Структура, методы и формы научного познания.
Как отмечалось нами выше, научное познание предполагает применение методов, т.е. специальных правил и приемов познавательной деятельности. Что же они собой представляют? Какова их роль в науке?
Метод— это способ достижения определенных результатов в познании и на практике. Что же касается научного метода, то он включает в себя систему правил, приемов и процедур, применяемых для получения достоверного знания. Кратко говоря, метод — это способ познания ("путь к чему-либо"). Отмечая его особое значение, английский философ Ф.Бэконсравнивал метод со светильником, который освещает дорогу бредущему в темноте путнику. Говоря о роли метода в науке, русский ученый И.П.Павлов писал следующее: "От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных".
В Древней Грецииодним из наиболее распространенных методов познания было наблюдение. Демокритпризывал внимательно наблюдать природу и выявлять ее законы, строить свою жизнь в согласии с природой. Сократактивно применял метод научной дискуссии и диалога со своими слушателями. Аристотельразрабатывал логику как науку о формах и способах правильного мышления и поиска истины.
Средневековая философия широко практиковала метод логического доказательства как способ аргументации существования Бога в мире. Применялись также методы самонаблюдения и самоанализа как приемы постижения человеком собственного духовного мира.
В Новое время Ф.Бэконразработал индуктивный, а Р.Декарт—дедуктивный методы научного познания. В самой же философии преобладал метафизический метод мышления, полагавший бытие как нечто неизменное, неподвижное. В XIX в. в классической немецкой философии стали активно разрабатываться и применяться генетический и исторический методы научного познания (И.Гердер, Г.Гегель). В философии нашел широкое применение диалектический метод исследования.
Методы познания принято делить на общие(они применяются во всех формах познавательной деятельности человека) и научные, применяемые в сфере научного исследования. Можно говорить также и о всеобщихметодах познания, которые присущи, преимущественно, философскому познанию (например, диалектический метод мышления).
Общие методы познания включают в себя такие, как наблюдение (получение первичного эмпирического материала), анализ и синтез (мысленное разложение предмета на части и их соединение), абстрагирование (выявление в предметах важнейших свойств и признаков). Это также и такие методы, как обобщение (выделение общих свойств класса предметов), индукция и дедукция, аналогия (установление сходства между предметами), эксперимент. Названные методы и процедуры сопровождают процесс человеческого мышления, и они доступны каждому мыслящему человеку.
К методам же научного познания относят те из них, которые применяются сознательно и целенаправленно, в интересах специального эмпирического и теоретического исследования.
Методы эмпирического научного познания включают в себя, прежде всего, наблюдение, описаниеи аналогию. Они активно применяются во многих науках, и особенно в естествознании — в биологии, физике, химии, астрономии.
Методы же теоретического исследования более разнообразны, и каждый из них решает специфические задачи. Так, метод формализации предполагает оперирование символами (знаками), которые как бы заменяют реальный предмет или процесс. Данный метод активно применяется в математике, химии, физике. Аксиоматический метод основан на использовании аксиом, т.е. положений, истинность которых не подлежит сомнению в силу их многократной доказанности на практике и даже очевидности. Генетический метод позволяет исследовать возникновение тех или иных явлений и процессов. Например, изучить появление жизни на Земле, проследить происхождение человека. Исторический методвоспроизводит всю историю предмета, взятую во всех ее подробностях и формах проявления.
В отличие от исторического, логический метод отслеживает лишь общую логику (направленность) развития предмета, важнейшие противоречия и тенденции этого процесса. Этот метод тоже воспроизводит историю предмета, но он как бы "очищает" ее от случайного и несущественного, от мелких деталей и выделяет в ней законы и закономерности развития. Моделирование, как метод, означает создание идеальных (мысленных) моделей, своего рода "заменителей" предметов. Это дает возможность воспроизвести в мышлении изучаемые процессы и проанализировать их. Можно, например, создать теоретическую модель перехода общества к рыночным отношениям и проследить возможные проявления этого противоречивого процесса.
Особое место в научном познании занимает метод восхождения от абстрактного к конкретному. С его помощью осуществляется переход от неполного (абстрактного) знания к относительно полному (конкретному) знанию. Хорошим примером применения этого метода может быть, например, работа К.Маркса"Капитал". В ней ее автор начал исследование современного ему буржуазного общества с его простейшей "клеточки" — товара, и закончил выводом о необходимости революционного преобразования этого общества, как социально несправедливого. Вообще, процесс познания общества как очень сложного организма, непременно должен происходить в соответствии со схемой "от абстрактного — к конкретному". Это же относится и к исследованию природы человека как явления многомерного, предельно сложного, и поэтому требующего многоступенчатости познания.
Названный нами метод можно представить графически в виде образа опрокинутой пирамиды. Ее вершина, оказавшаяся внизу, и являет собой абстрактное знание как исходная "клеточка" познавательного процесса. Основание же пирамиды в нашей схеме окажется вверху, и символизирует оно конкретное знание как "венец" и завершение познания на данный момент времени. Вместе с тем, это основание пирамиды является также и началом дальнейшего восхождения знания. Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть, таким образом, путь и закономерность развития всех без исключения наук, всей истории познавательной деятельности человека.
Научное познание—это динамичный и противоречивый процесс, который находит свое выражение в различных формах знания. Назовем и кратко охарактеризуем важнейшие из них.
Во-первых, это научный факт, который представляет собой зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление как объективно существующее или же существовавшее. Известно, например, что А.С.Пушкинпогиб на дуэли, а другой русский поэт, — С.А.Есенин, — ушел из жизни добровольно. Фактом является постепенное становление в современной России многопартийной системы. Факты есть, говоря словами И.П.Павлова, "воздух науки", ее эмпирический источник и основа.
Во-вторых, — гипотеза как научное обоснованное предположение или же система предположений о причинах конкретных процессов и явлений. Существуют, например, гипотезы о возникновении жизни на Земле, о природе тунгусского метеорита и другие предположения. Гипотезы подталкивают поиск истины, но они, по выражению И.Гете, "еще не факт". Это как вероятностное знание, которое требует обоснования своей истинности. В случае же аргументированного доказательства гипотеза становится достоверным знанием.
В-третьих, знание может существовать в форме идеи, которая объясняет сущность (суть) предметов, процессов и явлений. Это, например, диалектическая идея развития всего сущего, идея классовой борьбы, которую развивал классический марксизм и т.д.
В-четвертых, научное знание может воплотиться и в форме закона, который фиксирует объективные и необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи между предметами и процессами материального мира.
В-пятых, существует также и теория— система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте. Она описывает, объясняет и предсказывает его функционирование и развитие. Существует, например, теория человека, теория атомного ядра, теория естественного отбора и т.д.
Особое место в науке занимает научная картина мира, — целостный теоретический образ того, как мир устроен, движется и развивается. Она является сложным синтезом знаний, который достигается с участием многих наук. Существуют также понятия философской, религиозной, мифологической картины мира. Научная картина мира — это не только система знания, но и тот идеал, к которому стремится в своем движении познавательная деятельность человека.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 1082;