Философия позитивизма Огюста Конта
Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, который в своем «Курсе позитивной философии» (1830-1842) сформулировал его основные положения Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903).
Конт – ученик Сен-Симона.Термин «позитивизм» впервые использовал Анри Сен-Симон для обозначения метода науки, который должен распространиться и на философию. Его работы: “О промышленной системе” (1821), “Катехизис промышленников” (1823— 1824), “Новое христианство” (1825). Главный критерий прогресса — развитие научных знаний, морали, религии, производным от которого является и другой показатель — благосостояние и счастье большинства общества. Соответственно история, по Сен-Симон, прошла в своем движении от низших общественных форм к высшим три стадии развития: 1) «теологическую» (от первобытного идолопоклонства до политеизма, на котором основывалось рабство); 2) «метафизическую», основанную на монотеизме христианства, приведшего к феодальному строю; 3) «позитивную» — будущий общественный строй, когда единого Бога сменит единый закон притяжения и возникнет научное мировоззрение с его носителями — светскими учеными и «промышленниками». Будущее общество у Сен-Симона основано на: научно- и планово-организованных производствах с сохранением частной собственности и классов; введении обязательного для всех производительного труда, когда каждый имеет право работать и получать вознаграждение «по способностям»; управлении не людьми, а распоряжении вещами и руководстве производством.
По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:
1) философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;
2) для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;
3) основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение;
4) философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, «внутреннюю сущность» окружающего мира и другие далекие от науки проблемы;
5) философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;
6) философия не должна стремиться стать «царицей наук», сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук.
Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной и технической. В этой связи философом были выделены:
• три стадии интеллектуального развития;
• три стадии технического развития.
К стадии интеллектуального развития относятся:
• теологическая (мировоззрение основано на религии);
• метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);
• позитивная (основана на науке).
К стадии технического развития относятся:
• традиционное общество;
• доиндустриальное общество;
• индустриальное общество.
Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:
• теологическая — традиционному обществу;
• метафизическая - доиндустриальному обществу;
• позитивная (научная) — индустриальному обществу.
Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская философия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.
Что касается строения научного знания, то оно фиксируется Контом в классификации наук, где переход совершается от простого к сложному, от абстрактного к конкретному и от древнего к новому:
1. Математика
2. Астрономия
3. физика
4. Химия
5. Физиология
6. Социология
7. Мораль
Конт выдвигает идею особой науки об обществе — социологии[37]. Причем, он представляет себе ее как социальную физику, т. е. как описание и обобщение наблюдаемых в общественной жизни явлений без поиска «скрытых механизмов» и «первых причин» развития общества. Социология должна делиться, по его мнению, на социальную статику (учение об условиях существования общества) и социальную динамику (учение об изменениях социальных систем). При этом социальная жизнь для Конта — это вариант биологического приспособления организмов к среде обитания. Такое сведение социального к биологическому становится модным в конце XIX в., после ознакомления научной общественности с дарвиновской теорией эволюции животного мира. Оно вполне отвечает позитивистскому стремлению сводить все сложное к более простому, высшее (социальную жизнь в данном случае) — к низшему (к биологическому).
Конт был убежден, что преобразование взглядов должно вести к преобразованию нравов, а последнее — к преобразованию учреждений. Болезнью современной эпохи он считал разногласие умов. Именно оно является причиной революционного состояния народов. Спасение общества в том, чтобы отдельные умы примкнули к известному числу общих принципов, на основе чего сложилась бы общая социальная доктрина. Конт надеялся, что его позитивная философия в недалеком будущем превратится в единую религию всего человечества, что позволит человечеству успешно разрешить все социальные проблемы на основе развития науки и техники.
В завершение изложения контовской философии можно поставить один критический вопрос: насколько сама эта философия соответствует провозглашенным в ней принципам, насколько, в частности, учение Конта можно считать лишь описанием и обобщением фактов? Критики Конта указывали на то, что его «закон трех стадий» таким обобщением не является. Формулируя его, Конт явно исходит из ценностных представлений: научное знание для него — несомненная культурная ценность, его преимущества над теологией и метафизикой не доказываются, а постулируются как нечто самоочевидное.
Герберт Спенсер (1820-1903) также видел задачу науки в познании сосуществования и последовательности явлении. При этом он допускал, что есть некая единая «Сила» или «Мощь», но они — тайна, в принципе непознаваемая человеческим разумом. Его главный философский труд — «Основные начала» (1862).
Задача философии — систематизировать научные знания. Наиболее общие истины, к которым приводит анализ действительности, — понятия вещества, движения, силы, эволюции. Спенсер уделял особое внимание эволюции, которую он характеризовал как высший закон всего существующего.Спенсер был большим поклонником учения Ч.Дарвина. Обобщая его теорию эволюции животного мира, Спенсер выводит общий закон эволюции, позволяющий, как он считал, понять развитие любого явления. Всеобщими чертами любых эволюционных процессов являются: 1) переход от бессвязности к связности, интеграция, 2) переход от однородного к разнородному, дифференциация (проявлением этого является специализация органов у высших животных, углубление разделения труда по мере развития общества), 3) переход от неопределенности к определенности, возрастание порядка. Пределом эволюции, т.е. любого процесса развития, является равновесие со средой. При достижении такового эволюция сменяется распадом.
В эволюции Спенсер выделяет следующие моменты:
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 3354;