Техника как социокультурный феномен. Основные исторические этапы развития техники
Критерии и определение техники.Термин «техника» относится к множеству предметов, в которых поверхностный взгляд не усматривает ничего общего. Действительно, каменное рубило, ткацкий станок, паровой двигатель, лазер, компьютер разделяют не только сотни и тысячи лет, но также кардинальные различия во внешнем облике, конструктивных особенностях, принципах и конкретных целях функционирования. Впрочем, подобным образом обстоит дело и с такими изобретениями, родившимися, по сути дела, на протяжении жизни одного поколения людей, как, например, кино- и радиоаппаратура, ядерный реактор, космический корабль, искусственная почка, стимулятор сердечной деятельности.
Действительно термин «техника» подобно слову «ключ» и некоторым другим словам, многозначен. Он стал синонимом словам, которым обозначаются разные понятия и соответственно разные денотаты (обозначаемый предмет). Конкретный смысл его задается контекстом. Если контекст не вносит должной ясности, то во избежание семантического спора о словах следует уточнять, что под ним подразумевается.
Лишь теоретическое мышление вскрывает за этим практически безграничным многообразием некий инвариант, единое внутреннее качество, определяющее причастность к области техники. Показателем его является органическая взаимосвязь нескольких признаков. В их числе, прежде всего, принадлежность к миру культуры, точнее говоря, искусственность, артефактность, антропогенность. Далее, материальность, ограничивающая технику от артефактов духовного характера и вместе с тем вследствие антропогенности воплощающая в себе силу человеческого познания. Наконец, инструментальность, предназначенность к выполнению функции средств целенаправленной человеческой деятельности.
Всеми перечисленными признаками задается теоретический образ техники, создаваемый при помощи логически связанных друг с другом понятий. Свое концентрированное выражение он получает в соответствующем определении. Строго говоря, ныне сложился ряд таких определений, перекликающихся друг с другом. Согласно им техника представляет собой совокупность искусственных материальных средств целенаправленной человеческой деятельности или, иными словами, это все множество материальных артефактов, предназначенных для получения новых артефактов, для дальнейшей артефикации природы. В иной формулировке, это весь массив антропогенных органов человека, транслирующих и приумножающих его усилия, направленных на освоение действительности. Имеются и другие версии. Но и в них, в сущности, нюансируется та же самая общая мысль, которая пронизывает приведенные дефиниции. Различные выражения ее лишь акцентируют ту или иную грань техники и носят в значительной степени терминологический характер.
Нельзя, однако, обойти молчанием тот факт, что реальное словоупотребление привязывает термин «техника» не только к средствам деятельности. В духе античного «техне» он прилагается и к уровню умения, мастерства субъекта деятельности, безотносительно к тому, сопряжена ли она с использованием искусственных материальных средств (говорится, например, о технике танца, технике игры шахматиста). В связи с этим подчас делается вывод о технике «в широком смысле слова», о том, что техника есть явление, охватывающее как средства, о которых идет речь, и которые необходимы далеко не во всех видах человеческой активности, так и качественные характеристики любой деятельности, вплоть до тех, которые не нуждаются в каких-либо технических приспособлениях.
Что же касается трактовки техники, выраженной в приведенных выше определениях, то надо учитывать ограниченность любой дефиниции. Сколь бы пространна ни была та или иная формула, в концентрированной форме выражающая суть техники, она всегда выступает лишь как стержень образа последней, отнюдь не исчерпывая все его богатство. Поэтому необходимы некоторые дополнения и уточнения, которые наносят на образ техники детализирующие его штрихи, придают ему большую четкость, своего рода красочность и объемность.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 904;