Позитивистская философия
Позитивистская философия, ставшая одним из важнейших философских течений XX в., возникает еще в середине предыдущего столетия. Причем, позитивизм — это не только распространенная в последние два столетия философия, но и характерное для нашей эпохи мировоззрение. Позитивизм — мировоззрение научно-технической цивилизации, распространенное прежде всего в среде инженерно-технической интеллигенции. Его возникновение и распространение связано с теми изменениями в экономике и духовной жизни Европы, которые происходят в XIX столетии, с мировоззренческой и социальной экспансией науки. Именно в XIX в. наука реально выдвигается на центральное место в духовной культуре общества и окончательно вытесняет оттуда религию, занимавшую это место в средние века. Этот процесс берет начало еще в XVII в., когда происходит научная революция, связанная с именами Г.Галилея и И.Ньютона. Завершается он лишь после промышленной революции XVIII в., обусловившей переход от ручного труда к машинному производству.
Машинное производство вело к объединению ранее самостоятельных линий развития науки и техники. Лишь в XIX в. берет начало научно-технический прогресс как единый процесс развития науки и техники. До этого развитие науки и развитие техники лишь изредка пересекались. Наука начинает превращаться в непосредственную производительную силу. Лозунг Ф. Бэкона «знание — сила» воплощается.
Ядро позитивизма составляют следующие положения:
1) подлинное знание должно опираться на эмпирические факты, такое знание дают только конкретные (позитивные) науки;
2) все науки, как естественные, так и социальные, должны использовать единые научные методы наблюдения и обобщения данных, выдвижения гипотез и их эмпирической проверки;
3) в природе нет причинности, есть лишь регулярности, с которыми явления одного рода следуют за явлениями другого рода;
4) ученые в своих объяснениях не должны стремиться ответить на вопросы «почему», они должны лишь устанавливать законы того, «как» ведут себя явления и вещи;
5) наблюдения и факты как твердое основание знания обладают приоритетом перед теоретическими положениями, которые являются гипотетическими;
6) метафизика (спекулятивные рассуждения, объяснения через «сущности», «конечные причины» и т.п.) является устаревшим и бессмысленным хламом, от которого нужно очистить науку и человеческое мышление.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 731;