Ошибка и заблуждение
На уровне обыденного сознания эти два понятия воспринимаются как синонимы, поскольку результат ошибки и заблуждения одинаков - непреднамеренное искажение действительности. В этом плане всякое заблуждение можно считать ошибкой, но не каждая ошибка- заблуждение.
Вывод:Заблуждение- это неточность, которая возникает в процессе получения или интерпретации нового знания. Ошибкасвязана с нарушением устоявшихся алгоритмов, норм, эталонов и правил действия, при этом ошибка обычно носит сугубо индивидуальный характер и обусловлена личностными качествами субъекта, заблуждение вызвано же объективными обстоятельствами.
Часто встречающийся тип ошибок - логические ошибки.Их возникновение связано с нарушением основных законов формальной логики в процессе рассуждения (закон тождества, исключающего третьего, противоречия, достаточного основания) или же бывают также ошибки, которые связаны с неоднозначностью понимания тех или иных терминов науки. Такой род ошибок носит название формально-логических, если логическая неправильность в развитии мысли допускается преднамеренно и маскируется с целью ввести в заблуждение, то в результате мы приходим к софизму или софистике («измышление, хитрость»).
Типология заблуждения в науке Бэкона.
Бэкон выделял 4 вида признаков или идолов, которые мешают истинному знанию
1. идолы рода;
2. идолы пещеры;
3. идолы рынка;
4. идолы театра.
Идолы рода присущи всем людям и социально обусловлены. Это когда люди к природе вещей примешивают свою собственную природу. К идолам рода относятся:
а) «объективные иллюзии»- это так называемое явление кажемости, например, Солнце вращается вокруг Земли;
б) антропосоциоморфизм. Речь идет о том, что человек воспринимает все явления окружающего мира по аналогии с самим собой и по аналогии с жизнью общества. Антроморфизм нашего сознания проявляется не только в области древней мифологии, но также нашел отражение в языке, т.к. многим явлениям и предметам приписываются человеческие или социальные характеристики;
в) ценностное восприятие. Человеческие ценности - это прочувствованные и осмысленные человеком значимые вещи, явления, принципы, нормы, основы и т.д. «Ценности других», которые мы не разделяем, часто представляются нам иллюзиями, в то время как свои собственные ценности мы считаем разными.
Идолы пещеры - это иллюзии человека, связанные с его конкретным положением в жизни и обществе, это заблуждения, обусловленные индивидуальными предрассудками, представлениями и т.д. Человек принадлежит к определенной социальной группе, вернее ко многим социальным группам и объективно существующие интересы этой группы определяют его видение мира. Второй вид идолов пещеры - это иллюзии, порождаемые не социально-классовым положением. А индивидуальной судьбой. Личные иллюзии бывают «черные»- весь мир рассматривается пессимистически, бывают «розовые» иллюзии (чрезмерно оптимистические). В обоих случаях это субъективное искажение действительности.
Третий вид идолов пещеры - это содержательное искажение действительности, проистекающее из профессиональной деятельности.
Четвертый вид-это иллюзии, свойственные личным взаимоотношениям. Мы смотрим и воспринимаем окружающих людей из своей собственной субъективной пещеры и видим в них только то, что хотим видеть, а остальное может остаться незамеченным. К этому же разряду иллюзий относится и то, что психологи именуют приписыванием мотивов.
Идолы рынка - это иллюзии, возникающие в речевом общении, существующие благодаря особенностям человеческого языка и понятийного мышления, иногда предметом обсуждения становятся сами слова, вытесняя суть спора. Слова способны создать самостоятельный иллюзорный мир, который может вытеснять реальные отношения и отвлекать внимание на себя.
Идолы театра - это иллюзии, выражающие приверженность к авторитетам, системам и доктринам, которые воспринимаются не критически, как единственная и неизменная истина. Слепая вера в авторитеты научные, религиозные, политические резко сужает кругозор, только один избранный ракурс дает искаженный образ действительности и приводит к догматизму. Идолы театра поражают также тех, кто не может избавиться в жизни и в общении от когда-то принятых на себя ролей-масок и пытается сохранить неизменным свое однажды сформированное «Я».
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 915;