Диалектика абсолютной и относительной истины.
Объективная истина приобретается человеком не сразу во всем объеме, а постепенно, потому что окружающий мир безграничен и бесконечен, а человечество ограничено в своих возможностях познавать мир на каждом этапе исторического развития. Знания людей на каждом историческом этапе определяются достигнутым уровнем развития науки, техники, общественно-исторической практики. По мере развития научного познания открываются новые законы, а также уточняются те условия, при которых эти законы верны. Между познанным и непознанным нет непроходимой грани.
Вывод:
1.относительная истина выражает историческую обусловленность наших знаний, их ограниченность на данном этапе развития познания;
2. относительность объективной истины означает ее незавершенность, приблизительность, наличие моментов несоответствия объекту, односторонность его воспроизведения, верность в строго определенных условиях.
Но если истина относительна, то есть ли истины, которые не подвластны времени и являются абсолютными? Такие истины есть в любой науке. Это моменты объективного в относительной истине. Многое из того, что мы обнаруживаем в процессе познания, оказывается универсальным - всеобщим, абсолютным. Но даже такие истины могут изменяться. Абсолютность истиныозначает, что, она нигде никем и никогда не может быть опровергнута. Она всё та же для всех времён и народов с момента её открытия
Абсолютная истина в философии понимается в трех смыслах:
1. абсолютно полное знание обо всем, что было. Есть и будет в мире;
2.моменты абсолютного, непреходящего знания в составе знания относительного;
3. так называемые «вечные», окончательные истины.
В первом случае абсолютная истина не достижима,но нет предела все более полного отыскания ее содержания. Во втором и третьем смыслах абсолютная истина «включается» в человеческое познание, на каждом из этапов его развития и таким образом истиной является не только абсолютная истина, то есть полное и совершенно точное отражение действительности, но и приблизительная, неполная, то есть относительная истина.
Совершенно понятно, что абсолютно полного знания невозможно достичь ни на одном из исторических этапов развития общества; немецкий философ Гегель отмечал: «Истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман». Поэтому есть истины абсолютные (в философском смысле слова), и нет истины вечной, истины в последней инстанции. Последний момент концепции истины - это признание ее конкретности. Конкретность истины означает то, что она отражает предметы и явления в определенных условиях места и времени. Конкретность истины предполагает постоянное соотношение теории и действительности.
Метафизическое противопоставление абсолютной и относительной истин приводит к заключению, что можно получить истину в последней инстанции, вечную истину,если принимать за истину такие положения, которые справедливы в любое время всегда и везде, то это будет означать догматическое пониманиедействительности. Догматизм в познании возникает в том случае, если принимаются без доказательства и проверки теоретические истины, которые были верными в других условиях.
Релятивизм- это признание только условности и относительности знания и отрицание, какой бы то ни было объективной абсолютной истины, объективной модели или научной картины мира, к которой стремится познание.
Прагматизм - (от древнегреческого pragma - дело) «истина то, что приносит практическую пользу, то, что полезно». Представители этого философского направления считают истинными только те суждения, руководство которыми приносит практическую пользу, обеспечивает успех, позволяет удовлетворить запросы и потребности личности.
Что является критерием истины? Отыскать критерий истины,это, значит, найти такое объективное независящее от человека и человечества основание, которое позволяет отличить истинное знание от ложного. Таким критерием является практика, то есть критерием истины является не полезность или какое-то другое основание, а только истинность знания, то есть их верность в действительности.
Дата добавления: 2015-09-14; просмотров: 2854;