные средства, но и позволяет осуществить контакт чуть ли не с любой точкой мира.
На сегодняшний день компьютер и информационная система Интернет позволяют создавать целые виртуальные институты. Компьютеризация создает в подлинном смысле принципиально новые средства выработки, хранения и использования информации.
Еще одна радикально новая возможность, которую предоставляет компьютеризация ученым, - это создание виртуальных полигонов для реализации теоретических знаний на практике. В идеале, обладая такими возможностями, нет необходимости проводить эксперимент в условиях реальной окружающей среды. Затратность эксперимента, его вредоносность и длительность процесса преодолеваются с помощью компьютерного эксперимента. Посредством компьютера можно также смоделировать возможное развитие какого-либо процесса, будь то процесс исторический, физический или биологический и т. п.
В соотношении искусственного и естественного интеллекта необходимо учитывать очевидное противоречие: то, что становится искусственным и передается машине, перестает быть интеллектом, а то, что подлинно интеллектуально, остается вне функций компьютера. Тем самым человек не может получить выигрыш в искусственном интеллекте, не проиграв чего-то в естественном. Остается открытым вопрос: дает ли компьютер принципиально новую информацию или он лишь перерабатывает то, что заложено в него человеком.
В философии возникают вопросы, связанные с компьютерной этикой. Компьютерная этика ставит вопрос о способах (правомерном или неправомерном) использования информации в информационном обществе. Компьютерная этика освещает вопросы, связанные с угрозой тайнам частных лиц и защитой корпоративных секретов, созданием институционального автоматизированного управления, гарантирующего неприкосновенность частных тайн и невозможность вторжения посторонних в автоматизированные базы данных сети.
Компьютерная этика включает в себя и так называемые «кодексы специалистов», в которых регламентируются ответственность за ошибки, допущенные в ходе функционирования компьютерных программ, а также отношения между компьютерной техникой и институциональной властью (имеется в виду, каким общественным и идеологическим интересам служат определенные виды доступа к компьютеру).
С другой стороны, использование информационной техники в области принятия научных решений ставит вопрос об ответственности как исследователей, так и программистов. Речь идет об определенных типах информационных технологий, которые могут вызывать «информационное загрязнение» или создавать так называемый «парадокс информационной технологии», когда чем больше информации, тем меньше возможности ее контролировать.
Компьютеризация и информатизация создали новые возможности в сфере образования. Использование компьютеров расширяет возможности активных форм занятий в учебных аудиториях, позволяет имитировать изучаемые процессы, создавать ситуации, близкие к реальности. Использование сети Интернет, мультимедиа-технологий радикально расширяют возможности дистанционного обучения. Однако и в этой сфере возможности компьютера имеют свои пределы. В целом ряде профессий непосредственное общение преподавателя с обучающимся является более адекватным механизмом передачи исходных смыслов, нежели с использованием машины в качестве посредника. Язык компьютерных систем неадекватен некоторым измерениям человеческого существования, не способен к отражению практического рассудка, опирающегося на неявные, скрытые формы знаний. Миру компьютера чужды смысловые измерения, присущие мастеру. Проблема границ компьютеризации объединяет познавательные усилия социологов, ученых и практиков самых различных профессий.
Виртуальная реальность – это высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами. При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.
Характерными признаками виртуальной реальности являются:
- моделирование в реальном масштабе времени;
- имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;
- возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.
Термин «виртуальная реальность» был предложен в 1984 г. американцем Дж. Ланьером (Jaron Lanier), владельцем фирмы, освоившей выпуск компьютеров, способных создавать стереоскопическое изображение. Но есть версия, что этот термин был придуман в 70-х годах ХХ в. в Массачусетском технологическом институте для обозначения интерактивности человека в компьютерном пространстве.
Наиболее широкое распространение словосочетание «виртуальная реальность» и получило применительно к компьютерным системам, что было зафиксировано как факт в некоторых словарях, например: «…Виртуальная реальность – совокупность программно-аппаратных средств для создания ощущения присутствия в мире компьютерных игр, сетей, систем».[73]
Возвращаясь к идее компьютерной виртуальной реальности, подчеркнем, что она вполне соответствует идеологии постмодернизма, одной из главных особенностей которого явился плюрализм. С момента распространения компьютерных технологий берут свое начало и многие более современные философские концепции виртуальной реальности, которые также основаны на плюралистических идеях постмодернизма. Компьютерная виртуальная реальность, внедряясь во все сферы жизни, получила не только свое развитие, но и признание. Это вызвало очередное усиление интереса философов и психологов к данной проблеме.
Д.В. Иванов предпринял попытку социологического обнаружения признаков виртуальной реальности во всех сферах общества. «Виртуализация в таком случае, – пишет он, – это любое замещение реальности ее симуляцией, образом – не обязательно с помощью компьютерной техники, но обязательно с применением логики виртуальной реальности...».[74]. Виртуальная реальность заменяется на постмодернистский термин «симуляция». Даже из перечисленных автором «универсальных свойств виртуальной реальности» – «…нематериальность воздействия (изображаемое производит эффекты, характерные для вещественного); условность параметров (объекты искусственны и изменяемы); эфемерность (свобода входа/выхода обеспечивает возможность прерывания и возобновления существования»[75] – становится очевидным, что они не распространяются на виртуальные частицы, на измененные состояния сознания, обозначаемые Носовым психологической виртуальной реальностью, а являются характеристикой компьютерной виртуальной реальности.
Результатом экспансии понятия «виртуальность» в разные отрасли науки явилась новая проблемная область, «созданная» дискуссией о возможности создания единой теории виртуальной реальности. Так, в общую теорию виртуальной реальности предлагается соединять два смысла: традиционный, берущий свое начало от «virtus» и отождествляемый с «возможным», и компьютерный, понимаемый как вид гносеологической реальности. В результате получается следующий вывод: «Виртуальная реальность есть единство объективной и субъективной реальностей, спрессованное в единицу виртуала».[76] Такое определение виртуальной реальности не снимает наши сомнения, так как непонятно, в чем проявляется единство объективной и субъективной реальности и как данное определение можно применить к теории виртуальных частиц.
Таким образом, в конце ХХ – начале ХХI в. наблюдается возврат к философскому осмыслению понятия «виртуальное», обнаруживает себя тяга к осмыслению его как единой, целостной формации реальности. Опираясь на сделанный анализ, можно констатировать следующее:
а) все идеи виртуальности так или иначе сопряжены с идеей множественности миров;
б) виртуальность рассматривается как способность чего-либо (силы, объектов, реальностей) существовать в свернутом (потенциальном) состоянии и оказывать при этом воздействие на действительность (отождествление с термином «возможность»);
в) виртуальность осмысливается как свойство трех пространств бытия или их соотношение: субъективного мира человека, объективного мира природы, искусственно созданного мира человека;
г) в основе всех идей виртуальности выделяется «взаимодействие»;
д) виртуальность рассматривается как способность чего-либо существовать в пространстве «между»;
е) создание единой теории виртуальной реальности является предметом достаточно острой дискуссии.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 2893;